Минэнерго инициировало законопроект, который предлагает новую модель расчета за энергию из возобновляемых источников вместо “зеленого” тарифа.

Агрессия России против Украины, которая финансируется за счет сверхприбылей российского бюджета от экспорта энергоносителей, в очередной раз показала необходимость переосмысления наших подходов к производству и потреблению энергии.

Украинская энергетика в этом контексте имеет хорошие показатели по объемам выбросов СО2 на киловатт-час производимой электроэнергии, учитывая уровень развития атомной и возобновляемой генерации.

Так, по итогам 2021 г. доля углеродно-нейтральной электроэнергии составила 70%, а в период весеннего паводка 2022 г. даже превышала 85%!

Однако, чтобы в дальнейшем наращивать объемы “зеленой” энергии в нашем энергобалансе, необходимо пересмотреть подходы к стимулированию развития возобновляемой электроэнергетики. В частности, такого перспективного направления, как развитие малого рассредоточенного поколения потребителей.

На сегодняшний день стимулирование установления потребителями генерации из ВИЭ осуществляется по модели “зеленого” тарифа. С одной стороны, это дало значительный толчок к созданию новой индустрии и повлекло за собой стремительное развитие малой генерации.

Так, с 2018 по 2022 год суммарная мощность установок частных домохозяйств, производящих энергию по солнечному излучению, выросла более чем в пять раз и по состоянию на начало 2022 года составляет 1205 МВт (около 45 тысяч единиц).

Также к началу 2022 г. частные домохозяйства установили 57 кВт генерирующих установок по энергии ветра и 264 кВт комбинированных ветро-солнечных установок.

В то же время действующая модель имеет ряд ограничений и недостатков, которые приводят к злоупотреблениям и не позволяют обеспечить постоянство и устойчивость развития зеленого поколения.

Во-первых, модель фиксированного “зеленого” тарифа стимулирует не столько развитие собственной энергетической независимости, как целенаправленная продажа электрической энергии, производимая мощностями ВИЭ.

Это происходит благодаря существенной разнице между размером “зеленого” тарифа для домохозяйств (18,09-16,26 евроцентов за 1 кВт-ч) и ценой за электроэнергию (~4 евроцента).

Как следствие, из-за стремительного роста количества генерирующих установок частных домохозяйств растет объем выплат Оператора системы передачи на компенсацию разницы между “зеленым” тарифом и рыночной ценой на электрическую энергию, которые в итоге ложатся на других потребителей.

Так, в 2020 году объем затрат на выполнение специальных обязанностей по обеспечению увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных источников для частных домохозяйств составил 2,26 млрд. грн. (постановление НКРЭКУ от 10.12.2019 № 2668).

В 2021 – 4,07 млрд. грн. (постановление НКРЭКУ от 09.12.2020 № 2353). В 2022 г. тарифом на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г. (постановление НКРЭКУ от 01.12.2021 №2454) предусматривается финансирование таких расходов в объеме 4,6 млрд. грн.

Во-вторых, такая модель приводит к ряду технических вызовов и искажает идеологию поддержки малой генерации из ВИЭ для приближения чистой “зеленой” энергии к потребителям и повышения их собственной энергонезависимости.

Наблюдаются злоупотребления, связанные со строительством солнечных электростанций частных домохозяйств без потребления электрической энергии или манипуляции, связанные с увеличением мощности таких объектов.

Так, зафиксировано строительство солнечных электростанций мощностью более 2 МВт на смежных земельных участках (акт проверки НКРЭКУ ПАО “Черкассыоблэнерго” от 20.07.2021 №354).

Итак, де-факто строятся промышленные солнечные электростанции без получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по производству электрической энергии, без применения процедуры установления “зеленого” тарифа согласно действующему порядку (постановление НКРЭКУ от 30.08.2019 № 1817) и без ответственности за небалансы и качество отпущенной электроэнергии.

В отдельных домохозяйствах зафиксированы случаи превышения объемов почасового отпуска электрической энергии над теоретически возможной генерацией согласно установленной (договорной) мощности.

У около 40% солнечных электростанций частных домохозяйств потребление электрической энергии приближается к нулю (менее 10 кВт-ч/мес.). Следовательно, весь объем электрической энергии, производимой генерирующими установками таких домохозяйств, отпускается в сеть по завышенному “зеленому” тарифу.

При этом часто настройка инверторного оборудования на максимальную выдачу мощности приводит к проблемам, связанным с превышением напряжения в сети 0,4 кВ.

При нормированных пунктом 4.2.2.1 ДСТУ EN 50160:2014 показателях напряжения в 220 + 10% = 242 В максимальное значение напряжения для однофазного присоединения (в случае наличия значительной мощности СЭС домохозяйств и неправильной настройки оборудования) может достигать 250-280 В. Это создает угрозу для электрооборудования соседних потребителей.

В-третьих, в настоящее время механизм поддержки генерации из ВИЭ урегулирован только для домохозяйств (до 30 кВт) и энергетических кооперативов (до 150 кВт).

Следовательно, большой пласт небытовых потребителей, которые могли бы устанавливать генерирующие установки для компенсации прежде всего собственного потребления и снижения таким образом своих платежей “за электричество”, выведен из государственной поддержки и законодательно не урегулирован.

Очевидно, что конкурентный рынок не может развиваться на подобных началах. При этом сама идея развития возобновляемой энергетики для потребления является необходимой и правильной.

Но дальнейшее увеличение количества таких установок при текущей модели “зеленого” тарифа приведет к существенному росту расходов, заложенных в тариф оператора системы передачи и обострения приведенных выше технических проблем.

Следовательно, в итоге не будут достигнуты ключевые цели развития возобновляемой энергетики: обеспечение потребителей чистой и доступной электроэнергией, усиление энергетической независимости и устойчивости энергетической системы Украины.

Другими словами, законодательное регулирование этого направления возобновляемой энергетики устарело и требует обновления.

Назревшие изменения

Министерство энергетики инициировало законопроект “О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии генерирующими установками потребителей”.

За этим несколько громоздким названием стоит фактически другая идеология развития возобновляемой энергетики – без перекрестного субсидирования, с более широким кругом участников и направленная на усиление индивидуальной энергонезависимости.

Проект закона предлагает на замену фиксированного и завышенного “зеленого” тарифа для потребителей ввести новую модель поддержки (Net billing), которая будет ориентирована на покрытие собственного потребления и не потребует дополнительных финансовых затрат со стороны государства и/или других потребителей.

Причем право пользоваться такой моделью поддержки будут иметь не только домохозяйства, но и небытовые потребители – предприятия, учреждения и организации.

Этот механизм позволит потребителям, установившим генерирующие установки и производящие электрическую энергию из альтернативных источников энергии, использовать средства, полученные от продажи избыточных (сверх собственного потребления) объемов производимой электрической энергии в последующий расчетный период.

То есть потребитель получает денежный “депозит” за отпущенную в сеть избыточную энергию (по цене, которая на тот момент сложилась на рынке “на сутки вперед” или по договорным условиям).

Эти средства электропоставщик будет хранить на лицевом счете потребителя и использовать для оплаты потребленной им электрической энергии в последующие периоды в течение календарного года (в случае, если потребность в электроэнергии будет превышать ее производство).

Для потребителей, которые установят солнечную и/или ветровую электростанцию, предполагается возможность заключения договора купли-продажи электрической энергии с механизмом самопроизводства, а именно: между частным домохозяйством (до 30 кВт), или малым небытовым потребителем (до 50 кВт) и поставщиком универсальных услуг, или другим потребителем (до 500 кВт) и электропоставщиком.

Такой подход выгоден для тех, кто хочет производить энергию не с целью продажи, а для собственной энергетической автономии.

Особенно для конечных небытовых потребителей, поскольку существующая сегодня цена (свыше 4,5 грн./кВт·ч) является хорошим стимулом для установки генерирующей установки из альтернативных источников с целью самообеспечения электрической энергией.

Более того, проект закона предлагает предоставить возможность потребителю энергии из собственных альтернативных источников компенсировать потребление электрической энергии на собственном объекте, даже если указанная генерирующая установка имеет другое местоположение, однако присоединена к электрическим сетям одного и того же оператора системы распределения, что и потребитель, и расположен на территории осуществления деятельности соответствующего поставщика универсальных услуг.

Это позволит, в частности, избавиться от “дискриминации”, которую сейчас испытывают жители многоквартирных домов, не имеющих площади для установления СЭС. Так, к примеру, ОСМД сможет построить солнечную станцию на имеющейся площади вне дома (и даже рядом с городом) и потреблять производимую ею электрическую энергию для своих нужд.

Проект Закона также учитывает действующий на сегодняшний день механизм ПСО (возложение специальных обязанностей по обеспечению доступности электрической энергии) для бытовых потребителей.

Сегодня цена для них составляет 1,44-1,68 грн./кВт-ч в зависимости от объемов потребления. Они также смогут устанавливать генерирующие мощности по ВИЭ и “продавать” излишки производимой электроэнергии поставщику универсальных услуг, однако по определенной в рамках ПСО цене. И выходить, значит, “в ноль” при обеспечении себя электроэнергией.

Преимущества, заложенные в этом законопроекте, не являются гипотетическими. В частности, подобная модель просьюмерства успешно внедрена в Литве – первой стране Евросоюза, которая смогла полностью отказаться от импорта российских энергоносителей благодаря диверсификации подходов в производстве и потреблении энергии.

Предложенные законопроектом подходы будут касаться только новых потребителей, которые установят генерирующие мощности по ВИЭ. Система поддержки уже имеющихся альтернативных источников производства энергии изменяться не будет. Следовательно, государство выполнит взятые на себя предварительные обязательства.

Очевидно, что такие изменения не могут происходить без консультаций с общественностью и экспертной средой.

Поэтому Министерство энергетики Украины начинает общественное обсуждение проекта закона “О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии генерирующими установками потребителей”.

Реализация закона позволит обеспечить дальнейшее развитие малой распределенной генерации электрической энергии из возобновляемых источников энергии потребителями без государственной поддержки.

Что, в свою очередь, будет способствовать достижению доли 25% электрической энергии, производимой из альтернативных источников энергии, в 2030 г. – как это предусмотрено Национальной экономической стратегией Украины на период до 2030 года, проектом Национального плана действий по развитию возобновляемой энергетики на период до 2030 г. и План восстановления Украины, который был представлен в рамках Международной конференции по восстановлению Украины в Лугано.

А главное – это позволит Украине создать устойчивую энергосистему, с преимущественно чистым энергетическим миксом, где ценообразование справедливо, а электроэнергия – доступна. (Юрий Власенко, первый заместитель министра энергетики Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий