В Украине усилят государственное регулирование на рынках электроэнергии и газа. Как это будет работать?

В Украине усилят законодательство по предотвращению злоупотреблений на оптовых энергетических рынках. Соответствующий законопроект №5322 Верховная Рада приняла в первом чтении 20 сентября, также решено сократить срок его подготовки ко второму чтению.

Ожидается, что законопроект станет законом уже в ближайшие месяцы.

Этот законопроект имплементирует в наше законодательство положения Регламента (ЕС) №1227/2011 от 25 октября 2011 года о добродетели и прозрачности оптового энергетического рынка (REMIT).

Что такое REMIT

REMIT действует с декабря 2011 г. и распространяется на рынки электроэнергии и газа. Среди прочего, этот механизм:

– Определяет понятие злоупотребления и манипулирования на рынке, попытки такого манипулирования, определяет, что такое инсайдерская информация на энергетическом рынке, и устанавливает правила обращения с такой информацией

– Прямо запрещает злоупотребление на оптовых энергорынках

– Устанавливает требования к раскрытию инсайдерской информации участниками рынка

– Обязывает профессиональных участников рынка сообщать о подозрительных транзакциях

Законопроект о предотвращении злоупотреблений на оптовых энергорынках предлагает имплементировать адаптированную версию REMIT, отвечающую обязательствам Украины как участнице Энергетического сообщества.

Адаптированная версия не содержит положений по передаче информации Агентству по сотрудничеству энергетических регуляторов и полномочий Агентства по расследованию случаев злоупотребления.

К каким изменениям готовиться игрокам рынков энергии

Положения REMIT будут внедрены в законодательство Украины в рамках гармонизации с законодательством ЕС, соответственно рынки электроэнергии и газа в Украине будут регулироваться так, как это осуществляется в ЕС.

Оптовые энергетические рынки

Законопроект вводит понятие оптового энергетического рынка. Это любой рынок, на котором осуществляются хозяйственно-торговые операции с оптовыми энергетическими продуктами:

– договорами купли-продажи электроэнергии или газа;

– договорами на передачу электроэнергии или транспортировки газа или на доступ к пропускной способности/распределению мощности, включая связанные с ними производные финансовые инструменты;

– договоры поставки и распределения электроэнергии или газа потребителям, суммарная мощность потребления которых превышает 600 ГВт в год.

Участником оптового энергетического рынка признается любой участник рынка электроэнергии или газа, совершающий операции с указанными продуктами, то есть оператор системы передачи, трейдеры, экспортеры, импортеры, а в отдельных случаях – операторы системы распределения и потребители.

Участники оптового энергетического рынка должны зарегистрироваться в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Инсайдерская информация

В законодательство внедряется понятие “инсайдерская информация”, то есть не обнародованная точная и специфичная информация о событиях и обстоятельствах на оптовых энергетических рынках, позволяющая предусмотреть колебания цен на оптовые энергетические продукты, раскрытие или обнародование которой может повлиять на рыночную цену оптовых энергетических продуктов.

НКРЭКУ будет определять перечень информации, которая считается инсайдерской.

Обладателями инсайдерской информации определяется широкий круг субъектов:

– члены наблюдательного совета или исполнительного органа субъекта рынка;

– собственники акций, долей в субъекте рынка;

– все, кто имеет доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных обязанностей;

– все, кто неправомерно получил доступ к инсайдерской информации;

– все, кто знают или должны знать, что информация является инсайдерской.

Владельцам инсайдерской информации будет запрещено использовать эту информацию для совершения сделок в собственную пользу, разглашать эту информацию любым третьим лицам (кроме раскрытия такой информации в случаях, определенных законодательством), а также запрещено предоставлять рекомендации по совершению сделок на основе инсайдерской информации.

За нарушение этих запретов будет наступать ответственность, о которой идет речь ниже.

Использовать инсайдерскую информацию позволят как крайнюю меру для обеспечения стабильной работы соответствующего рынка, для соблюдения требований безопасной и надежной работы системы или при работе в чрезвычайных ситуациях, определенных законодательством, или при вмешательстве в работу рынка электроэнергии ответственных органов государственной власти с тем, чтобы обеспечить безопасность снабжения.

О любом случае разрешенного использования инсайдерской информации соответствующий участник рынка должен на следующий день сообщить НКРЭКУ, а если инсайдерская информация используется в условиях чрезвычайных ситуаций или при вмешательстве ответственных органов, то соответствующие данные публикуются на сайте органа, ответственного за принятие решений в чрезвычайной ситуации.

В контексте инсайдерской информации применяется подход, который можно обобщить так: любая инсайдерская информация должна быть опубликована в установленном порядке, до ее опубликования никто не может воспользоваться доступом к такой информации для получения неконкурентных преимуществ на рынке.

Учитывая это, участники оптового энергетического рынка должны раскрывать инсайдерскую информацию на платформе инсайдерской информации.

Участник рынка не сможет сослаться на конфиденциальность информации как основание для ее нераскрытия.

Допускается только отложенная публикация информации, обнародование которой может нанести вред критической энергетической инфраструктуре, но в любом случае такую информацию следует раскрыть НКРЭКУ. Порядок раскрытия будет определяться НКРЭКУ.

Манипулирование

Законопроект о предотвращении злоупотреблений на оптовых энергетических рынках запрещает производить манипуляции на оптовых энергетических рынках или попытки такого манипулирования.

Что подразумевается под манипулированием? Это любые действия с целью повлиять на рыночные цены на оптовых энергетических рынках, например, массовое представление искусственных заявок по разным ценам одной стороной с целью заключения соглашения по одной или нескольким реальным заявкам, искусственное неиспользование производственных, транспортных мощностей, приобретение пропускной способности межгосударственных связей, газотранспортной системы (всей или ее части) без дальнейшего использования или эффективного использования.

Перечень действий, являющихся манипулированием, не исчерпывающий, а НКРЭКУ самостоятельно может определять другие формы манипулирования.

В своем анализе НКРЭКУ будет опираться на практику других стран ЕС и применять рекомендации Агентства по сотрудничеству энергетических регуляторов по применению Регламента (ЕС) 1227/2011 и рекомендации Совета регуляторных органов Энергетического Сообщества.

Как будут контролировать соблюдение закона и наказывать за нарушение

Законопроект предусматривает серьезные механизмы контроля на оптовых энергетических рынках.

В первую очередь, контроль будет осуществляться путем получения от участников оптового энергетического рынка информации по их торговой деятельности как на организованных рынках, так и вне их, по мощности установок для производства, передачи (транспортировки), хранения электроэнергии или природного газа, LNG установок, включая информацию о плановой недоступности или ограниченной доступности этих установок. Такая информация будет предоставляться НКРЭКУ в порядке, определенном Комиссией.

На оператора рынка электроэнергии, профессиональных организаторов операций с оптовыми энергетическими продуктами на организованных торговых площадках, товарных биржах, электронных торговых площадках возлагается обязанность сообщать НКРЭКУ об операциях, в отношении которых подозрение незаконного использования инсайдерской информации или осуществления манипулирования.

Оператор газотранспортной системы обязан информировать НКРЭКУ об операциях, по которым имеет обоснованные основания полагать, что операции по распределению мощности или операции по балансировке осуществлены с нарушением требований по неиспользованию инсайдерской информации, или имеют признаки манипулирования.

НКРЭКУ, в свою очередь, будет отслеживать торговые операции с оптовыми энергетическими продуктами, а в случае выявления “подозрительных” операций будет начинать соответствующие расследования.

НКРЭКУ должна утвердить порядок расследования, а также сможет привлекать АМКУ и НКЦБФР к расследованию злоупотреблений.

Законопроект также предусматривает наложение штрафов за нарушение требований по обращению с инсайдерской информацией или за манипулирование.

За попытку манипулирования на оптовом энергетическом рынке к соответствующему игроку будет применяться штраф в размере 102 млн. грн.

За нераскрытие или раскрытие инсайдерской информации с нарушением установленных для раскрытия такой информации требований предусмотрен штраф в размере 52 млн. грн.

Устанавливается также ограничение суммы штрафа на уровне 10% годового дохода (выручки) соответствующего участника оптового энергетического рынка.

После вступления в силу новых изменений откроется перспектива привлекать владельцев инсайдерской информации к уголовной ответственности за ее незаконное использование.

Соответствующая статья внесена в Уголовный кодекс еще в 2020 году, однако полноценно заработает только после принятия законопроекта.

Уголовная ответственность будет следовать за раскрытие, передачу, предоставление доступа к инсайдерской информации или предоставление советов по приобретению или продаже оптовых энергетических продуктов на основе инсайдерской информации.

Также будет наказываться совершение сделок с использованием инсайдерской информации.

За такие действия свободы не будут лишать, но необходимо будет уплатить штраф в размере от 650 тыс. до 1 млн. 105 тыс. грн., также может быть применен запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Кроме того, к уголовной ответственности можно будет привлечь должностных лиц участников оптовых энергетических рынков за манипулирование на организованных рынках, где осуществляется оптовая торговля энергоносителями.

Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 51 до 85 тыс. грн., также может быть применен запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Вместо вывода

Принятие законопроекта о предотвращении злоупотреблений на оптовых энергетических рынках сделает оптовые рынки электроэнергии и газа более прозрачными и конкурентными, что в свою очередь должно обеспечить формирование справедливых и обоснованных цен.

Государственное регулирование на соответствующих рынках и контроль за ними усилится, а введение штрафов и возможность применения уголовной ответственности увеличит цену ошибки для участников оптовых энергорынков.

Очевидно, таким участникам придется пересмотреть свои комплаенсы политики и внедрить новые подходы для управления рисками. (Сергей Дацив, старший юрист, ЮФ INTEGRITES, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий