Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы “А-95”:

Учитывая недавний ажиотаж на колонках, тезисно обозначим важные для рынка горючего ключевые вопросы. Ситуация полностью противоположна “электрической”, хоть и со своими нюансами.

  1. Ресурсов полностью хватает. Даже есть определенный профицит, образовавшийся из-за динамического импорта накануне недавнего возобновления акциза. Поэтому всплеск продаж на АЗС 10 октября порадовал рынок.

В целом страна успешно прошла сезонный пик потребления, который показался удивительно спокойным. Таким образом, тестирование прошла новая система нефтепродуктообеспечения, которую построили буквально за 3-4 месяца взамен уничтоженным 100% довоенных источников поставки. Сейчас есть не только новая диверсификация импорта через западную границу, но и принципиально иную логистическую структуру.

Например, более 40% горючего поступает в бензовозах, в то время как до войны так почти не возили. Остальные идет по железной дороге через множество переходов. Сама жизнь заставила создать такую гибкую и разветвленную систему снабжения. Это наша первая крупная энергетическая победа в этой войне.

  1. Сентябрьские запасы стабилизировали цены, но это может оказаться ненадолго. На прошлой неделе крупнейшие нефтедобывающие страны мира договорились о сокращении добычи. Результат на табло: если в конце сентября цена на нефть была $85/барр., то сейчас есть $97. Дизпальное за этот период прибавило $200 дол. (6 грн./л). В то же время бензин прибавил всего $80.

Свежие партии ГП заходят уже по 50 грн./л. Если везти в центр или к востоку, это уже 53 грн./л. Пока октябрьская цена миксуется с сентябрьскими запасами за 45-46 грн./л, но так вечно не будет. Удержать цены на колонках с такой себестоимостью будет сложно (сегодня 52-57 грн./л). А вот для бензинов – вполне реально.

Кому поблагодарить? Тем, кому и всегда! Западная пресса пишет, что решение ОПЕК+ продавили саудиты с кацапами. Она видит в этом желание шатнуть только что успокоившиеся цены на топливо в США накануне ноябрьских выборов в сенат. Недовольство должно подорвать рейтинги демократов во главе с Байденом.

  1. С легкой руки Дмитрия Леушкина на повестку дня вышел вопрос зимнего ГП. Подумать над чем. Северная часть Европы имеет те же климатические условия, что и Украина, поэтому продукт зимнего качества будет. В нашем случае речь идет о таких поставщиках, как Польша, Литва, Германия.

Сложнее с югом, откуда мы везем почти половину объемов дизтоплива. Ну, не делают в Греции зимней марки!

Но ведь мы украинцы! Трейдеры уже начали эксперименты с добавлением морозостойких присадок, говорят, есть еще над чем поработать. Кроме того, в переговорах с производителями наши предлагают воспользоваться старым дедовским методом – привлекать в состав ГП авиакеросин. Это для НПЗ может быть интересно, потому что авиатопливо пока дешевле дизельного.

Идут переговоры и по арктической марке (температура застывания -32 градуса, обычная марка – до 20 градусов мороза). С позитива – предложения есть. Но вот цены на “арктику” гибнут безбожные, на $150-200/т выше, чем на зимнюю марку. Как говорил слепой: посмотрим!

Итак, выводы. Первый и самый главный – горючее будет. Второй – цена будет рыночной, спрогнозировать ее невозможно, учитывая вызовы времени. Главные из них – эмбарго на импорт российской нефти в Европу с 5 декабря, нефтепродуктов – с 5 февраля. Европейцы нервничают, боятся, но руки делают. На юге Европы проблем вообще не видят, потому что там ближе к азиатским и арабским поставкам, на севере немного тревожнее, но опять-таки вопрос только в цене нероссийского импорта. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий