Украинская энергетика может зарабатывать до 10 млн. евро в день от экспорта электроэнергии в ЕС. Что для этого нужно?
Украина ощущает на себе ужасные экономические последствия из-за вторжения России. Ежемесячный дефицит в энергетике составляет около 250-300 миллионов долларов по сравнению с работой при обычных обстоятельствах.
Уровень потребления и сборов значительно ниже обычного. Несколько крупных потребителей были уничтожены, большое количество людей уехало из страны, а также очень много не платят по счетам.
За последние три года Украина создала функционирующий рынок электроэнергии. Все виды рынков, такие как рынок в сутки вперед, балансирующий, внутрисуточный и т. д., существуют и предоставляют соответствующие сигналы, несмотря на некоторые искажения.
Была создана энергетическая биржа. 16 марта даже прошла синхронизация с континентальной Европой, а несколько дней назад к ENTSO-E присоединилась компания “Укрэнерго”. Это было признание соблюдения правовой базы ЕС.
Проблемы с ликвидностью приводят к определенным паническим реакциям. Некоторым спекулянтам, решившим нажиться на войне, пришла идея, как урвать себе кусок, и они начали продвигать модель Единого покупателя, коррумпированную схему, которая когда-то существовала в Украине в энергетике, которую путем беспрецедентных усилий нам удалось отменить в последние годы.
В любом случае, эта схема не приносит в систему новых денег, а только выводит их в пользу некоторых чиновников и политиков.
Единственным краткосрочным решением получить больше средств является экспорт электроэнергии в ЕС, если не вспоминать сугубо гипотетические варианты получения субсидий из государственного бюджета, поддержка доноров или послевоенное восстановление.
В случае полного использования доступных 2 ГВт трансграничных мощностей на границе с ЕС, украинская энергетика сможет зарабатывать до 10 миллионов евро ежедневно на экспорте на запад. Однако до этого далеко.
При пробной синхронизации с ENTSO-E пока не разрешаются коммерческие перетоки электроэнергии. Постепенно будет предоставляться доступ к определенным мощностям, однако для полноценного использования экспортных мощностей понадобится год или больше.
Между тем, Украина должна организационно подготовиться к новому соглашению и прежде всего реализовать подготовительные мероприятия, совместимые с требованиями ЕС.
В настоящее время договор с ENTSO-E имеет два исключения: граница с Польшей и Молдовой. Только эти направления могут прямо сейчас использоваться для экспорта электроэнергии, однако их пропускная мощность очень ограничена.
Экспорт может обеспечить определенную выручку конкретным генерирующим компаниям и “Укрэнерго” как оператору системы передачи по перегрузке в трансграничных сетях.
Поскольку эта выручка может дать достаточно высокую прибыль из-за ценовой разницы между ЕС и Украиной, органы власти анализируют возможности перенаправления этих доходов на других стейкхолдеров в энергетике.
Первой идеей, появившейся у Регулятора (НКРЭКУ), было провозгласить создание нового специального обязательства (PSO), по которому экспортеры должны будут перечислять 80% платы за трансграничное сечение Гарантированному покупателю, что далее согласно решению Кабинета министров будет перенаправлять эти средства для финансирования дефицита.
Здесь нет никакой логики. Специальное обязательство в соответствии с законодательными актами ЕС и украинским законодательством должно быть прозрачным и заранее четко определенным. Никто не знает, в чем состоит специальное обязательство в этом случае.
За него тоже должна быть компенсация. Это означает, что позже из госбюджета должно быть выплачено возмещение экспортерам, в любом случае хорошо зарабатываемым. И здесь нет никакой услуги общественного интереса, только непредвиденные доходы. Надо называть вещи своими именами.
Второй идеей было предложить монополию на экспорт государственной компании, то есть Энергоатома, на которого возложено тяжелое бремя текущего специального обязательства по обеспечению населения и других групп потребителей дешевой электроэнергией.
Такая монополия уничтожит все рыночные элементы в структуре сегмента экспорта электроэнергии и будет иметь эффект, аналогичный возврату модели Единого покупателя.
Единственным, по моему мнению, вариантом, который позволит сохранить рыночный подход, является проведение аукционов на пересечение для экспорта и взимания компанией “Укрэнерго” регулярной платы за перегрузку в сети.
Таким образом у “Укрэнерго” останется дополнительная прибыль, которая в соответствии с законодательными актами ЕС и украинским законодательством должна использоваться на новые трансграничные пропускные мощности.
Пока никому не нужны новые трансграничные мощности. Эти средства следует временно использовать для покрытия срочных потребностей в ликвидности, но для этого необходимы незначительные изменения в Законе о рынке электроэнергии по пути перенаправления платы за перегрузку в сети.
Некоторым стейкхолдерам не нравится идея внесения изменений в законодательство, но введение несуществующего специального обязательства или делегирования монополии также требует законодательных изменений.
Попытки избежать их с помощью определенных правительственных постановлений убьют только новорожденный рынок. Это помешает возможности экспорта украинской электроэнергии и дальнейшей интеграции в ЕС. (Януш Копач, бывший директор Секретариата энергетического сообщества, специально для Экономической правды/Энергетика Украины и мира)