Нефтесервис одним из первых попал под западные санкции, отрасль почувствовала на себе ограничения еще в 2014 г.
С учетом важности этого сектора экономики работу по замещению импортного оборудования и технологий российскими аналогами целесообразно было активно вести все эти 8 лет, причем системно и с акцентом на высокотехнологичные решения. Однако результаты этой деятельности, по мнению экспертов, оставляют желать лучшего. Более того, некоторые подрядчики уже начали уведомлять крупных заказчиков о возможных сбоях при работе на инфраструктурных объектах.
До введения экономических санкций США и Евросоюза российские нефтегазовые компании, включая нефтесервис, предпочитали покупать западное оборудование. В результате отечественные производители потеряли многие компетенции в отрасли и не создали качественных аналогов. Только после ввода в 2014 году санкций в стране начали задумываться о собственном производстве. Процесс фактического восстановления российской нефтегазовой промышленности шел тяжело, поскольку потребовал создания новых производственных мощностей, разработку оригинальных технологий, подготовку специалистов.
К отрасли по праву применима точная характеристика результатов программы импортозамещения, данная сенатором Андреем Клишасом: полный провал (в своем Telegram-канале он написал: “Ничего нет, кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах”). Вместе с тем, в сентябре 2021 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщал, что программа импортозамещения реально заработала, а доля российского оборудования в нефтегазовом секторе РФ превышает 60%. Убедиться в том или обратном помогут результаты работы отрасли в ближайшие несколько лет. Беспрецедентные антироссийские санкции, введенные в 2022 г., станут проверкой для всей российской программы импортозамещения, в том числе и в нефтесервисе. Как известно, новые ограничения распространяются не только на технологии по освоению шельфа и трудноизвлекаемых запасов углеводородов, но и оборудования, обслуживающего нефтегазовую инфраструктуру.
В течение последних трех месяцев “большая четверка” западных нефтесервисных компаний ушла из России. На первый взгляд, данная информация выглядит не слишком пугающей, учитывая, что иностранные компании занимали только 18% всего рынка нефтесервисных услуг. При этом, согласно данным VYGON Consulting, доля Schlumberger составляла 8%, Weatherford – 3%, Baker Hughes и Halliburton – по 2%. Однако надо иметь в виду, что западные компании оставались основными поставщиками высокотехнологичных решений и оборудования в отрасли. Так, в сегменте геофизического исследования скважин (ГИС) зарубежные компании занимали 22%, в сфере интенсификации добычи и методов увеличения нефтеотдачи (МУН) доля российских компаний в рамках импортозамещения увеличилась, но лидерство все равно оставалось за иностранцами. Кроме того, зарубежные компании продолжают лидировать и в поставках программного обеспечения.
Среди основных вызовов, с которыми несколько лет назад столкнулась отечественная промышленность, было средне- и крупнотоннажное производство СПГ, создание флотов гидроразрыва пластов, системы подводных добычных комплексов на шельфе, роторно-управляемые системы в бурении, сейсморазведочное оборудование, ПО для сейсмосудов, дефицит катализаторов для нефтепереработки. В феврале 2022 года вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал, что к 2024 году планировалось снизить с 85% до 25% зависимость по флотам ГРП. При этом в настоящее время, по словам академика РАН Юрия Соломонова, в России используется 135 флотов ГРП, доля отечественного оборудования в них составляет менее 1%. Фактически отечественные нефтесервисные компании в основном по-прежнему используют иностранную технику.
Так, один из ключевых подрядчиков “Газпрома” Сервисная компания “ИНТРА” в ходе работ по врезке под давлением на газопроводах применяет оборудование английской компании Furmanite, произведенное в США. В настоящее время, оно, как и другое западное нефтесервисное оборудование, попало под экономические санкции. По мнению экспертов, ввиду грядущего дефицита импортной техники и оригинальных запасных частей у ИНТРА возникают риски, связанные с невозможностью своевременно и качественно проводить ремонт и регламентное техническое обслуживание своего оборудования.
Как отмечают в ИНТРА, в ответ на новые вызовы компания продолжает заниматься разработкой, производством и сертификацией собственного российского оборудования. Компания также осуществляет работы по технологии врезки под давлением с помощью иностранного оборудования производства компаний TDW Williamson, Furmanite, которое соответствует требованиям СТО Газпром 2-2.3-116-2016 и внесено в Единый Реестр МТР ПАО “Газпром”. По словам представителя ИНТРА, техническое обслуживание иностранного оборудования проводится строго в соответствии с установленными регламентами, однако в компании не уточнили, когда было проведено его последнее техобслуживание и ремонт. Компания продолжает выполнять все запланированные работы с применением технологии врезки под давлением на объектах в штатном режиме согласно заключенным контрактам, качественно и в срок.
Тем не менее, стоит отметить, что в апреле текущего года на производственном комплексе “Интрафит” в Миассе (входит в компанию ИНТРА), где изготавливаются разрезные тройники для ПАО “Газпром”, произошло возгорание. Согласно экспертной оценке, наиболее вероятной версией возгорания рассматривается нарушение технологии. Подрядчик “Газпрома” использовал одно и то же масло для смазки станков и закалки деталей. Не исключено, что ЧП стало следствием санкционного дефицита смазочных материалов.
По мнению специалистов, в сложившейся ситуации Газпром может столкнуться с трудностями при проведении безостановочного ремонта газопроводов, более того, это повышает риски аварий на объектах газовой монополии.
Эксперт по недропользованию Научно-технического совета Минприроды Андрей Иванов считает, что решение задачи обеспечения безопасной транспортировки газа требует дополнительного внимания, и в первую очередь Газпрома, как владельца магистральной сети газопроводов.
“Госкомпании необходимо активно включиться в решение проблемы импортозамещения иностранного нефтесервисного оборудования. Сверхзадача для отрасли и государства – полное импортозамещение оборудования и расходных материалов для всего спектра задач на предприятиях ТЭКа”, – подчеркнул специалист.
Однако, даже получив отечественные аналоги, быстро предложить рынку требуемые объемы затруднительно. Необходимо наладить новые деловые связи, провести технологические и технические согласования, испытания, а для этого нужно время.
Андрей Иванов указал и на другую немаловажную проблему, а именно практику отложенных платежей со стороны заказчиков.
“Нефтесервисные компании и производители оборудования и компонентов находятся в “ножницах”, когда оплата задерживается на многие месяцы, а зарплату и налоги необходимо платить своевременно и постоянно. Сокращение сроков оплаты и повышение доли авансовых платежей – важнейшее условие оздоровления в отрасли, – заметил эксперт. – Еще одна проблема: кризис возможностей долгосрочного планирования. Нефтегазовое производство – это проекты на десятилетия. Формирование заказов требует и средне- и долгосрочного прогнозирования, которое идет по цепочке “геологоразведка – добыча – транспортировка – переработка – сбыт”. И на всем периоде работ первых трех блоков им сопутствует нефтесервис, который, в свою очередь, является заказчиком для производителей оборудования и компонентов. В период же перехода к новому устройству рынка есть очевидные сложности в проектах, эксплуатации и ремонте”. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)