Чем дольше Евросоюз затягивал с введением нефтяного эмбарго, тем больше у России было время для поиска новых покупателей.

Россия является главным поставщиком ископаемых энергоносителей в Евросоюз. Доля России в европейском импорте газа годами превышала 40%, и только с конца прошлого года она начала несколько снижаться.

Значение российской нефти меньше – примерно 25%. А вот для России рынок ЕС является ключевым – туда идет больше половины ее нефтяного экспорта.

По данным Евростата, в прошлом году Евросоюз импортировал из России сырую нефть и нефтепродукты на 71 миллиард евро, а газа – на 18 миллиардов.

Именно поэтому европейское решение играет колоссальную роль в действенности экономического давления на Россию. Однако в ЕС почти месяц не могли договориться об эмбарго на российскую нефть, являющееся центральным элементом шестого пакета санкций.

Чем дольше Евросоюз затягивал с введением нефтяного эмбарго, тем больше у России было время для поиска новых покупателей.

Лишь в конце мая на внеочередном саммите лидерам стран Евросоюза удалось добиться компромисса. Под санкции попала нефть, транспортируемая по морю.

ЕС пока разрешил импорт российской нефти по трубопроводу “Дружба”. Его северная ветвь идет в Польшу и Германию. Однако эти страны в одностороннем порядке обязались отказаться от нефти из России.

Южная ветка “Дружбы” транспортирует нефть в Венгрию, Словакию и Чехию. Именно Венгрия была против введения полного эмбарго в отношении России. ЕС также будет постепенно отказываться от российской нефти – за 6 месяцев для сырой нефти и 8 месяцев для других нефтепродуктов.

Объемы экспорта российской нефти

С начала полномасштабного вторжения России в Украину потребление Роснефти уменьшают многие страны и компании. Да, запрет на ее импорт ввели еще Австралия, Канада, США, Япония, Британия и Швейцария.

Два крупнейших в мире нефтетрейдеров Vitol и Trafigura постепенно уменьшают закупки у “Роснефти”. Поэтому страна-агрессор готова продавать свои энергоносители по очень низким ценам.

Все больше российской нефти экспортируется в Азию, в частности в Индию и Китай. В этом году страны Азии впервые обогнали Европу по объемам закупаемого в России ресурса.

Преимущественно Россия экспортирует нефть морским путем. В апреле и мае Россия сбывала морем по 3-4 млн. баррелей сырой нефти в день.

Больше всего идет через порты Балтийского моря – более 40%. Более 20% приходится на порты Тихого океана, еще 15% – Черного моря.

По данным мониторинговой группы редакции BlackSeaNews и Института Черноморских стратегических исследований, только в апреле общий объем российской нефти и нефтепродуктов, экспортированный из российских портов Черного и Азовского морей, составил более 10,9 млн. тонн.

В порты Черного и Азовского морей зашли 182 судна. 142 танкера (78%) отправились оттуда в страны НАТО и ЕС. Порты Турции приняли 56 кораблей (31% от общего количества), на втором месте – Греция, 42 (23%).

Среди судовладельцев этих танкеров абсолютный лидер Греция, ее компаниям принадлежат 69 судов (37,9%). Еще 64 (35%) – российские.

Индия и Китай – крупнейшие покупатели российской нефти

С 2017 года КНР остается крупнейшим покупателем российской нефти, на которого приходится более 31% общего экспорта. С началом войны России против Украины, поставки нефти в Китай начали расти.

В мае морской импорт российской нефти в КНР достигал 1,1 млн. баррелей в сутки. Для сравнения, в первом квартале 2022 года он составлял 750 тыс. баррелей, а в 2021 году – 800 тыс. баррелей.

Дополнительно Китай получает около 800 тыс. баррелей российской нефти в сутки по трубопроводам по правительственным соглашениям.

Государственные китайские компании Sinopec и Zhenhua планируют наращивать объемы закупки нефти марки ESPO. Один из путей перевозки этого сорта – трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан в порт Козьмино, оттуда танкерами в Китай.

По данным аналитической компании Vortexa Ltd, в мае 20 из 21 нефтяных грузов из порта Козьмино следовали именно в Китай. Sinopec, Zhenhua и Livna также наращивают поставки нефти из российских портов Балтийского моря.

Отсюда они транспортируют нефть марки Urals. В частности, в мае Livna загрузила, по меньшей мере, два груза Urals из балтийских портов для доставки в Китай.

Zhenhua покупала часть российской нефти через швейцарскую Paramount Energy, компанию, специализирующуюся на продаже нефти российских и казахстанских производителей.

Выход западных трейдеров, не желающих поставлять российскую нефть, стимулировал приход к бизнесу нового игрока из Китая – Shandong Port International Trade Group.

Этого трейдера поддерживает правительство КНР. Также Китай планирует пополнить свои стратегические нефтяные запасы дешевой нефтью из России.

Согласно данным Kpler, поступление российской нефти в Индию в мае составило 740 тыс. баррелей в сутки. В апреле это было 284 тыс. баррелей в сутки, годом ранее – 34 тыс. баррелей.

Индия намерена удвоить импорт российской нефти, воспользовавшись существенными скидками, которые предлагает компания “Роснефть”. В апреле Россия предлагала Индии механизм двойных платежей: за российскую нефть – в долларах или евро, за остальные товары – в рупиях и рублях.

Последние должны проводить через систему передачи финансовых сообщений (SPFS) – российскую альтернативную SWIFT. Индия же пытается получить большие скидки на российскую нефть и хочет покупать ее по цене ниже $ 70 за баррель.

Представители индийской стороны на переговорах с Москвой отметили, что таким образом Индия хочет компенсировать дополнительные расходы, связанные с покупкой нефти из России на фоне обострения геополитической ситуации и роста санкционного давления.

Новые сделки, если они будут заключены, будут предусматривать дополнительные объемы поставок к тем, которые уже покупает Индия в России по другим соглашениям.

Как сообщает Bloomberg, государственные и частные нефтеперерабатывающие предприятия страны приобрели более 40 миллионов баррелей российской нефти с момента вторжения в Украину в конце февраля. Это на 20% больше, чем экспорт из России в Индию за весь 2021 г.

Новая логистика и схемы экспорта российской нефти

Санкции заставляют Россию не только искать новые рынки сбыта и пути транспортировки нефти, но и механизмы обхода санкций.

Торговля российской нефтью в настоящее время остается законной, поскольку эмбарго ЕС на покупку нефти из поставляемой морем нефти начнет действовать только с 2023 года.

Однако банковские и другие финансовые санкции значительно усложняют торговые операции с российскими энергетическими ресурсами уже сейчас.

Большинство танкерных операторов, зарегистрированных на бирже, приостановило перевозку российской нефти из-за высоких потенциальных рисков, их место заполнили независимые европейские судовладельцы.

В основном российскую нефть сейчас перевозят частными танкерами из Греции. Чтобы обойти санкции и усложнить отслеживание дальнейшего маршрута ресурса, трейдеры перегружают нефть в море с корабля на корабль (STS) .

Также перевозчики прибегают к необычным схемам логистики перемещения грузов – ищут новые места перегрузки нефти.

Обычно это делают в защищенных водах, где риски разлива нефти значительно меньше: вблизи порта Скау в Дании, в западной части Средиземного моря недалеко от испанского североафриканского города Сеута, в Северном море вблизи Роттердама.

Однако недавно зафиксирован первый случай перегрузки российской нефти в открытом море. 26-27 мая танкер Zhen 1 (под флагом Палау) перегрузил партию нефти на крупнотоннажный танкер Lauren II (под флагом Панамы) в водах в 300 милях к западу от острова Мадейра (Атлантический океан).

Как пишет Bloomberg, теперь танкер Zhen 1 вернулся к Балтийскому морю, где должен загрузить следующую партию нефти в порту Приморск, которая запланирована на середину июня. Танкер Lauren II дрейфует среди Атлантики, возможно, ожидая передачи другого груза.

Судно такого размера способно вместить до трех партий, обычно перевозящих танкеры класса Zhen 1. Это делает их гораздо более экономичным вариантом для перевозки нефти на очень большие расстояния.

По данным аналитической компании Vortexa, в конце мая в море находилось примерно 62 млн. баррелей нефти Urals.

Компания Windward говорит, что все чаще танкеры с российской нефтью и нефтепродуктами исчезают с радаров. Их теневая активность выросла на 600%.

Выключать системы, передающие сигнал о местонахождении танкера, можно только из соображений безопасности. Однако гендиректор Windward Ами Даниэль считает, что российские суда скрывают информацию, чтобы обойти санкции.

Другим способом избежать ограничения на продажу российской нефти является так называемое смешивание. То есть трейдер продает баррель, в котором определенный процент нефти произведен в России, а остальные поставляются из других источников.

Такой груз технически не имеет российского происхождения. Другим вариантом смешения является манипуляция с принадлежностью нефти именно российским производителям.

В России есть трубопроводы, снабжающие не только российскую, но и казахскую нефть. Например, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) транспортирует нефть преимущественно из крупных месторождений западного Казахстана и России.

Нефть поставляют в морской терминал Новороссийск, где загружают на танкеры для отправки на мировые рынки. По экспертным оценкам объемы российской нефти, транспортируемые через КТК, достигают 20%.

Отделить российскую нефть от казахской невозможно – на выходе из трубопровода для загрузки танкеров образуется нефтяная смесь CPC Blend. КТК – международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых компаний.

РФ через компании PJSC “Transneft” Trustee и CPC Company непосредственно контролирует 31% КТК, а через компанию LUKOIL INTERNATIONAL GmbH – еще 12,5%.

Что будет дальше

Единства по поводу того, как нефтяное эмбарго от ЕС повлияет на дальнейшее развитие нефтяной торговли России, в прогнозах экономистов и аналитиков нет. Одни считают, что этот запрет сильно ударит по экономике России, другие – что последствия пока будут незначительными, в частности из-за мирового роста цен на нефть.

Специалисты стран ЕС на этот счет не очень оптимистичны. В частности, Рольф Ланггаммер, эксперт по торговле немецкого Института мировой экономики, говорит, что быстрой смены политики России в войне против Украины из-за радикальных западных санкций, вероятно, не будет.

А состояние госбюджета РФ и структурные особенности российской экономики создают условия для длительного существования, основанного на самодостаточности военной экономики.

Директор брюссельского аналитического центра Bruegel Гунтрам Вольф считает, что эмбарго снизит нефтяные доходы России лишь в далеком будущем.

Экономист обращает внимание на то, что сама дискуссия о нефтяном эмбарго и полугодовом переходном периоде привела к тому, что некоторые импортеры закупили нефть впрок, что дополнительно повышает мировые цены, которые, по всей вероятности, будут продолжать расти.

По мнению Виталия Шапрана – экономиста, консультанта Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, – только цена в $30-40 за баррель будет иметь значительное влияние на экономику страны-агрессора.

Евгений Дубогрыз, ассоциированный эксперт CASE Украина отметил, что потери России от европейского эмбарго могут достигать $12-15 млрд. в год. Это примерно 5% доходов федерального бюджета.

В общем, это много – примерно половина годовых расходов России на полицию, росгвардию и суды. Оптимистичные для нас прогнозы разделяет российский эксперт по энергетическим вопросам партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Он прогнозирует, что нефтяные доходы упадут как минимум на 20% из-за эмбарго Евросоюза.

В любом случае, останавливаться на введенных санкциях не стоит. Нужно продолжать закрывать лазейки в санкциях и стимулировать азиатские страны и вводить ограничения на энергоносители России. (Ярослав Пилипенко, аналитик Transparency International Ukraine, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий