Несмотря на запасы углеводородов на континенте, оцениваемые в 125 млрд. баррелей нефти и 600 трлн. кубических футов природного газа, африканские страны полагаются исключительно на импортные нефтепродукты для обеспечения своей экономики.
Нефтеперерабатывающие заводы в странах Африки к югу от Сахары, вместе взятые, могут перерабатывать 1,36 млн. баррелей нефти в сутки, но только теоретически, поскольку многие из них вышли из строя. По данным независимого консалтингового агентства CITAC, в прошлом году было использовано только 30% этих мощностей.
НПЗ в Камеруне, Гане и Сенегале закрыты, как и четыре в Южной Африке. Крупнейший производитель нефти в Африке, Нигерия, перекачивает более 1,3 миллиона баррелей в день, но два работающих там частных завода способны перерабатывать только 1 процент от этого объема.
Африканский экспортно-импортный банк и Африканская организация производителей нефти подписали в мае соглашение о создании многомиллиардного “энергетического банка” для увеличения частных инвестиций в сектор, но аналитики говорят, что быстрых решений на горизонте нет.
Нехватка топлива также бьет по западным странам, но ожидается, что последствия в Африке будут более продолжительными, поскольку правительства и компании, как правило, менее способны позволить себе заоблачно высокую стоимость импортного топлива или выделять миллионы долларов, необходимые для строительства нефтеперерабатывающих заводов.
“Вполне вероятно, что в краткосрочной перспективе ситуация может значительно ухудшиться”, – заявил Reuters Анибор Крага, глава Африканской ассоциации переработчиков и дистрибьюторов (ARDA).
В последние годы крупные западные нефтяные компании отказываются от проектов нефтеперерабатывающих заводов в Африке, а местные инвесторы и правительства по большей части не смогли восполнить этот пробел, что привело к хронической нехватке инвестиций в модернизацию объектов.
Даже крупные экспортеры сырой нефти, Нигерия и Ангола, покрывают 80% внутренних потребностей в топливе за счет импорта.
Нефтеперерабатывающий завод Tema в Гане мощностью 45000 баррелей в сутки был выведен из строя после взрыва в январе 2017 г. Президент Ганы Нана Акуфо-Аддо заявил, что в настоящее время предпринимаются “интенсивные усилия” по восстановлению НПЗ, чтобы помочь справиться с резким ростом цен на топливо.
Однако, по словам источников в отрасли, запуск НПЗ потребует 40 миллионов долларов новых инвестиций, которые страна не может себе позволить, поскольку она борется с растущим долгом и двузначным бюджетным дефицитом.
Похожая история складывается в Камеруне. Нефтеперерабатывающий завод Limbe производительностью 42 000 баррелей в сутки был закрыт после пожара в 2019 г., но в директиве из офиса президента, с которой ознакомилось агентство Reuters, от 22 апреля министру финансов было предложено быстро разработать планы по реконструкции завода.
Самый богатый человек Африки Алико Данготе, бизнесмен, сколотивший состояние на цементе, строит в Нигерии огромный нефтеперерабатывающий завод мощностью 650000 баррелей в день. Но долгожданный запуск был перенесен на следующий год, а капитальный ремонт НПЗ в Порт-Харкорте в Нигерии, на который уйдут годы, только что начался после двух десятилетий обсуждений.
Ангола, которая является вторым по величине производителем нефти в Африке, производящим около 1,1 млн. баррелей в сутки, планирует построить больше нефтеперерабатывающих заводов в дополнение к своему единственному НПЗ мощностью 65 000 баррелей в сутки в Луанде.
Дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей, в частности, были в дефиците, поскольку нефтеперерабатывающие заводы резко сократили производство во время пандемии, когда ограничения на поездки приостановили полеты, а объемы российского дизельного топлива упали с начала войны России в Украине.
Авиакомпании Нигерии пригрозили приостановить внутренние рейсы из-за резкого роста цен на авиакеросин. Страна субсидирует бензин по высокой цене, но не дизельное топливо или топливо для реактивных двигателей.
Нефтеперерабатывающий завод SAR в Сенегале мощностью 27 000 баррелей в сутки в Дакаре был остановлен с ноября на ремонт, а поставки газойля в страну сократились в конце апреля, что вызвало долгое ожидание автомобилистов у заправок.
В Южной Африке остановились четыре нефтеперерабатывающих завода, в том числе один из крупнейших в регионе, завод Sapref мощностью 180000 баррелей в сутки в Дурбане. Некоторые авиакомпании были вынуждены отказаться от одного из самых загруженных аэропортов Африки из-за нехватки авиакеросина.
Из-за отсутствия перерабатывающих мощностей крупные нефтяные компании и фирмы, занимающиеся торговлей сырьевыми товарами, в течение многих лет отправляли нефтепродукты с Ближнего и Дальнего Востока на большие танкеры у берегов Того в Западной Африке, где их затем можно было разделить на более мелкие партии.
Но из-за таких высоких цен на немедленную доставку и необычно нестабильного рынка крупные игроки отступили. Проблема усугубляется более высокими торговыми издержками и дополнительными издержками из-за кредитных проблем с небольшими независимыми африканскими импортерами.
До сих пор в Гане не было дефицита, но импортеры говорят, что ежедневный рост цен означает, что каждая покупка дороже предыдущей. По данным статистической службы Ганы, в апреле розничные цены на дизельное топливо выросли более чем на 90% в годовом исчислении.
Поскольку цены на немедленную доставку высоки по сравнению с будущими месяцами – рыночное явление, известное как бэквордация, – у рынка мало стимулов для хранения продуктов для продажи в будущем.
“Высокие прямые цены и крутая бэквордация снижают стимулы к хранению дискреционных или непроданных запасов, оставляя спотовых или срочных покупателей уязвимыми для дефицита”, – сказал Джейми Торранс, глава отдела дистиллятов и биотоплива в компании по торговле сырьевыми товарами Trafigura.
Цены на физическое авиационное топливо достигли рекордно высокого уровня в апреле в Европе и США, в то время как уровень запасов упал до самого низкого уровня за два года на ключевом европейском нефтяном хабе ARA за неделю до 12 мая.
Российское дизельное топливо, мазут и другие продукты ранее хранились и повторно смешивались в ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) для транспортировки в Африку, но теперь российская нефть и нефтепродукты могут быть проданы европейским покупателям только в определенных случаях. (Герман Плиев, Energyland.info/Энергетика Украины и мира)