Эта санкция способна радикально изменить ситуацию, когда даже при сокращении объемов экспорта нефти РФ получает значительную прибыль из-за высоких цен.
Страны большой семерки приняли беспрецедентное решение – с декабря 2022 года ограничить предельную цену на российскую нефть. Это позволит, с одной стороны, минимизировать доходы РФ от экспорта, а с другой – не спровоцировать увеличение цен на нефть на мировых рынках.
Предложенные G7 меры предусматривают разрешение страховать российские нефтяные грузы только при условии, если эта нефть будет продаваться по цене ниже установленной предельной цены. В итоге таковой подход будет учесть интересы государств с низкими доходами, ограничив рост цен на нефть в мире.
Интересно, что еще в апреле 2022 г. ведущие украинские экономисты и специалисты по вопросам финансового сектора предлагали мировому сообществу такую модель “умного эмбарго”, а теперь эти предложения вошли в План санкций Международной рабочей группы по санкциям против РФ.
Преимущества принятого G7 решения
Если бы с декабря 2022 г. заработал полный запрет на страхование перевозок российской нефти, то с легального рынка ушло бы около 5 млн. баррелей нефти и нефтепродуктов в день. Это спровоцировало бы рост цен на нефть и нефтепродукты в мире, – JPMorgan предполагал при таком сценарии почти двукратный рост цен на нефть. В свою очередь, это привело бы к очередному повышению цен на энергоносители, спровоцировало бы значительную инфляцию в странах мира, ускорило бы инфляцию в Украине, усилило бы социальное напряжение в развитых странах.
Этого можно избежать, если крупнейшие покупатели нефти объединятся и совместно договорятся о предельной цене, по которой российскую нефть будут покупать в мире. С одной стороны, это выгодно покупателям, потому что они экономят деньги и обуздывают инфляцию в своих странах. С другой – благодаря значительным рыночным властям объединения покупателей, которые вместе будут занимать значительную долю рынка, России придется либо подчиниться и продавать нефть по определенной цене, либо закрыть большую часть месторождений.
А вот чтобы у кого-то не возникало соблазна нарушить правила, западные компании, являющиеся основными страхователями танкеров с российской нефтью, будут отказываться предоставлять эти услуги в случаях, когда цена будет превышать согласованную предельную.
Однако здесь не без нюансов: остается неизвестным, присоединятся ли к этой инициативе Китай и Индия, которые также экономически выиграют, если будут покупать нефть дешевле, чем сейчас.
Во всяком случае, этой инициативе еще не было аналогов в мире. Она даже при неприсоединении к ней нескольких стран способна радикально изменить ситуацию, которая сложилась на сегодня, когда даже при сокращении объемов экспорта нефти Россия все равно получает значительные прибыли из-за высоких мировых цен.
Риски ценового ограничения
Ключевой для реализации ограничения по цене на российскую нефть является общая позиция ведущих мировых страховых компаний, которые с декабря должны прекратить страховать суда с нефтью, цена которой выше установленной. В то же время, есть несколько компаний в мире, которые могут продолжить страхование, не присоединившись к санкции. Поэтому важно предусмотреть вторичные санкции или определенные ограничения для всех страховых компаний, которые решат не присоединиться к санкции (это могут быть российская национальная перестраховочная компания General Insurance Corporation of India, China Re, Nigeria Reinsurance Corporation), а еще для трейдеров и банков, что не поддерживают мировые санкции.
Другим риском для реализации инновационного механизма ограничения цены на нефть Urals является возможность для России применить ряд схем, с помощью которых она будет пытаться обходить эту санкцию. Это может быть, например, танкер с нефтью, которая продается по граничной цене, но обязательно в бизнес-пакете будут идти те или иные услуги, что будет увеличивать цену на нефть. Или схемы по занижению фактических объемов нефти в танкере, по фиктивному реэкспорту через третьи страны, смешиванию нефти РФ с нефтью других стран и т.д. По всем этим “серым” схемам необходимо будет внимательно наблюдать мировому сообществу и быстро их перекрывать.
Какие последствия решения G7 ожидать с декабря и уже сейчас
Кроме того, что развитые страны мира договорились о создании объединения покупателей нефти и о декабрьском ограничении цены на российскую нефть, работа по поиску дополнительных объемов нефти для мирового рынка не прекращается ни на минуту. В частности, продолжаются активные переговоры с Ираном по “ядерному соглашению”, которое, по информации разных источников, уже на финальном этапе. Подписание соглашения позволит получать от Ирана значительные дополнительные объемы нефти в пределах 1,5-2 млн. баррелей в сутки.
Также Соединенные Штаты ввели комплекс мер по стимулированию внутреннего производства нефти и по состоянию на сентябрь объемы добычи в США выросли, превысив показатели доковидного 2020 г.
Также проходят активные переговоры с Венесуэлой, способной поставлять на мировые рынки более 1 млн. баррелей в сутки.
Все эти действия уже повлекли определенные изменения на мировых рынках. Так, цена на нефть Brent упала до 88 долларов. за баррель, вернувшись к “довоенному” уровню. В то же время, санкции и негативные ожидания уже привели к тому, что российская марка нефти Urals реализуется в среднем с дисконтом 30-35 дол. за баррель, сейчас это около 55 дол. Это еще превышает себестоимость, но такая цена уже не предполагает сверхприбылей для РФ.
Однако после полноценного внедрения в декабре решения G7 ожидается, что цена на российскую нефть будет установлена немного выше себестоимости, но ниже возможной рыночной. Это будет способствовать тому, чтобы необходимые для рынка объемы нефти остались на мировом рынке, но прибыль РФ от ее экспорта будет приближаться к нулю. Учитывая, что доходы от нефти составляют около трети федерального бюджета России, то недополучение этих средств станет сокрушительным ударом для финансовых возможностей агрессора вести войну в Украине. (Олег Гэтман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы; zn.ua/Энергетика Украины и мира)