Экспорт электроэнергии из Украины в Европу зависит от стабильной работы ЗАЭС в украинской энергосистеме. Об этом заявил министр энергетики Герман Галущенко в интервью LB.
По словам министра, введение санкций против российской ядерной промышленности является одним из важных механизмов обеспечения деоккупации и демилитаризации ЗАЭС для ее дальнейшей стабильной работы в украинской энергосистеме.
“Функционирование Запорожской атомной станции в единой из ЕС энергосистеме дает нам возможность экспортировать в два гигаватта или до трех гигаваттов в Европу. Это очень важно не только для нас, но и для европейцев”, – сказал Галущенко.
Снабжение чистой украинской электроэнергии в страны Европы поможет им заместить российские ископаемые энергоносители, добавил он.
“Чем больше мы экспортируем, тем меньше европейцы потребляют российский газ и уголь. Условно 1 ГВт или 2 ГВт – это миллиарды куб. метров газа в год.
В то же время, для Украины экспорт – это возможность зарабатывать средства для энергорынка, который сейчас переживает не лучшие времена, в частности, из-за физических разрушений энергоинфраструктуры в результате боевых действий и падения потребления”, – отметил министр.
Галущенко напомнил, что обратился к МАГАТЭ, профильным министрам государств G7 и еврокомиссару по энергетике Кадри Симсон по поводу необходимости усиления давления на Россию с целью деоккупации и демилитаризации ЗАЭС и возвращения станции под полный контроль Украины.
“Надеюсь, международное сообщество услышит наши призывы, ведь Россия понимает разговор только с позиции силы.
В этом случае это введение тотальных санкций против российской ядерной промышленности, жесткие ограничения со стороны МАГАТЭ”, – отметил Галущенко.
Министр добавил, что даже готовность ввести санкции против “Росатома” стала бы ключевым аргументом давления на россиян, ведь “Росатом” почувствует угрозу потерять европейские рынки.
Он подчеркнул, что российский военный и гражданский персонал должны покинуть украинскую станцию.
“Я вижу два пути разрешения ситуации. Первый – это двигаться по сценарию МАГАТЭ. И рассмотреть демилитаризацию не только станции, но и соответствующей зоны: 10 километров, 20, 30 вокруг станции. И чтобы украинский персонал работал на станции без давления.
Но исключительно при условии выхода из станции российских военных и представителей “Росатома”. И есть другая опция, когда физическую защиту станции может обеспечить, например, ООН или какая-нибудь другая международная организация. Это одно из возможных разрешений ситуации”, – отметил министр.
“Или есть другой вариант развития событий – когда влияние на ситуацию ВСУ будет быстрее, чем международное влияние”, – резюмировал он. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)