Морская ветроэнергетика. Согласитесь, еще несколько лет развитие этой сферы в Азербайджане казалось чем-то мало осуществимым с учетом фактора классической нефтяной привязки. Некоторые эксперты настаивали, что “нефтяная игла” – это надолго, тем более, далеко не каждая страна в состоянии с нее слезть.
В качестве доводов приводились не только нефть и мазут, но и “большой газ” в свете начала реализации Азербайджаном масштабных инфраструктурных и трубопроводных газовых проектов.
Еще одним аргументом служило наличие условий для дальнейшего развития гидроэнергетики.
Целесообразность выработки электроэнергии из возобновляемых ресурсов в целом ставилась под сомнение.
Но, несмотря на объективно имеющуюся глубину проникновения “нефтяной иглы” в экономику, Азербайджан пошел своим собственным путем, поставив во главу угла диверсификацию экономики в целом и электроэнергетического сектора – в частности. Сегодня одним из приоритетов, обозначенных президентом Ильхамом Алиевым, является диверсификация производства электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В этом контексте развитие морской ветроэнергетики может дать стране многое, и не только в плане распространения “зеленой энергии” и “зеленого роста” экономики.
Руководитель Отдела развития возобновляемых источников энергии Государственного агентства по возобновляемым источникам энергии (AREA) Министерства энергетики Азербайджана Фаган Абдурахманов рассказал 1news.az о том, какие именно проекты будут осуществлены в нашей стране в сфере оффшорной ветроэнергетики и ответил на вопрос относительно приемлемости для потребителей тарифов на полученную электроэнергию.
Будущие морские гиганты
“Азербайджан обладает высоким потенциалом ВИЭ, – сказал Ф.Абдурахманов. – Так, потенциал экономически целесообразных и пригодных с технической точки зрения ВИЭ составляет 26 тыс. 940 МВт на суше, в том числе 3 тыс. МВт – это энергия ветра, 23 тыс. 40 МВт – солнца, 380 МВт – это биоэнергетический потенциал (энергия биомассы – авт.) и 520 МВт – горных рек.
В море этих ресурсов еще больше. Ветроэнергетический потенциал азербайджанского сектора Каспия в 20 раз превышает установленную мощность электроэнергетической системы республики, поэтому даже реализация небольшой части этого потенциала означает, что Азербайджан будет снабжаться электроэнергией из ВИЭ”.
Отметим, что Минэнерго Азербайджана и Международная финансовая корпорация (IFC, член Группы Всемирного банка) в апреле 2021 года подписали Меморандум о сотрудничестве в области использования ветряной энергии в море.
Аналогичный документ был подписан 13 января текущего года с компанией ACWA Power (Саудовская Аравия).
Однако широкой общественности пока не совсем ясно, какими у нас будут морские ветряные электростанции (МВЭС) – плавучими, стационарными, или будет использоваться их комбинация. А может на повестке комбинированный вариант в виде ветро-солнечных ЭС?
По словам руководителя отдела, согласно имеющимся расчетам, технический потенциал ветроэнергетики азербайджанского сектора Каспия составляет 157 ГВт.
“Распределение этой цифры на мелководье и глубоководье позволяет утверждать, что технический потенциал за счет подключения стационарных ветряных турбин оценивается в 35 ГВт, плавучих – в 122 ГВт”, – сказал Ф.Абдурахманов.
Надо сказать, такая “расстановка сил” полностью соответствует общемировой тенденции. Согласно отчету Глобального ветроэнергетического совета (GWEC), в 2021 г. оффшорная ветроэнергетика выросла сразу на 21,1 ГВт – невиданно высокий годовой показатель (RenEn).
Общая установленная мощность морских ВЭС в мире составила 57 ГВт (7% у.м. ветроэнергетики).
Важную роль в вопросе расстановки приоритетов играет чисто рациональный подход. Порывы ветра в открытом море сильнее, но на глубоководье установка стационарных ВЭС просто невозможна.
Чем дальше в море от берега, тем устойчивее и энергичнее ветер.
Также следует учитывать, что по мощности плавучие ветрогенераторы не уступают стационарным и даже могут превосходить их.
Между тем Ф.Абдурахманов отметил, что и в сфере использования ВИЭ в Азербайджане будет обеспечиваться индивидуальный подход.
“Это область, где можно говорить только о применяемых бизнес-моделях, потому что у каждой страны потенциал возобновляемой энергии разный. Следовательно, механизмы применения ВИЭ в каждом государстве отличаются.
Схожих проектов, можно сказать, не бывает. Поэтому наша цель – проанализировать развитие используемых технологий, бизнес-моделей, технического подхода, передовых технологий, наиболее успешных проектов в энергетике, опыт наиболее успешных стран, и обеспечить их внедрение (применение) с учетом местных условий и конъюнктуры”, – сказал он.
“Ветер” на экспорт
Отметим, что морская ветроэнергетика – достаточно дорогой источник энергии, что обусловлено затратами на строительство и эксплуатацию ветряных турбин. При этом очень дорого обходятся плавучие ветрогенераторы. Они более чем вдвое дороже стационарных.
Как в Азербайджане будет решаться вопрос оптимизации производственных затрат с тем, чтобы стоимость энергии была приемлемой?
“Действительно, ветровая энергия, получаемая с моря, обходится дороже наземной, и инвесторы хотят окупить эти затраты и получить прибыль. Этого можно добиться за счет повышения тарифов на электроэнергию. Однако для нашей страны это нежелательно. Государственные субсидии – также не выход. Но продавать дорогую электроэнергию по высокой цене просто необходимо. Решением вопроса может стать прямой экспорт электроэнергии по чуть более высокой цене, либо производство и экспорт водорода, что сейчас очень популярно”, – пояснил представитель Госагентства.
С этой целью 13 января 2022 года Минэнерго и компания ACWA Power (Саудовская Аравия) подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области морской ветроэнергетики, отметил он.
“Кроме того, в целях обеспечения выполнения поручений президента Ильхама Алиева в рамках подписанного им 29 мая 2019 г. распоряжения “Об ускорении реформ в энергетическом секторе Азербайджана” нами осуществляется сотрудничество с IFC в рамках подготовки “Дорожной карты по развитию морской ветроэнергетики в Азербайджане”. Разработка этого документа продолжается”, – сказал Ф.Абдурахманов.
Он отметил, что карта предусматривает определение географического местоположения будущих ветроэнергетических проектов в море, конкретных зон, а также проведение экономического, технического, финансового и пр. анализов, а также анализа национального контента в целях повышения коммерческой выгоды. Сюда включены и моделирование затрат, оценка цепочки поставок и инфраструктуры, социальное и экологическое воздействие.
Следующий этап включает организацию тендеров по реализации проектов в море, определение механизмов партнерства с частным сектором и вложение вспомогательных инвестиций.
Все эти работы будут выполнены в рамках “Программы развития морской ветроэнергетики” IFC, финансируемой в рамках инициированной ВБ “Программы помощи в управлении энергетическим сектором” (ESMAP).
Он также отметил, что Минэнерго и Азиатский банк развития (АБР) продолжают работу над пилотным проектом “Техническая поддержка и обмен знаниями по развитию систем плавучих солнечных панелей”, реализуемым в рамках регионального проекта “Развитие плавучих систем солнечной энергии”, финансируемого банком. Проект предусматривает строительство на озере Беюкшор в Баку плавучей солнечной электростанции (СЭС) мощностью 100 кВт (95 кВт на воде, 5 кВт – на суше).
“В рамках данного проекта ведутся исследования для реализации в будущем масштабных проектов в области ВИЭ в водных бассейнах”, – сказал руководитель отдела.
P.S.: Как видно, начало полномасштабного освоения энергии ветра в море призвано открыть новую страницу в истории энергетической отрасли Азербайджана.
Огромный потенциал и пристальное внимание к этой сфере со стороны государства, а также развитие наземной ветроэнергетики, сферы ВИЭ в целом, позволяют сделать следующие выводы.
В обозримом будущем Азербайджан сможет не только увеличить объемы производства “зеленой энергии”, предоставив потребителям экологически чистый продукт, но и начнет ее экспорт. Это послужит дифференциации экспорта страны и одновременно ускорит переход к “зеленой экономике”.
Естественным образом появится возможность слезть с “углеводородной иглы” в производстве электроэнергии.
И кто знает, возможно, именно Азербайджан станет региональным энергетическим хабом, пропускающим гигаватты новой энергии. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)