Война России против Украины и Европы ассоциируется в большей степени с природным газом, но именно экспорт нефти и нефтепродуктов генерирует наибольшую выручку для государства-террористки.

До полномасштабного вторжения 24 февраля каждый четвертый баррель сырой нефти, импортируемый в Европейский Союз, поступал из России. Продажа нефти и нефтепродуктов на мировой рынок в 2021 году принесла России в 3,2 раза больше выручки, чем продажа газа. Наибольшие объемы поставок приходились также на ЕС.

5 декабря вступил в силу запрет на импорт доставляемой морем российской нефти, а 5 февраля 2023-го вступит в силу ограничение на импорт российских нефтепродуктов – это первый вектор нефтяных санкций. Второй вектор заключается в запрещении предоставлять морские услуги для транспортировки российской нефти и страховать такие грузы, если ее цена будет превышать определенный потолок – price cap – 60 долл./баррель. В 2023 г. мы как раз и увидим, как будет работать нефтяное эмбарго, но уже сейчас очевидно, что такой прайс кеп слишком высок и сохранит возможности для питания войны за счет нефтедолларов. Себестоимость добычи нефти в РФ варьируется от 15 до 45 дол. в зависимости от глубины залегания, географии и условий добычи. Слишком высокий ценовой потолок для российской нефти сохраняет достаточный объем налоговых отчислений в федеральный бюджет – бюджет войны. Это не остановит российскую агрессию. Прайс кеп должен быть эволюционирован до уровня 20-30 дол. за баррель.

Хотя ОПЕК+, картель экспортеров нефти вместе с Россией, пытался в конце 2022 года удержать высокие цены на нефть на рынках из-за квот на добычу, выпуск на рынок дополнительных объемов нефти из стратегических нефтяных резервов США вместе с политикой установления лимита цен на российскую нефть странами G7 декабрь помог снизить цены на нефть на мировом рынке.

Промышленная добыча нефти и нефтепродуктов длится уже около 160 лет, и за это время образовывались разные конфигурации клуба нефтедобывающих государств, однако клуб покупателей нефти ни разу не был создан. Фактически сегодня мы являемся свидетелями зарождения впервые в истории “антиОПЕК” – картеля покупателей нефти для противодействия картелю нефтедобывающих государств. В 2023 г. мы увидим более четкие очертания, однако это будет зависеть от успешности текущей санкционной политики в отношении российской нефти и нефтепродуктов. Происходящие сейчас события очень похожи на события начала 1970-х годов перед арабским нефтяным эмбарго, когда происходила консолидация группы добывающих стран для ценового удара по Западу.

В ходе турбулентностей трудно делать прогнозы, однако некоторые экспортеры нефти при подготовке бюджета, в частности Алжир и РФ, закладывают среднюю ориентировочную цену на нефть на уровне 70 дол. за баррель в 2023 году. Специалисты американского Управления энергетической информации прогнозируют среднюю цену на нефть марки Brent 2023 г. на уровне 92 дол. за баррель, а пул 38 экономистов Reuters 1 декабря 2022 прогнозировал среднюю цену на уровне 100,5 дол. за баррель в 2023 г.

Рецессия в ЕС и США, наводнительные ограничения и локдауны в Китае, который является крупнейшим потребителем нефти в мире, сигнализируют о том, что спрос на нефть в 2023 г., скорее всего, будет умеренным, но цены снова поползут вверх, если будет более быстрым, чем быстрее, чем ожидалось, экономическое восстановление Китая. Экономисты Goldman Sachs прогнозировали в ноябре 2022 г.: если произойдет резкое сворачивание политики нулевой терпимости к наковыду Китаем, то цены на нефть могут подскочить до 125 долларов. за баррель.

С введением в действие эмбарго на российские нефтепродукты в феврале 2023 года в Европе будет происходить переориентация на нефтепродукты из Персидского залива и США, которая потребует построения новых цепочек поставок, что может привести к росту цен на нефтепродукты, в частности на дизель.

Указ Путина от 27 декабря в ответ на введение ценового потолка выглядит как показательный выстрел себе в ногу, ни на что не влияющий. Согласно указу, вводится запрет продавать нефть всем присоединившимся к нефтяному эмбарго странам, то есть которые и так добровольно от этой нефти отказались.

Роль России как поставщика нефти и нефтепродуктов на рынке ЕС меняется, а насколько эти изменения будут кардинальными, будет зависеть от политической воли стран ЕС и США придерживаться нефтяного эмбарго. Пересмотр ценового потолка должен происходить раз в два месяца, и ситуация с эмбарго может изменяться, а Россия уже предпринимает попытки тестировать санкционную политику ЕС на прочность, посылая танкеры с нефтью в Грецию.

Европейский газовый рынок

После российского вторжения в Украину в ЕС был принят ряд последовательных решений по замене российских энергоносителей. Так, недавно Европарламент в Резолюции от 6 октября 2022 повторил свой призыв к немедленному и полному эмбарго на импорт ископаемого топлива и урана из РФ. А в следующей резолюции поддержал беспрецедентный пакет в размере 18 млрд. евро для Украины в 2023 году для обеспечения макроэкономической стабильности и восстановления украинской энергетической инфраструктуры. Отмечено важность быстрого предоставления финансовой и технической помощи, учитывая приближение зимы, когда значительное количество украинских граждан рискует потерять доступ к жизненно необходимым услугам – воде, отоплению и электроэнергии.

Можно с уверенностью сказать, что неотложной задачей 2023 года будет активизация в Европе деятельности по защите критически важной энергетической инфраструктуры, включая морские газопроводы, подводные кабели и энергетическую инфраструктуру морских портов. Эта деятельность должна рассматриваться как приоритетная для повышения устойчивости к возможным внешним атакам. Особенно важно повысить устойчивость Украины, государств-членов и партнеров ЕС и НАТО против атак “неидентифицированной стороной” на Балтике и в Черноморском регионе.

Замена российского поставщика газа требует безотлагательных действий в сфере его импорта в Евросоюз. Статус Украины как кандидата на вступление в ЕС значительно усиливает потенциал энергетического сотрудничества и открывает новые возможности, которые должны эффективно использоваться в 2023 году. Дело в том, что и Украина, и большинство стран ЕС имеют консолидированную позицию: российский газ нужно устранить с европейского рынка. И если Украина с 25 ноября 2015 года не импортирует ни одного кубометра газа от Газпрома, то страны ЕС только сейчас продвигаются к этому.

Европейские эксперты отмечают, что газовый рынок находится в очень сложном положении. Вот как недавно охарактеризовал ситуацию один из сотрудников Генерального директората энергетики Еврокомиссии (DG ENERGY): “Мы добились успеха в некоторых инструментах, которые были запущены в этом году, но все еще будет тяжело и в 2023 году, и дальше. Мы хорошо подготовились к этой зиме благодаря усилиям в сфере газоснабжения, высоким уровням хранения и мерам по сокращению спроса”.

Для улучшения поставок газа на европейский рынок создана и начинает работать Энергетическая платформа ЕС (Энергоплатформа), которая будет играть ключевую роль в формировании общего спроса на газ, координации использования инфраструктуры, переговорах с международными партнерами и подготовке совместных закупок природного газа и водорода. Она является добровольным механизмом координации, который обеспечивает сотрудничество в сферах, где более эффективно согласовано действовать на уровне ЕС, а не на национальном уровне. С помощью Энергоплатформы страны ЕС могут объединиться, чтобы обеспечить доступную поставку энергии от надежных партнеров.

Энергоплатформа содержит механизм учета интересов Украины. В частности, руководящий совет платформы состоит из представителей Еврокомиссии, всех стран – членов ЕС, а также представителей договорных сторон Энергетического сообщества по надзору за процессом безопасности снабжения, прозрачности и солидарности.

Предполагается, что Энергоплатформа будет использовать для безопасности поставки действующие структуры – Газовую координационную группу (GCG), Сеть газовых операторов (ENTSO-G) и действовать через региональные группы. Центрально-восточная региональная группа (CERG) работает в координации с заинтересованными странами ЕС и соседними договорными сторонами Энергетического сообщества, включая Украину и Молдову. Обсуждаются ключевые вопросы сотрудничества региона в сфере спроса на газ, потенциала сокращения спроса, эффективного использования газовой инфраструктуры и вариантов поставок газа для диверсификации.

Чрезвычайно важно создание в рамках платформы механизма совместных закупок с соответствующим IT-инструментом для согласования совокупного спроса на газ с наиболее конкурентоспособными предложениями поставок. Уже четко определено, что российские источники поставок будут исключены из участия в Энергоплатформе.

В 2023 г. мы станем свидетелями ожесточенных споров в ЕС относительно (не)возможности газового эмбарго России, очередных попыток Кремля действовать пряником (соблазном дешевым газом по прямым контрактам) и кнутом (ограничением поставок, скрытыми диверсиями против газовой инфраструктуры) в отношении ЕС и стран-членов, начала эксплуатации Турцией газовых месторождений в Черном море и очередной попытки реализовать проект Транскаспийского трубопровода для газа из Туркменистана в Европу.

Атомная энергетика

1 января 2023 вступил в действие Дополнительный делегированный акт таксономии, который будет способствовать привлечению частных инвестиций в атомную энергетику и ускорит подготовку проектов атомных реакторов, по крайней мере, в семи государствах – членах ЕС. Доля атомной генерации сохранится на уровне 2022 года и составит около 25% от общего объема выработки в ЕС при условии, что Германия продлит срок эксплуатации трех своих АЭС, которые планируется закрыть в апреле 2023-го. Новые мощности могут появиться в Словакии – 3-й и 4-й блоки АЭС “Моховце”. Главные вызовы – преодоление зависимости от российского ядерного топлива и хранение отработанного топлива.

АЭС Украины останутся основными производителями электроэнергии для нужд отечественной экономики и домохозяйств, где последние продолжат поддерживать через возложенные специальные обязанности, что позволит сохранить регулируемые цены с минимальными изменениями. Главным вызовом будет возвращение контроля над Запорожской АЭС и обеспечение ее безопасной эксплуатации, а также недопущение захвата или диверсионных действий в отношении Ровенской АЭС. При успешной военной кампании, усиление противовоздушной обороны и восстановление разрушенной инфраструктуры передачи вероятным является возобновление экспорта электроэнергии в соседние страны ЕС. для получения валютных доходов, увеличения инвестиций в восстановление и создание новых проектов в рамках подписанных соглашений с Westinghouse и Holtec по развитию ядерной энергетики в Украине.

Зеленая энергетика

Инициатива RePowerEU вместе с высокими ценами и угрозой дефицита энергоносителей значительно подтолкнули темпы внедрения возобновляемых источников энергии в ЕС. По предварительным оценкам, в 2022 году совокупная установленная мощность может достичь 50 ГВт со стойким трендом сохранить рост в 2023 году, прежде всего среди домохозяйств. Инициирование Еврокомиссией дополнительных мер по упрощению разрешительных процедур имеет потенциал запустить массовую реализацию новых проектов уже в последующие годы. При этом на пути интенсивного развития возобновляемой энергетики становятся все более проблемные отношения с авторитарным Китаем, угрожающим войной в Тихоокеанском регионе Тайваня и являющимся основным поставщиком как значительного количества оборудования для возобновляемых источников энергии (ВСЭ), так и критических сырьевых материалов для ЕС.

В Украине почти половина из 9,5 ГВт установленных мощностей ВИЭ на начало 2022 года остается в зонах активных боевых действий, что делает маловероятным их возвращение в энергосистему в течение 2023 г. Перспективы развития будет сохранять лишь распределенная генерация, прежде всего электростанции на уровне домохозяйств как автономные резервные источники генерации. До конца 2023 г. можно ожидать разработки и одобрения нормативно-правовой базы для открытия экспорта возобновляемой энергии в государства-члены ЕС.

Энергосанкции

В 2023 г. продлится работа по усилению санкционного режима против РФ в сфере энергетики. Однако санкционный режим будет существенно действеннее при строгом мониторинге и контроле. Для усиления режима, текущих международных действий и контактов с третьими странами в ЕС введен пост специального посланника по вопросам выполнения санкций. Опытный дипломат ЕС Дэвид О’Салливан официально примет на себя эту роль во второй половине января 2023 г.

Это важно с учетом сообщений о нарушениях санкционного режима. В частности, попытки нарушения эмбарго ЕС на морской импорт сырой нефти из РФ, которую 23-24 декабря совершили три греческих танкера. Об этой попытке сообщила Мониторинговая группа Института Черноморских стратегических исследований. Также необходимо расширить санкционный режим на предприятия российской энергетической отрасли, напрямую связанные с возможностью вести агрессивную войну и участием в них многих западных компаний. Далеко не все из них включены в санкционные списки.

Следовательно, не дать обойти санкционные ограничения, осуществлять мониторинг и жесткий контроль за соблюдением санкционного режима в сфере энергетики – важные задачи в следующем году. В конце концов, должно быть снято негласное табу на санкции против “Росатома”, ставшего инструментом ядерного произвола, шантажа и террора Кремля.

Санкции ЕС и G7 против России преследуют цель парализовать ее способность вести войну против Украины. Пока такие действия Запада продолжают оставаться инструментом принуждения Кремля к миру. Согласно внутреннему отчету Европейской комиссии, экономические ограничения, наиболее чувствительные из которых касаются энергетического сектора, существенно ослабляют возможности российского режима воевать против Украины. Однако действия ЕС не останавливают России, потому что являются выборочными. Санкции против страны, развязавшей агрессию в Европе и создающей ядерные угрозы, избирательными быть не должны.

Высокий импорт российской нефти и нефтепродуктов в Европу в предыдущие годы фактически сделал ее ключевым контрибьютором в бюджет войны.

Стоит обратить внимание, что с 2014-го военные расходы России стали находиться в коридоре 60-70 млрд. дол. в год и не сокращались, несмотря на падение цены на нефть и уменьшение доходов от ее экспорта.

Сейчас наблюдается и сохранится в 2023 году нарастающая динамика военных расходов Москвы в условиях санкций и сокращения добычи и экспорта, но за счет увеличения налогообложения нефтегазового сектора. В ближайшие три года Кремль хочет взять на войну из российской нефтегазовой отрасли дополнительно 44 млрд. дол. из-за усиления налогообложения. Логика проста – родина, мол, дала вам, нефтяникам, возможность хорошо заработать, а теперь вы должны дать ей все, что нужно для победы над Западом в Украине. Поэтому сверхзадание начавшегося года для дипломатии Украины и группы стран Центральной Европы – добиться от Запада тотальной экономической изоляции России с его стороны. (Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI”; Оксана Ищук, исполнительный директор Центра глобалистики “Стратегия ХХI”; Игорь Стукаленко, Центр глобалистики “Стратегия ХХI”; Андрей Чубик, исполнительный директор Центра глобалистики “Стратегия ХХI”, член БГОО; Zn.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий