Автомобилисты жалуются не только на дефицит горючего, но и его низкое качество.
В Украине ослабляют ограничения на продажу бензина, что может свидетельствовать об определенной нормализации на рынке автомобильного топлива, которого в последние месяцы было недостаточно. Также наблюдается некоторая ценовая стабилизация. Однако говорить о том, что все проблемы с бензином решены, не приходится. “Апостроф” разбирался в текущей ситуации на рынке горючего.
Автомобиль – не роскошь, а средство доставки горючего
Отечественный рынок автомобильного горючего, который после уничтожения российскими ракетами практически всех производств и крупных хранилищ на время испытал почти полный коллапс, понемногу приходит в себя. Трейдеры наладили каналы поставок нефтепродуктов через западную границу и постоянно увеличивают объемы импорта.
“В июне в Украину завезено на 70% больше дизеля, чем в мае, – рассказал “Апострофу” эксперт “Нафторынку” Александр Сиренко. – Основной канал снабжения – автомобильный транспорт. Операторам рынка пришлось приложить значительные усилия для того, чтобы организовать перевозку, поскольку ранее автотранспорт для импорта использовался очень мало. Автомобилями завозилось около 20-25% сжиженного газа, а бензин и дизель перевозили буквально единичные машины. Сейчас операторам удалось обеспечить практически непрерывный поток бензовозов.
По словам эксперта, основной поток горючего генерируют крупные операторы рынка, владельцы разветвленных сетей АЗС.
Однако в последние недели в процесс поставки активно включаются небольшие предприятия – отдельные АЗС или сети, имеющие несколько точек. Оформив собственные бензовозы для международных перевозок, они самостоятельно обеспечивают себя горючим. Толчком для этого стали завышенные цены на оптовом рынке горючего. Ведь в течение апреля-мая стоимость дизеля достигала 65-70 грн. за литр и значительно превышала розничные цены.
Поэтому вместо того, чтобы покупать горючее на отечественном оптовом рынке, мелкие поставщики начали ездить за границу, где его можно приобрести по 35-40 грн., – говорит Александр Сиренко. – Еще около 5 грн. тратится на логистику. При нынешних розничных ценах (по состоянию на конец июня, средняя цена дизтоплива составляла 56-58 грн. за литр “Апостроф”) это дает возможность получать значительную прибыль.
По его словам, высокий спрос и завышенные цены на оптовом рынке дизеля формировали преимущественно аграрии. Не имея уверенности в будущем снабжении, они предпочитали создать собственные запасы горючего на период уборки урожая. Поэтому крупные операторы подавляющую часть дизеля продавали вместе, минуя АЗС, поскольку это давало возможность получить большую прибыль.
Однако на данный момент аграрии, кажется, более или менее удовлетворили свои потребности, и спрос с их стороны пошел на убыль. Как результат – поползла вниз и оптовая цена на дизель. Как сообщил в Facebook директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн, в последнюю неделю июня, впервые за последние три месяца, она стала ниже розничной. По мнению эксперта, это приведет к тому, что операторы начнут направлять большую долю горючего на АЗС, и это будет способствовать преодолению имеющегося ажиотажа.
Что касается бензина, то ситуация с ним на сегодняшний день хуже, чем с дизелем: рынок испытывает значительный дефицит этого вида горючего.
“Причина этого в том, что у отечественных трейдеров нет сегодня долгосрочных контрактов с европейскими производителями, – сказал в комментарии изданию руководитель специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. – Ведь до войны большинство автомобильного горючего импортировалось из России и Беларуси. Поэтому они (трейдеры) сегодня вынужденно работают на спотовом рынке, закупая те наличные партии горючего. И свободного бензина пока гораздо меньше, чем дизеля. Этот товар достаточно дефицитный и в Европе”.
Впрочем, несмотря на проблемы, поставки в Украину бензина, как и другого горючего, постепенно растет, и его дефицит постепенно снижается. И это возможно в будущем позволит несколько снизить цены.
На самом деле, в последние недели на рынке уже наблюдается определенная стабилизация – даже с очень незначительным снижением цен. По данным консалтинговой группы “А-95”, средняя стоимость дизеля на АЗС составляет 56,4 гривны за литр, а бензина А-95 – 50,6 гривны за литр.
Потребление военного времени
Дефицит, как это часто бывает, кроме повышения цен повлек за собой целый ряд негативных явлений, которые обычно его сопровождают.
В последнее время на АЗС распространились разнообразные практики, не соответствующие правилам торговли и нарушающие права потребителей, – говорит Геннадий Рябцев. – Заправки ограничивают объем отпуска горючего в одни руки, устанавливают продажу только по талонам или картам, требуют установки собственных приложений. Существуют также случаи, когда горючее продается по ценам выше указанных на ценнике и без проведения по кассовому аппарату. Также бывает несоответствие товара заявленному качеству. Например, вместо бензина стандарта “Евро-5” заливается бензин “Евро-3”.
“Однако по мере постепенного увеличения поставок можно говорить о том, что в последнее время на формирование политики на рынке все больше влияет покупатель, – говорит Александр Сиренко. – Это создает условия для повышения качества обслуживания и постепенного снижения цен”.
Для того чтобы избавиться от очередей, считает эксперт, было бы достаточно в течение недели обеспечить стабильное насыщение горючего на АЗС. Тогда люди перестали бы набирать бензин в канистры, создавая собственные запасы, и ажиотажный спрос постепенно снизился бы.
Однако, по мнению Сергея Куюна, наращивание предложения горючего на АЗС пока приводит преимущественно к увеличению количества автомобилей на дорогах. Люди, которые из-за дефицита бензина вынужденно пользовались другими видами транспорта, возвращаются к привычному образу жизни. Следовательно, увеличение поставок горючего пока не влечет за собой значительных изменений на рынке, который характеризуется ограниченностью ресурса.
Следовательно, считает эксперт, приобщиться к решению общегосударственных проблем может буквально каждый украинец, пересмотрев собственные потребности в использовании автомобиля.
“Пожалуйста, потребляйте ответственно! – призывает Сергей Куюн. – Как минимум, это освободит больше ресурсов для тех, кто в них больше нуждается. А как максимум пойдет на создание запасов или элементарно позволит снизить импорт. Каждый может приобщиться к общему делу!” (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)