Какие последствия для энергосистемы Украины могут быть, если государство будет и дальше иметь задолженности за энергию из возобновляемых источников?
Украина настолько “горячо поддерживает” отрасль зеленой энергетики и инвесторов в условиях войны, что некоторые компании потихоньку разбирают свои “зеленые” электростанции и вывозят их в соседние европейские страны. Чтобы вести бизнес уже, например, в Румынии.
Эта ситуация лучше демонстрирует моральное состояние инвесторов и компаний возобновляемой энергетики (ВИЭ), которые не видят света в конце тоннеля под названием “многолетнее финансовое давление на отрасль”.
Так было до полномасштабного вторжения России, но за эти полгода участники рынка столкнулись с огромным перечнем новых искусственных преград, созданных уполномоченными органами в энергетике страны.
К сожалению, такая политика коренным образом ошибочна и никоим образом не способствует усилению энергетической безопасности Украины.
Пока еще лето и Украина экспортирует электроэнергию в соседние страны ЕС по выгодным условиям.
Там тарифы бьют рекорды и продолжают расти. В то же время украинские власти говорят о возможности расширения экспортных мощностей межгосударственного пересечения с ЕС до 6 ГВт. Но хватит ли у Украины мощности генерации для обеспечения экспорта?
К сожалению, сейчас существует риск ситуации, когда государству придется стать импортером чрезвычайно дорогой электроэнергии из ЕС, учитывая временную потерю контроля генерации на оккупированных территориях.
Поэтому украинские солнечные и ветровые электростанции, которые уже производят дешевле европейской электроэнергии, становятся залогом энергетической безопасности Украины, а также позволяют государству получать доходы от увеличения объемов экспорта в Европу.
Для сравнения, спотовая цена на электроэнергию в ЕС уже сейчас периодически превышает отметку в 600 евро/МВт-ч. Тариф украинской ветровой энергетики составляет 88 евро/МВт-ч, солнечной – 137 евро/МВт-ч. Разница уже более чем пятикратная.
Таким образом, предприятия ВИЭ могут не только усиливать энергетическую безопасность Украины, но и косвенно приносить колоссальные доходы за счет экспорта излишков электроэнергии в энергосистеме. Прямой бенефициар этих доходов – государственные предприятия.
В сравнении с мартом, в июле уровень платежей ВИЭ от ГП “Гарантированный покупатель” за солнечную и ветровую энергетику увеличился с 15-16% до 32-33%. Понятно, что этого очень мало.
Особенно если понимать, что по публичной информации от государственных предприятий усматривается, что денег хватает для 100% уровня оплаты. Только из этих же данных также становится понятно, что на эти деньги у некоторых есть свои планы.
Пока некоторые государственные органы недальновидно пытаются “утопить” сектор ВИЭ, создав искусственный кризис неплатежей, но такие действия противоречат интересам Украины и несут угрозу энергетической безопасности в условиях войны.
Никто не считает, сколько наша промышленность и бытовые потребители заплатят, если Украина потеряет свой энергетический потенциал и превратится из экспортера в импортера электрической энергии.
Системный оператор “Укрэнерго” пока не производит выплаты в пользу Гарантированного покупателя на выполнение ПСО (возложение специальных обязанностей) по ВИЭ.
Компания производит оплаты в пользу ВИЭ в том объеме, который позволяет компаниям зеленой энергетики платить НДС и не подвергаться штрафам от налоговой. Хотя у компании “Укрэнерго” средств должно быть достаточно для того, чтобы гораздо более существенно увеличивать расчеты.
Накопленный долг “Укрэнерго” перед Гарантированным покупателем по выполнению ПСО для расчетов с “зелеными” электростанциями составляет 13,9 млрд. грн.
“Укрэнерго” имеет три источника для выплат – тарифные средства за передачу электроэнергии, ссуды от международных финансовых организаций и доходы от распределения международного пересечения при экспорте электроэнергии. Ни одно из них с марта не было использовано в пользу предприятий ВИЭ.
Со стороны правительства на “Укрэнерго” была возложена обязанность часть средств, планировавших направить “зеленой” генерации, направить на закупку угля для государственных предприятий. Это опять же демонстрирует, что за счет инвесторов во ВИЭ спасают неэффективные госкомпании.
Национальная комиссия по вопросам энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) уже два квартала подряд не пересматривает размер “зеленого тарифа” в соответствии с актуальными валютными курсами.
Это важно, ведь кредиты для строительства ветроэлектростанций брались в основном в валюте. В результате компании по результатам 2022 года могут недосчитаться 20% средств, которые государство не то что не выплачивает, а даже не хочет начислять.
В результате компании получают еще меньше выплат за каждый произведенный киловатт еще и с искусственно заниженным размером тарифа в гривневом эквиваленте.
Следует отметить, что всем участникам рынка электроэнергии созданы условия, позволяющие покрывать большинство потребностей на функционирование сейчас, осенью и зимой. Предприятия ВИЭ в этой ситуации остались брошенными на произвол судьбы.
Непосредственно перед началом зимы может начаться принцип домино, когда компании “зеленой” энергетики будут банкротиться одна за другой. Их резервы не безграничны.
С одной стороны, государство способно обеспечить 100% уровень расчетов, если все ответственные органы власти пойдут навстречу и понятный диалог. Но с другой – ответственные государственные органы не спешат решать проблему ВИЭ.
Регулятор вообще разрабатывает предложения отменить зеленый тариф и выносит их рассматривать на уровень Секретариата Энергетического сообщества.
Сегодня крайне важно принимать решения, которые позволят не остановить предприятия ВИЭ. Эти решения лежат исключительно в плоскости энергетической безопасности и сохранении мощностей во время войны.
Осталось не совершить глупостей и не допустить банкротства всей отрасли зеленой энергетики накануне самой тяжелой для независимой Украины зимы. (Александр Селищев, генеральный директор ДТЭК ВИЭ, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)