Анализирует ситуацию Борис Ильенко, ученый секретарь Института газа НАН Украины.
Обеспечение Украины моторными топливами и в прежние годы являлось одной из проблемных задач, стоящих перед нашей страной. Трагические события, происходящие в настоящее время вследствие вероломной агрессии России, усугубили ситуацию. Мы можем достичь топливной независимости и просто обязаны это сделать после нашей победы.
Увы, корни проблемы имеют свою историю. Построенные в период нахождения Украины в составе Союза шесть нефтеперерабатывающих заводов суммарной производительностью по переработке более 60 млн. тонн нефти в год обеспечивались сырьем преимущественно из восточных регионов России. Ситуация с поставками нефти на украинские НПЗ резко изменилась в начале минувшего десятилетия. В период наиболее высоких цен, около 110 долл. за баррель (0,159 м?), Российская Федерация увеличила до 56% от указанной цены пошлины на поставку нефти для стран, не вошедших в Таможенный союз, что привело к прекращению ее закупок для наших НПЗ.
Вместе с тем собственная добыча нефти, составлявшая в 1972 году 14,4 млн. тонн, к 2001-му снизилась до 3,7 млн., а в 2016 году уже равнялась 1,6 млн. тонн. К 2019 году у нас так и добывали порядка 1,7 млн. тонн нефти. При этом в 2011-м в нашу страну было импортировано 5,8 млн. тонн нефти, и в последующие годы этот показатель порой значительно снижался и в 2020 году, например, составил 1,24 млн.
Непродуманное (возможно, вполне сознательно со стороны отечественных структур, заинтересованных в рынке импортных топлив) обеспечение украинских НПЗ сырьем определило критическую зависимость Украины от импорта нефтепродуктов. Результат – кризис на рынке нефтепродуктов Украины уже весной минувшего года. Согласно данным “Апострофа” (от 9 июня 2021 года) Россия (госкомпания “Роснефть”) в апреле 2021-го прекратила поставлять на украинский рынок дизельное топливо и сжиженный автомобильный газ, а это примерно четверть отечественного рынка этих продуктов. Беларусь (Мозырский НПЗ) в конце мая 2021 г. сократила поставки бензина А-95, “урезав” почти наполовину объем потребляемой в нашей стране этой марки бензина. Ситуация по обеспечению Украины нефтепродуктами после 24 февраля и варварского разрушения Кременчугского НПЗ, полагаю, не требует комментариев.
Все ли потеряно? Нет. И мы обязательно должны извлечь урок из этой ситуации, начав, наконец, двигаться к топливной независимости.
Рассмотрим технологическую сторону вопроса. Косвенно мы уже говорили об этом в другой статье.
Начнем с евростандартов. Кабинет министров Украины постановлением от 1 августа 2013 года №927 утвердил “Технический регламент о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам”. Указанный регламент был разработан с учетом директив Евросоюза, и его целью является переход на европейские стандарты моторных топлив как весомый фактор защиты здоровья людей и охраны окружающей среды от вредных выбросов.
В соответствии с указанными стандартами в бензинах (не ниже допустимой в Украине категории Евро-5) содержание ароматических соединений не должно превышать 35%, соединений серы – 10 мг/кг, а октановое число, характеризующее детонационную стойкость топлива, должно составлять 95 пунктов. Жестко лимитируется содержание бензола: 5% уже начиная с Евро-2 и далее – не более 1%. Бензол обладает высокой токсичностью и официально причислен Международным агентством по изучению рака (МАИР) к группе канцерогенов.
Стандарты на дизельное топливо предусматривают, что содержание серы не превышает 10 мг/кг для Евро-5. Лимитируется также доля ароматических полициклических углеводородов – не более 8%.
Что касается бензинов, то вопрос состоит в том, за счет каких компонентов топлива достигается необходимое октановое число. Этот показатель на НПЗ формируется в основном за счет ароматических соединений и изопарафинов, получаемых преимущественно в процессах каталитического крекинга и каталитического риформинга. На нефтеперерабатывающих предприятиях Украины, кроме Кременчугского НПЗ, основным процессом получения автомобильных бензинов является каталитический риформинг прямогонных бензиновых фракций. Бензины риформинга содержат 60-70% ароматических углеводородов (до 7% бензола) и по своим показателям не могут быть отнесены даже к Евро-2. Снижение содержания ароматических соединений до установленных евростандартами норм достигается их гидрированием или выделением экстракцией, а также разбавлением изопарафинами. Последние обладают высокими детонационными характеристиками и имеют ряд преимуществ перед ароматическими соединениями.
Ведущим предприятием в Украине по производству моторных топлив, соответствующих евростандартам, является Кременчугский НПЗ. Этому способствует наличие на заводе, наряду с установками каталитического риформинга, установок гидроочистки, каталитического крекинга, производства высокооктановой добавки (метил-трет-бутилового эфира), фракционирования для выделения бензолсодержащей фракции и введенной в 2020 году в эксплуатацию установки изомеризации парафинов.
Проектная мощность завода в 18,6 млн. тонн позволяет даже при неполной его загрузке полностью обеспечить страну моторными топливами европейских стандартов.
Как быть в нашей ситуации? В период военной агрессии все надежды, разумеется, на поставки жидких моторных топлив из-за рубежа. А далее – мы верим в нашу победу, – так как быть далее? Какие есть варианты? Основные, по моему мнению, следующие:
– обеспечение Кременчугского НПЗ объемами нефти, достаточными для производства необходимого для Украины количества нефтепродуктов;
– организация производства синтетических моторных топлив из угля;
– создание оборудования для производства бензина европейского стандарта с применением природного газа маломощных месторождений Украины.
В ситуации, которая нас ожидает после окончания военных действий, время является главным фактором, и здесь предпочтение следует отдать максимально оперативному восстановлению деятельности Кременчугского НПЗ.
Цитируем заявление главы Полтавской облгосадминистрации Дмитрия Лунина: “То количество ракет, которое ударило по НПЗ, говорит о том, что он в ближайшее время работать не будет. Я так понимаю, что в этом году его не смогут восстановить”. Будем надеяться на следующий год.
Естественно, возникает вопрос об обеспечении завода сырьем. И здесь приходится говорить о печальной статистике, а именно: о неиспользованном потенциале углеводородных запасов наших недр, которые значительны и реализация которых резко сократилась после достижения столь долгожданной независимости, о чем неоднократно заявляли ведущие ученые-геологи нашей страны. Следует максимально возможно обеспечить Кременчугский НПЗ отечественным сырьем и решить вопрос с поставкой недостающих объемов, если такие понадобятся. Не самое неотложное в этой ситуации, но необходимое мероприятие – сооружение установки алкилирования бутан-бутиленовой фракции каталитического крекинга, что позволит произвести дополнительные количества изооктана и тем самым увеличить выход бензина Евро-5. И этот вопрос следует серьезно продумать.
Далее. Производство синтетических моторных топлив из угля. В 2014 году был инициирован Международный инвестиционный проект “Комплекс по производству моторных топлив”. Его заказчик – ООО “СИНТЕП” (Киев), разработчики – ГП “ГИПРОКОКС” (Харьков), SEDIN Engineering Co., Ltd. CNCEC (Китай), научное руководство – Институт газа НАН Украины, инвестиционное кредитное обеспечение – Gulf Petroleum Limited (Катар). Проект, направленный на получение 1,7 млн. тонн моторных топлив в год, предусматривал создание промышленного комплекса по производству синтетического моторного топлива в Львовской области.
Известны предложения по реализации также в Львовской области инвестиционного проекта “Беспламенная газификация угля для получения синтетических моторных топлив, метанола и других химических продуктов с использованием технологии TERMOTEC POWER”.
Указанные проектные предложения, безусловно, заслуживают внимания, но в данной ситуации являются долгосрочными.
Что касается возможностей производства бензина из природного газа, то информация по этому вопросу изложена в приведенной выше статье.
И в заключение. Сознательно не рассматриваю особенности решения важной для нашей страны задачи с учетом деятельности различных структур, сейчас не время для коммерческих разборок. Обсуждаемая задача – государственной важности, и для ее решения необходимо объединиться так же, как объединилась вся страна в борьбе с агрессором. (Zn.ua/Энергетика Украины и мира)