Главным бенефициаром газа и ядерной энергетики в перечне “зеленых” инвестиций ЕС может стать Россия. Как это остановить?

Будущее Европы на многие десятилетия вперед будет определяться принимаемыми сегодня решениями – при участии Украины или без нее.

На следующей неделе Европейский парламент будет рассматривать предложение Еврокомиссии по определению “экологически устоявшихся” инвестиций в энергетику, которые смогут привлекать льготное финансирование.

Уже более двух лет Еврокомиссия формирует новые правила для инвестиций, которые можно квалифицировать как “экологические” путем создания так называемой “зеленой” таксономии ЕС – перечня видов экологически устойчивой экономической деятельности.

В прошлом году под влиянием лоббистов было инициировано предложение добавить в этот список газовые и ядерные проекты.

На сегодняшний день импорт российского ископаемого газа, газовых турбин и энергетических технологий до сих пор свободен от санкций, введенных ЕС против России в ответ на вторжение в Украину. Европа импортирует из России 45% всего газа и 20% урана.

Поэтому главным бенефициаром от планируемого добавления газа и ядерной энергетики к перечню “зеленых” инвестиций ЕС может стать Россия, получив доступ к новым европейским инвестиционным средствам. Мы имеем и можем это остановить.

Что такое таксономия ЕС и почему это важно?

Таксономия внедряется принятым в 2020 году Регламентом ЕС, которым предусмотрена разработка и утверждение критериев для “зеленых” инвестиций в определенные виды экономической деятельности, которые должны отвечать целям защиты окружающей среды на основе научных критериев.

Виды “зеленой” и “устойчивой” экономической деятельности утверждаются отдельными Делегированными Актами, которые разрабатывает Европейская Комиссия.

Таксономия должна стать одним из лестничных камней для достижения целей климатических целей ЕС и воплощения Европейского зеленого курса.

Вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис назвал таксономию “первым важнейшим законодательным актом”, направленным на достижение рынками глобальных целей по декарбонизации экономики.

Инвестиции, “совместимые с таксономией”, могут получить льготные условия финансирования. Это может сделать финансово жизнеспособными те проекты, которые в противном случае не смогли бы привлечь инвестиции.

Кроме того, ЕС стремился, чтобы таксономия стала глобальным “золотым стандартом” для инвестиционных решений, чтобы сделать Европу указателем для всего мира.

Почему ископаемому газу не место в “зеленой” таксономии ЕС

Ископаемый газ не является ни “зеленым”, ни “устойчивым”, поскольку он является одним из основных факторов климатического кризиса. Ему нет места в инвестиционной таксономии ЕС.

В Европе он уже влечет за собой большее количество выбросов парниковых газов, чем уголь, и даже Международное энергетическое агентство заявило, что мы не можем иметь никаких новых инвестиций в любое ископаемое топливо, включая газ, если мы хотим достичь целей Парижского соглашения.

Предложение дополнительного Делегированного Акта от Европейской Комиссии, которое может включить газ в таксономию, является результатом активного правительственного и корпоративного лоббирования.

10 стран ЕС, пропагандирующих газ, были очень активны в попытках предоставить этому ископаемому топливу зеленый ярлык: Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Греция, Венгрия, Мальта, Польша, Румыния и Словакия.

Газ в инвестиционной таксономии ЕС помешает шансам ограничить глобальное потепление на уровне 1,5 градуса: новые инвестиции в ископаемое топливо будут означать, что Европа и мир не достигнут коллективной цели Парижского соглашения по 1,5 градуса, погрузив мир в климатический хаос.

Если это решение пройдет, это увеличит зависимость Европы от газа, в частности, российского, который является источником средств на вооружение, которые будут использоваться против украинцев.

Война Путина – это война ископаемого топлива. Правда, в том, что европейские деньги ее профинансировали. Выступать сейчас за потребление большего количества газа – это углублять нашу уязвимость перед Путиным.

ЕС саботирует собственные усилия, направленные на разрыв связей с Россией и прекращение войны. Поэтому общественные организации в Европе называют предложение включить газ и ядерную энергетику в таксономию ЕС “настоящим подарком пути”.

“Не риски, а ряд возможностей”

Расследование Greenpeace показало, что российские компании активно участвовали в ослаблении Таксономии и разоблачили цепи мощных связей для влияния на Еврокомиссию.

Его результаты открывают глаза. Российские нефтегазовые и атомные компании, такие как “Газпром”, “Лукойл” и “Росатом”, а также представляющие их лоббистские группы, включая “Газовую инфраструктуру Европы” и “Всемирную ядерную ассоциацию”, активно лоббировали свои интересы перед Еврокомиссией.

Европейская комиссия теперь планирует запретить российским компаниям нанимать фирмы в ЕС, занимающиеся лоббированием и связями с общественностью, но правительства стран-членов еще не одобрили это решение. Оно очень запоздало, потому что лоббисты России уже успели нанести значительный вред.

Чиновники России даже не пытались скрывать насколько они заинтересованы в искажении Таксономии. В своем интервью 22 февраля министр энергетики России Николай Шульгинов открыто заявил, что “зеленая” таксономия ЕС несет “не риски, а ряд возможностей” для России.

Россия должна стать одним из главных бенефициаров от запланированного добавления газа и ядерной энергии в список “устойчивых” инвестиций в ЕС.

Подсчеты аналитиков Greenpeace показывают, что Россия получила бы возможность зарабатывать дополнительные 4 миллиарда евро в год от расширения газовых мощностей в соответствии с таксономией, которая составит 32 миллиарда евро к 2030 году.

Включение ядерной энергии в таксономию позволит “Росатому”, российской государственной атомно-энергетической компании, имеющей мощные коммерческие связи с европейской ядерной промышленностью, получить долю потенциальных инвестиций в новые ядерные мощности ЕС в размере примерно 500 миллиардов евро.

Чтобы остановить путина, переход Европы на возобновляемые источники энергии должен ускоряться, а не тормозиться.

ЕС не может позволить себе принять таксономию, которая ставит и газ и атомную энергию на один уровень с возобновляемыми источниками энергии и направляет миллиарды евро на их финансирование. Об этом говорят единогласно ведущие экологические организации ЕС и Украины.

Голоса украинцев должны быть учтены

Через неделю после полномасштабного военного вторжения России в Украину мы запустили международную кампанию Stand with Ukraine .

Сейчас эта кампания объединяет сотни организаций по всему миру вокруг общей цели – покончить с глобальной зависимостью от ископаемого топлива, питающего военную машину путина.

Вместе мы призываем правительства мира к полному отказу от инвестиций в индустрию ископаемого топлива и к ускорению перехода на чистую энергетику.

Ископаемое топливо лежит в основе всех чрезвычайных ситуаций. Однако Еврокомиссия выдвигает антинаучное, антидемократическое и опасное предложение включить газ и ядерную энергетику в Таксономию ЕС, ставя под угрозу будущее Европы и всего мира.

14 июня два ведущих комитета Европейского парламента, Комитет по экономике и Комитет по окружающей среде, проголосовали против включения в Таксономию газа и ядерной энергетики и рекомендовали наложить вето. В общей сложности 76 членов этих комитетов выступили против предложения Еврокомиссии, 62 не наложили вето и 4 воздержались.

Перед голосованием в комитетах у украинских активистов было более 10 встреч с депутатами и руководителями фракций Европейского парламента, чтобы убедить их ветировать позорное представление Еврокомиссии относительно включения газа в таксономию.

Окончательное решение утвердить или отклонить его будет рассматриваться на пленарном заседании Европейского парламента 7 июля.

Решающее слово будет иметь 705 евродепутатов из 27 стран ЕС. Чтобы выбросить пролоббированные РФ газ и ядерную энергетику из “зеленой” инвестиционной таксономии ЕС нужны голоса 353 депутатов Европарламента.

Будущее Европы сегодня определяется в Украине, являющейся неотъемлемой ее частью. Наше слово весомо и может иметь решающее влияние.

Поэтому мы инициировали петицию с обращением в Европейский парламент с требованием ветировать дополнительный делегированный Акт Европейской комиссии. Цель – собрать 50 000 голосов украинцев в неделю. Мы должны отстоять “зеленое” будущее Европы и Украины вместе. Присоединяйтесь! (Олег Савицкий, эксперт по климатической и энергетической политике Украинской Климатической Сети; соавтор Светлана Романко, координатор кампании Stand With Ukraine, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий