Немецкий гигант стал жертвой собственной бизнес-модели и связей с Кремлем.
Крупнейшая нефтегазовая компания Германии Wintershall Dea, имеющая тесные связи с “Газпромом” и обвиняемая в поставке горючего для российских самолетов, может обанкротиться.
Компания не может привлечь инвестиции от IPO. Выход на биржу блокируется Михаилом Фридманом, которому в Wintershall Dea принадлежит треть акций.
Как выглядит бизнес Wintershall
Wintershall Dea была создана в 2019 г. путем слияния нефтегазовых гигантов Wintershall Holding GmbH и DEA Deutsche Erdoel. Первая принадлежала крупнейшему в мире химическому концерну BASF, вторая – инвесткомпании LetterOne, которую контролирует российский олигарх, владелец “Альфа-групп” Михаил Фридман.
После слияния доля BASF в объединенной фирме составляет 67%, LetterOne – 33%.
Официально Wintershall Dea имеет многочисленные активы в России, однако ключевая ее роль – финансирование “Северного потока-2”, которое должно было заменить украинскую ГТС после свершения контракта на транзит топлива в 2024 году. Однако не суждено.
С глобальной точки зрения Wintershall Dea является своеобразной углеродной бомбой. У компании нет ни одного “зеленого” энергетического проекта, а при осуществлении основной деятельности использует фрекинг – гидравлический разрыв пластов.
Немецкие экологические организации Urgewald и Deutsche Umwelthilfe (DUH) совместно с Razom We Stand опубликовали исследование о финансистах Wintershall.
Бизнес-модель Wintershall Dea основана на ископаемых видах топлива, подпитывающих стремительное изменение климата. Фирма игнорирует Парижское климатическое соглашение и решение о защите климата Федерального конституционного суда Германии.
“Компания глубоко связана с “Газпромом”, экологически разрушительным гидроразрывом пластов и добычей газа и нефти в Арктике. Ее руководство не реагирует на климатический кризис и агрессию РФ, а ведет бизнес как всегда”. С точки зрения прав человека и экологии компания является полным провалом”, – говорит руководитель направления “Энергетика и защита климата” в DUH Константин Цергер.
В январе BASF из-за роста напряжения между РФ и Украиной планировала вывести Wintershall Dea на фондовую биржу, но LetterOne Фридмана предупредила о намерении блокировать краткосрочные попытки размещения акций. Причина – коммерческая убыточность из-за настроений рынка по отношению к российским активам.
В заявлении LetterOne говорится, что это “вероятнее всего приведет к оценке, которая не будет отражать потенциал бизнеса”. Так что возможность продажи токсического актива была заблокирована Фридманом.
Особого внимания заслуживает деятельность Фридмана и его бизнес-партнеров в финансировании климатически убийственных проектов, его роль в насаждении российских энергоносителей в Евросоюзе и поддержка государства-спонсора терроризма .
Wintershall Dea является ключевым партнером “Газпрома” в проекте глубокого бурения в Арктике, разработке газовых месторождений Уренгоя, обслуживании газопроводов в ЕС. Компании вместе разрабатывают газовые месторождения в Нидерландах и Великобритании. Таким образом, Wintershall Dea – это троянская лошадь “Газпрома” в Европе.
Почему Wintershall Dea следует разрушить
“Карфаген должен быть разрушен”. Так можно описать судьбу компаний, бизнес-модели которых основаны на ископаемом топливе и не предполагают перехода к возобновляемым источникам энергии. Wintershall Dea – отличный кейс, который это иллюстрирует.
Компания заинтересовалась после того, как расследование Der Spiegel и ZDF показало связь между добычей компании и поставкой горючего для российских военных самолетов. Как выяснилось, фирма продает “Газпрому” газовый конденсат, который может использоваться для производства авиационного горючего.
“Газпром” поставляет это горючее российским военным авиабазам. По данным правозащитников, самолеты с этих баз причастны к военным преступлениям, включая нападение на гражданское население в Чернигове, в результате которого погибли 47 человек.
Совместное исследование Urgewald, DUH и Razom We Stand показывает, что с 2019 года по июнь 2022 года Wintershall Dea получила 14,1 млрд. долл. в форме синдицированных ссуд и выпуска облигаций. Кроме того, исследование выявило инвесторов, удерживающих облигаций компании на 1,1 млрд. дол.
С января 2019 по июнь 2022 крупнейшими кредиторами и андеррайтерами облигаций Wintershall Dea стали Commerzbank, Citigroup, HSBC и UniCredit. На каждого приходилось по 1,034 млрд. долл. долгов компании.
В 2021 г. Deutsche Bank и американские инвестиционные банки Morgan Stanley и Goldman Sachs готовили IPO Wintershall Dea. Эти банки также являлись кредиторами и андеррайтерами компании – от каждого из них она получила по 732 млн. дол.
Французский страховщик AXA вышел из облигаций (55 млн. долл.) Wintershall Dea до того, как стали известны обвинения в причастности к военным преступлениям. Причина – новая политика AXA с октября 2021 исключает инвестиции в компании, получающие более 10% доходов от разведки и добычи в Арктическом регионе.
“Выдвигаемые обвинения допускают лишь один вариант для Wintershall Dea: компания должна немедленно покинуть РФ и отказаться от российских активов. В противном случае она продолжает поддерживать агрессивную войну России.
Украинская кровь не только на руках Wintershall Dea и ее владельца BASF. Она также на руках любого инвестора или банка, который продолжает поддерживать эту компанию”, – говорит основательница Razom We Stand Светлана Романко.
С января по сентябрь 2022 года компания заработала на добыче нефти и газа в России 1,27 млрд. евро, что в пять раз больше, чем за этот же период 2021 года. За девять месяцев 2022 года фирма уплатила в бюджет РФ 320 млн. евро.
Намерения по расширению добычи
Пока другие компании думают об изменении бизнес-модели для достижения нулевого загрязнения к 2050 году и установления научно-обоснованных целей для сокращения выбросов парниковых газов, Wintershall Dea полагается только на ископаемые виды топлива. 97,5% ее доходов получено от добычи нефти и газа.
Согласно исследованию Global Oil and Gas Exit List, 73,6% производственных планов Wintershall Dea противоречат сценарию нулевых выбросов Международного энергетического агентства (МЭА), не предусматривающему разработку новых нефтяных и газовых ресурсов, кроме проектов, начатых до конца 2021 года.
Wintershall Dea – это компания-взрывчатка во всех смыслах: для будущих инвесторов, ведь почти весь портфель активов фирмы проблемный, для работников компании, потому что они способствуют оккупационному террористическому режиму агрессивной России и для климата, ведь 70% выбросов парниковых газов генерирует ископаемое топливо.
Лед скрещивается
Один из инвесторов Wintershall Dea HSBC сообщил, что прекратит финансирование новых нефтяных и газовых месторождений и ожидает от своих клиентов в энергетическом секторе больше информации об их планах по сокращению выбросов углерода.
HSBC вместе с Commerzbank, Citigroup и UniCredit принадлежал к крупнейшим кредиторам и андеррайтерам облигаций Wintershall Dea. То есть, по крайней мере, один из бывших кредиторов уже не бросит спасательный круг углеродной бомбе.
Согласно заявлению HSBC, на фоне вторжения России в Украину и роста цен на энергоносители эта политика также была “прагматичной”, и банк продолжит финансировать другие компании и другие нефтяные и газовые месторождения.
“Это не означает прекращение инвестиций в ископаемое топливо с завтрашнего дня. Существующая энергетическая система на ископаемом топливе должна существовать бок о бок с растущей системой чистой энергетики”, – отмечает руководство HSBC.
Отозвать финансовую поддержку Wintershall Dea также пообещал крупнейший внутренний банк Великобритании Lloyds. Финансовый сектор уже не может игнорировать требования по декарбонизации и противодействию изменениям климата.
От поведения других инвесторов и кредиторов после скандала с Wintershall Dea зависит скорость сдвига финансовых рынков в сторону декарбонизации. Это может стать переломным моментом для других компаний, желающих сбросить с себя груз предыдущих неправильных решений по поддержке ископаемого топлива.
Было бы справедливо, если бы единственным желающим купить Wintershall Dea стал сам Фридман, который гораздо больше беспокоится о своем состоянии, чем о жизни планеты. (Ольга Евстигнеева, Олег Савицкий, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)