Как закон о хранилищах для сохранения энергии повлияет на стабильность рынка электроэнергии?

Еще в середине февраля Верховная Рада приняла закон о развитии систем накопления энергии и создала предпосылки для развития технологий energy storage в Украине.

Закон определил понятие “хранение энергии” как деятельность, связанную с (1) отбором электрической энергии с целью отложения ее конечного использования на момент более поздний, чем когда она была произведена, (2) ее превращением в другой вид энергии, в котором она может (3) хранением и последующим превращением такой энергии в электрическую энергию с целью ее отпуска в систему передачи, систему распределения, сеть электростанции или сеть потребителя.

Другими словами, это деятельность с использованием аккумуляторов, которые превращают электрическую энергию для ее хранения, когда в системе ее избыток или низкие цены, и отпускают электроэнергию в сеть в нужное время.

Благодаря этому такие установки могут быть использованы для:

  1. обеспечение надежности электроснабжения;
  2. получение дохода от покупки электроэнергии в моменты низкого спроса по сниженным ценам и его последующей продаже в часы пикового потребления;
  3. предоставление услуг балансировки и вспомогательных услуг на рынке электрической энергии;
  4. уменьшение затрат на урегулирование небалансов для производителей электрической энергии, в частности для производителей ВИЭ.

Также были внесены изменения в Закон Украины “О рынке электрической энергии”, урегулировавшие порядок осуществления деятельности по хранению энергии, в частности, по лицензированию.

Лицензия будет необходима для хранения энергии с использованием электроустановок, мощность которых превышает показатели, установленные Регулятором (НКРЭКУ).

Без лицензии такая деятельность разрешена для:

  1. Производителей электрической энергии, если:

– установка хранения производит накопление электроэнергии исключительно от генерирующих установок такого производителя; да

– если в любой момент времени суммарная мощность, с которой осуществляется отпуск электрической энергии из сетей производителя в энергосистему, не превышает лицензированную установленную мощность электроустановок такого производителя

То есть, производители электроэнергии, в частности производители ВИЭ, могут использовать установки для хранения энергии без получения дополнительной лицензии, для хранения собственной производимой электроэнергии, если отпуск такой энергии в систему не превышает показатели, установленные для их электростанции.

  1. Потребителей – если они не производят отпуск накопленной электроэнергии в энергосистему или сети других субъектов хозяйствования.

Кроме того, за исключением некоторых исключений закон запрещает управлять установками сохранения энергии для операторов систем распределения (ОСР), оператора системы передачи (ОСП), оператора рынка и гарантированного покупателя.

ОСР и ОСП могут использовать электроустановки для хранения энергии, если они полностью интегрированы элементы сети ОСР или ОСП и Регулятор предоставил на это свое согласие в случаях, когда:

а) другие стороны, по результатам открытой, прозрачной и недискриминационной тендерной процедуры, подлежащей предварительному пересмотру и утверждению Регулятором, не получили права собственности, владения, пользования, права разрабатывать, управлять или эксплуатировать такие установки хранения энергии или не могут предоставлять вспомогательные услуги, не связанные с регулированием частоты, по обоснованной стоимости и своевременно;

(т.е. отсутствуют другие участники рынка, заинтересованные или способные управлять и эксплуатировать настройки хранения энергии)

б) такие установки хранения энергии необходимы ОСР или ОСП для выполнения своих обязательств по обеспечению эффективной, надежной и безопасной работы системы передачи, и они не используются для покупки и/или продажи электрической энергии на рынке электрической энергии или для предоставления услуг по балансировке и /или вспомогательных услуг;

(т.е. когда ОСР или ОСП использует установки хранения энергии только для обеспечения надежности энергосистемы)

в) Регулятор по запросу оператора системы передачи провел оценку необходимости предоставления оператору системы передачи права иметь в собственности, владеть, пользоваться, разрабатывать, управлять или эксплуатировать установки хранения энергии, выполнил предварительную проверку тендерной процедуры и принял решение о предоставлении такого права.

При этом решение о предоставлении согласия ОСП приобрести в собственность, владение, пользование или разрабатывать, управлять или эксплуатировать установки хранения энергии вместе со всей дополнительной информацией, сообщается НКРЭКУ Секретариата Энергетического Сообщества.

Также новый закон определил особенности использования установок хранения энергии, установленных на объектах альтернативной энергетики.

Так, производители ВИЭ имеют право установить и эксплуатировать storage-системы без получения дополнительной лицензии, если:

  1. аккумулятор используется для сохранения энергии, производимой на собственных электроустановках, использующих альтернативные источники энергии;
  2. суммарная мощность, с которой осуществляется отпуск электрической энергии из сетей производителя в энергосистему, не превышает лицензированную установленную мощность электроустановок такого производителя;
  3. Электроустановка, предназначенная для хранения электроэнергии, оборудована отдельной системой коммерческого учета электроэнергии.

Важно, что в этом случае установка аккумуляторов не приведет к пересмотру “зеленого” тарифа или аукционной цены.

С другой стороны, при наличии системы хранения энергии объем компенсации НЭК “Укрэнерго” производителю ВИЭ стоимости электроэнергии, не отпущенной в результате команды диспетчера будет уменьшен с учетом объема электроэнергии, сохраненной в установке хранения.

Подытоживая, следует отметить, что принятый закон длительное время разрабатывался с привлечением ключевых игроков рынка и урегулировал ключевые вопросы для развития технологий energy storage в Украине.

Сейчас ключевой становится возможность привлечения инвестиций в развитие подобных проектов. При этом важно, что законодательство не содержит дополнительных стимулов, а значит, инвесторы могут рассчитывать только на рыночные условия и собственные конкурентные преимущества.

Поэтому дальнейшее развитие зависит от качества функционирования рынка электроэнергии, прозрачности ценообразования и уменьшения количества манипуляций на всех сегментах. (Иван Бондарчук, советник LCF Law Group, руководитель практики энергетики и природных ресурсов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий