Украина обвинила Россию в краже газа и приостановила транзит через оккупированные территории. РФ в ответ “дегазифицировала” Донбасс. Что происходит?
11 мая госкомпания Оператор ГТС Украины (ОГТСУ) заблокировала почти 30% транзита российского газа в Европу в ответ на несанкционированный отбор горючего на оккупированной территории. Российский Газпром все обвинения отрицает и в ответ заблокировал для Украины возможность поставки газа в Донецкую и Луганскую области.
Почему Россия и Украина снова стоят на пороге газовой войны и кто в ней может победить в коротком материале LIGA.net.
11 мая в 7:00 Оператор ГТС прекратил прием газа из России в точке соединения Сохрановка, ведущей к компрессорной станции Новопсков в Луганской области [территории, временно захваченные РФ после нападения в 2022 г.]. Так, оператор украинской газотранспортной системы ответил на незаконный отбор Россией газа из транзитного потока в Европу.
По версии ОГТСУ, РФ незаконно скачивала транзитный газ через захваченную российской армией компрессорную станцию Новопсков. Дальше украденное топливо россияне направляли потребителям в оккупированных Донецкой и Луганской области.
“Указанные действия, согласно действующему транзитному контракту, являются форс-мажором”, – заявили в пресс-службе ОГТСУ. В госкомпании настаивают, что в результате агрессии российской стороны “оператор” упустил возможность выполнять свои обязательства по контракту.
Компенсировать украденные объемы газа европейским покупателям пришлось бы Украине, поскольку по транзитному соглашению с Газпромом, доставка – ответственность НАК “Нафтогаз Украины” .
Но не сейчас. “Украина больше не несет ответственности за транспортировку газа через оккупированные Россией территории”, – заявили в Нафтогазе 10 мая.
Контекст. Транзитный контракт на пять лет Нафтогаз, ОГТСУ и Газпром подписали в декабре 2019 года. Соглашение предусматривает, что РФ будет поставлять в Европу по 109,6 млн. кубов газа в день через украинскую территорию. Общая стоимость контракта – $7,2 млрд.
Согласно данным ОГТСУ, через заблокированный узел проходило около трети транзита российского газа в Евросоюз – до 32,6 млн. кубометров в сутки. Чтобы сохранить эти объемы, Нафтогаз и Оператор ГТС предлагали Газпрому перенести их на другой маршрут – в точку соединения Суджа, которая находится на подконтрольной Украине территории.
“Компания неоднократно сообщала Газпром об угрозах транзита из-за действий оккупационных сил, но эти обращения Россия проигнорировала”, – утверждают в ОГТСУ. О риске, что Украина может потерять треть транзитных мощностей, оператор предупреждал еще с первых недель войны .
По версии Газпрома, компания вроде бы не получила никаких подтверждений обстоятельств форс-мажора и не видит причин и возможностей изменять маршруты. Более того, Газпром заявил, что продолжает выполнять условия контракта и полностью оплатил услуги за транзит.
Впрочем, уже на следующий день [11 мая] в 6:55 утра Газпром прекратил поставлять газ из России в точку Сохрановка, а неизвестные на оккупированной территории перекрыли “кран” на газопроводе Шебелинка-Новопсков в Луганской области. “Фактически агрессор лишил Украину возможности транспортировать газ в Луганскую и Донецкую области”, – прокомментировал эти действия глава ОГТСУ Сергей Макогон в Facebook .
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО . Сколько потребителей в Луганской и Донецкой области остались без газа, сосчитать сложно, говорит президент Центра глобалистики Стратегия ХХI Михаил Гончар. На 1 февраля 2022 г. на территориях Донецкой и Луганской областей проживало более 6,1 млн. человек – данные Госстата.
Почему Кремль оставил жителей двух областей без газа? Если верить заявлению “Газпрома”, “Нафтогаз” угрожал отбирать газ из потока в случае, если российский поставщик и дальше будет использовать транзитный маршрут через Луганскую область.
Газпром манипулирует, уверены Михаил Гончар и президент аналитического центра Dixi Group Елена Павленко.
“Это – очередная многоходовка Кремля, чтобы дискредитировать Украину в глазах жителей ОРДЛО и Европы, – говорит Гончар. – Они присылают месседж европейцам: видите, это не мы прервали транзит. Вот вы закачиваете в подземные хранилища газ на зиму, готовитесь к эмбарго на нефть, мы можем вам помочь с газом, а можем и не помочь”.
Словами эксперта, если бы Газпром действительно хотел действовать как надежный партнер, перевел бы потоки газа на станцию Суджа, мощности которой задействованы лишь на 30%. Согласно данным ОГТСУ, через эту станцию проходят три газопровода общей мощностью 244 млн. кубометров в сутки. Это в 2,3 раза превышает общий объем транзита в день по действующему контракту.
“Здесь доминирует военная логика. Раньше им важно было сохранить транзит. Станцию Новопсков Россия могла захватить еще в 2014-2015 годах. Сейчас ситуация другая. Им нужно владеть этим пунктом, он играет важную роль в поставке газа в Донбасс. Возобновив поставки газа, они покажут, так сказать, свое беспокойство”, – добавляет президент Центра глобалистики Стратегия ХХI.
Павленко – другого мнения. Она считает, что украинские компрессорные станции оказались под контролем России не целенаправленно, а по причине хаоса в действиях российской армии. А все, что происходило дальше, вероятнее всего, “решение на эмоциях”.
“Если это сигнал, то он глупо. Пока Газпром стреляет себе в ногу. Россиянам не удастся разыграть карту, что Украина ненадежный партнер. После газового кризиса, спровоцированного этой зимой Газпром, европейцы уже понимают, что Россия может манипулировать”, – говорит президент Dixi Group.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ. Пока условия транзитного контракта “Газпром” не нарушает. В противном случае компании будет угрожать арбитражные суды, в частности, от европейских партнеров, говорит Гончар. Глава Нафтогаз Украины Юрий Витренко уже пообещал российским коллегам арбитраж, если те нарушат транзитное соглашение.
Витренко напомнил, что в 2019 году ОГТСУ, “Нафтогаз” и “Газпром” подписали контракт с положением “качай или платы”. Оно предполагает, что российский монополист должен ежемесячно производить предоплату за транзит 109 млн. кубов газа.
По данным российского РБК , каждый миллиард кубических метров, прокачанных через Украину в Европу, стоит Газпрому $31,72 млн.
“Подавать ли газ для транзита – решать Газпрому. А вот платить, даже если не подаешь газ, это долг по контракту. Если не будет оплаты, то смотрится так, что должен быть новый арбитраж. “Можем повторить”? – написал Витренко в Facebook 10 мая.
Предыдущий арбитраж принес Нафтогазу после четырех лет судебной тяжбы свыше $5 млрд. дохода. Решится ли Газпром снова войти в судебный клинч с Нафтогазом и контрагентами из Европы? Газпром убеждает, что партнерам волноваться нет оснований. Впрочем, Гончар не исключает, что ради политических целей Россия на это способна.
По данным ОГТСУ, на 12 мая Газпром транспортирует газ через Украину только через одну точку – станцию Суджа. Объем транзита – 53,2 млн. кубометров, что на 27% меньше 11 мая. Транзит газа через Сохрановку не происходит. Газпром не воспользовался своей возможностью перенести потоки”, – констатируют в государственной компании. (Богдан Заика, Лига Бизнес/Энергетика Украины и мира)