Топливный рынок Украины одним из первых ощутил последствия российской агрессии. Километровые очереди на АЗС, не более 20 литров в руки, специальные талоны и давно забытые канистры в багажнике. Ситуацию стабилизировали. Но война продолжается. И вопросы, может ли повториться дефицит горючего, стоит ли делать запасы и как избежать подобного кризиса остаются открытыми.

Вызовы для бизнеса во время войны

Опираясь на мартовский опыт, можно с высокой вероятностью утверждать, что такого дефицита горючего уже не будет. В марте-мае проблема была не столько налицо горючего, сколько в разрушении привычных логистических цепей.

Начиная с 24 февраля юго-восточные и северные пути поставки нефтепродуктов в Украину были перекрыты. Инфраструктура производства и хранения горючего целенаправленно уничтожалась РФ. Из-за ракетных ударов прекратил работу Кременчугский НПЗ. Доступным осталось только западное направление, которое получило наименьшее повреждение.

Для отработки и отладки новых логистических маршрутов потребовалось время. К примеру, нам в AMIC Energy для доставки горючего из Литвы необходим специальный технологический транспорт, имеющий лицензию для передвижения в ЕС. Новые пути – это неожиданная нагрузка на транспортно-логистические маршруты. Таможни наших европейских партнеров в первые недели просто не справлялись с наплывом транспорта. Затем они начали оптимизировать работу и процедуры проверки.

И хотя бизнес быстро переориентировался, а горючего уже всем хватает, остается немало вызовов для дальнейшего обновления и развития топливного рынка.

Наибольший риск – это ракетные удары по АЗС. Атаки на энергетическую инфраструктуру и отключение электроэнергии уже научили нас экономить и показали необходимость устанавливать генераторы не только на АЗК, но и в офисе, чтобы поддержка бизнес-процессов не останавливалась. И, наконец, главный вызов сегодняшнего рынка горючего – отсутствие работающих НПЗ.

Украина сегодня – единственная страна Европы, где нет работающего нефтеперерабатывающего завода. Это означает, что за всю логистическую цепочку дополнительно платит конечный потребитель. Цифры зависят от вида транспорта, длины маршрута. В любом случае это дорого.

К тому же стоимость горючего – это часть бюджета на восстановление. От топливного рынка зависит строительство, промышленность, развитие МПБ, аграрный сектор.

Возможности и перспективы обновления

Чтобы потребители не переплачивали за сложную логистику, Украине нужно сначала отладить действующую, а после победы строить новую инфраструктуру для топливного рынка.

К примеру, перейти на одинаковую ширину железнодорожных путей для поставки горючего из Литвы. А в перспективе – соединить Литву и Украину по трубопроводу для бесперебойной поставки дизельного горючего. Это быстрее и дешевле, чем прокладывать новые железнодорожные пути. Более того, трубопроводы можно использовать для ускорения и расширения поставок топлива внутри самой страны, как это делает соседняя Польша.

Новая топливная инфраструктура – это не просто новые трубы или железная дорога. Это переход от постсоветской модели, когда поставки происходили с востока и севера, к новой – европейской, где необходима общая с ЕС логистика.

Новые пути требуют привлечения миллиардных инвестиций и прозрачных правил игры для всех участников рынка. Без защиты бизнеса и инвесторов возобновление провалится. Останется только грандиозным планом на бумаге. Для реализации таких масштабных проектов требуется четкий план восстановления отрасли, согласованный между Украиной и европейскими партнерами. Затем – финансовая платформа, к которой присоединятся ЕС, США, международные финансовые институты (Всемирный банк, МВФ и т.п.) и частный бизнес. И, наконец, финансовые гарантии, страхование рисков и прозрачность управления проектом со стороны Украины.

Что нужно знать о горючем сегодня?

Во-первых, после 24 февраля логистические потоки газа, как и других видов нефтепродуктов, для всех игроков рынка развернулись с Востока и Севера – на Запад. Любые поставки из Беларуси и России остановились, транзит из Литвы через территорию Беларуси тоже стал невозможен. Сегодня основные поставщики AMIC Energy – это Литва и Польша. А транспортировка происходит исключительно через территорию ЕС и западную границу Украины.

В этих странах, как и во всем Евросоюзе, традиционно высоки требования не только к качеству СПБА, но и в целом ко всему спектру нефтепродуктов. Наши потребители всегда восхищались качеством горючего из ЕС, исходя из его расходов и тяговых характеристик автомобиля – хотя это можно воспринимать как субъективное мнение каждого.

Сегодня мы продолжаем гарантировать высокое качество поставляемых на сеть АЗС AMIC Energy нефтепродуктов, включая сжиженный газ. Несмотря на поставки преимущественно из стран ЕС, мы постоянно осуществляем контроль качества топлива, подтверждающий исследование независимых лабораторий.

Во-вторых, потребность в технологическом транспорте остается и сегодня. С газовозами сейчас проблема более острая, чем с бензовозами. Если раньше один автомобиль мог за неделю выполнить 4-6 рейсов для доставки СПБА, то сегодня это фактически 1-2 рейса в неделю. Это происходит в результате изменения расстояний доставки не только для нефтепродуктов, но и для сжиженного газа. Как пример, снабжение горючего осуществлялось прежде всего железнодорожными вагонами. Сейчас это только снабжение автомобильным транспортом.

И, как говорится, спрос рождает предложение – автопарки, в том числе украинские, регулярно растут. Компании-перевозчики в постоянном поиске для обновления и увеличения парка автотранспорта. В результате мы можем наблюдать увеличение предложений на рынке транспортных услуг. В том числе, за счет привлечения европейских транспортных компаний, доставляющих на наши АЗС большую часть горючего, включая сжиженный газ.

В-третьих, мы возобновили реализацию проектов по установке газовых модулей на своих АЗС, которые были в планах развития сети на 2022-2023 годы. В краткосрочной перспективе мы видим, что спрос на сжиженный газ будет оставаться высоким со стороны потребителя с учетом стоимости. Но принимая во внимание опыт Европейского Союза, куда стремится Украина, потребление сжиженного газа будет сокращаться с перераспределением потребления бензина и дизельного топлива.

Многое будет зависеть от налогообложения подакцизного товара (до 01.07.2023 г. действует льготная ставка акцизного налога на бензин/дизельное топливо на уровне 100 евро/1000 л, а акцизный налог сжиженного газа составляет 52 евро/1000 л, бензин раньше нал евро/1000 л, а дизельное топливо – 139,5 евро/1000 л).

Владельцы газовых автомобилей сейчас диверсифицируют свои риски по потреблению того или иного вида горючего, уменьшая зависимость от ситуации на рынке нефтепродуктов.

В Украине также растет спрос на AdBlue. Наша компания постоянно расширяет географию покрытия AdBlue-колонки, увеличивая предложения товаров и услуг на АЗС AMIC Energy. Потребление этого продукта выросло из-за увеличения транспортных потоков между Украиной и соседними странами, где действуют нормативные требования стран ЕС по использованию AdBlue автомобилями с дизельным двигателем.

Что улучшит эффективность топливного бизнеса в Украине?

Для улучшения бизнес-климата государство должно услышать и поддержать частный бизнес на рынке. Как минимум – уменьшить государственное вмешательство, например, изменить устаревшие законодательные нормы, уменьшить количество проверок, в основном направленных на обязательный поиск вины бизнеса, отойти от любых регулирующих принципов управления бизнесом со стороны государства.

Частный бизнес уже доказал свою способность быстро адаптироваться и внедрять новые и нестандартные решения. Налаживание логистических путей и преодоление топливного кризиса – это не менее важная победа, достигнутая благодаря тесному сотрудничеству государства с бизнесом. И результат этой победы – Украина с горючим и без России.

Дальше нужно еще больше. Предотвратить незаконное давление на бизнес и иностранных инвесторов, предложить страхование военных рисков, адаптировать законодательство Украины на пути в ЕС.

Для полноценного восстановления Украина должна сделать собственное “чудо” – создать единую экономическую модель, которая эффективно работала бы как в военное время, так и после победы. (Аудриус Стропус, генеральный директор австрийской сети АЗС “AMIC Energy” в Украине, Mind.ua, Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий