Бывший руководитель сети WOG и основатель кофейни Idealist Сергей Корецкий два месяца возглавляет отчужденную в госсобственность “Укрнафту”.
За это время компания возобновила поставки горючего на заправки, остановленные после разрыва с Игорем Коломойским. Но до сих пор есть проблемы с ликвидностью, устаревшие заправки, замороженная на складах нефть и газ на миллиарды. Как Корецкий планирует решить головоломку “Укрнафты”
“На момент моего назначения “Укрнафта” не владела ни одной нефтебазой, ни одним бензовозом, – говорит СЭО государственной нефтяной компании Сергей Корецкий. – На счетах были средства только для выплаты зарплаты за один месяц”.
Выручка “Укрнафты” в 2020 г. – 35,5 млрд. грн. при прибыли в 4,3 млрд. грн. Финансовые результаты 2022 года компания планирует объявить в начале этого года, говорит Корецкий. “На результаты повлияла война, компания испытывает существенные проблемы с ликвидностью”, – добавляет он.
“Укрнафта” досталась Корецкому после более чем 20 лет контроля группой “Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. “У него (Коломойского, – ред.) было 100%-ное влияние, – сообщает Forbes Иван Плачков, бывший министр энергетики. – Затем государство начало бороться с этим”. В 2015-м парламент снизил кворум общего собрания акционеров “Укрнафты” до 50%+1 акция, принадлежащего государственному “Нафтогазу Украины”. Тем не менее, государству так и не удалось полностью взять компанию под контроль.
В 2022-м, спустя девять месяцев полномасштабной войны, государство просто перевело акции “Укрнафты” и “Укртатнафты” в свою собственность. Официальная причина отчуждения – акции приравняли к военному имуществу, необходимому для защиты от врага. Неофициальная – в первые месяцы российского вторжения Коломойский вроде бы никак не помогал стране и не полностью платил налоги, рассказывали источники Forbes в ОП и “Слуге народа”.
Ступить на выжженную землю крупнейшей государственной нефтяной компании согласился экс-руководитель WOG Сергей Корецкий. Он возглавил “Укрнафту” и “Укртатнафту” через несколько дней после отчуждения.
Какое наследство получил Корецкий? Огромная сеть АЗС, нехватка денег, завязанная на группу “Приват” логистика и остановка из-за российских обстрелов жизненно важной для компании нефтепереработки.
Как он планирует все это сделать? Корецкий – хороший маркетолог и умеет продавать, говорят в унисон эксперты нефтерынка и конкуренты.
Достаточно ли этого, чтобы спасти компанию?
Как Корецкий будет развивать сеть заправок “Укрнафты”
На бумаге “Укрнафте” принадлежат 537 заправок. Работает 449 заправок, рассказывал Корецкий Forbes в конце декабря. После попаданий в Хмельницком осталось 448, уточняет Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании “НафтоРинок”.
Большая сеть – это не преимущество, а большая статья расходов, считает владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. Одна заправка требует около 1,5 млн. грн. в месяц только на горючее. 448 заправок – 672 млн. грн. необходимых оборотных средств.
Большие текущие затраты не единственная проблема. После отчуждения сеть “Укрнафты” практически остановила продажу горючего. Хотя до войны из-за своего размера “Укрнафта” была прайсмейкером украинского топливного рынка. “Компания задавала тон, остальные игроки подстраивались”, – говорит Сиренко. Стоимость бензина А-95 “Укрнафты” на 1,5 грн. дешевле, чем у конкурентов в премиум-сегменте, но не самая низкая на рынке. Дизель – до сих пор один из самых дешевых.
На момент назначения Корецкого СЕО “Укрнафты”, у компании не было ни одного бензовоза, чтобы развозить горючее по заправкам. Ранее горючее перевозили приближенные к Коломойскому компании-партнеры, которым Корецкий предложил продолжить сотрудничество на рыночных условиях. “Они говорили, что вот-вот контракты будут заключены, но потом отказались”, – говорит Корецкий.
К концу декабря ситуация улучшилась: половина заправок “Укрнафты” имели полный ассортимент горючего, остальные работали с ограничениями, где-то было дизтопливо, где-то – бензин, говорит Корецкий.
К концу года “Укрнафта” взяла в аренду 73 бензовоза и газовоза. Через две недели 2023-го – еще около 70. Этого мало, говорит владелец АЗС Prime Леушкин. Для нормальной работы одной заправки, по его словам, требуется один бензовоз. Его стоимость $120 000-130 000, то есть до $58 млн. для всей сети, добавляет Леушкин.
В этом году “Укрнафта” планирует создать собственный автопарк бензовозов. В начале 2023-го “Укрнафта” объявила тендер на закупку 25 машин и 25 автоцистерн за 235 млн. грн. Для дальнейших инвестиций в развитие компания планирует привлекать кредиты, говорит Корецкий в интервью “Интерфакс-Украина”. “Это впервые в истории, когда “Укрнафта” будет привлекать банковские кредиты”, – констатирует Сиренко.
Заманить хот-догами
Корецкий стоял у истоков развития нетопливного ритейла в сетях АЗС Украины. В 2013-2018 годах он возглавлял одну из трех крупнейших украинских топливных сетей – компанию WOG. За это время доля нетопливных товаров в общей структуре продаж компании выросла с 3% до 30%.
Нетопливный ритейл – более маржинальный, чем торговля горючим. Наценка на кофе, хот-доги и все остальное может превышать 50%, тогда как на продажах горючего АЗС зарабатывает не более 10%, говорит Сиренко.
Ситуация с продажей нетопливных товаров в “Укрнафте” оставляет желать лучшего. На 100 топливных чеков приходится 12 нетопливных. Для сравнения, у крупнейших игроков рынка соотношение может составлять 80-110 нетопливных чеков на сотню топливных, говорит Корецкий.
В 2023 году “Укрнафта” планирует вдвое нарастить продажи нетопливных товаров, говорит Корецкий. Компания будет делать ставку на украинских производителей. Доля импорта пока составляет 35-40%. Цель – чтобы до конца года на полках заправок “Укрнафты” были преимущественно товары украинского производства.
“Резкий рост позволит украинским компаниям, которые к нам придут, существенно нарастить продажи”, – убежден Корецкий.
Чтобы добиться этого, “Укрнафта” должна переманивать клиентов из других сетей АЗС. Это будет непросто. Благодаря усилиям самого Корецкого WOG далеко впереди. Компания имеет более 300 заправок с магазинами и кафе, собственные кафе и предоставляет услугу кейтеринга в скоростных поездах “Укрзализныци”. Другой лидер рынка – компания ОККО – насчитывает около 400 современных автозаправочных комплексов, компания даже пыталась купить сеть магазинов “Коло” и открыть франшизу Burger King.
Зато большинство заправок “Укрнафты” имеют устаревший дизайн. Только около 30 заправок компании модернизированы до современных стандартов, еще 40 с торговыми залами, но в старом дизайне, остальные – “МАФы” с минимальным набором товаров, признает Корецкий. Компания планирует в 2023-м модернизировать часть АЗС до современных стандартов. “Пока формируем планы и команду для ребрендинга”, – говорит он.
“Укрнафта” упустила тренд на автономность. Осенью 2022-го самые большие сети автозаправок начали устанавливать генераторы и старлинки, что дало им конкурентное преимущество. Люди приходят на АЗС во время отключения света, чтобы работать, зарядить гаджеты. “Если человек проводит на заправке 4-5 часов, успевает поесть и выпить кофе. Благодаря этому нетопливные продажи выросли на 30%”, – рассказывала Forbes руководительница коммуникационного отдела Socar Елена Осипчук в декабре.
К середине января только 263, или 59%, заправок “Укрнафты” имеют генераторы и работают, когда нет света. Однако мощности этих генераторов хватает лишь на заправку автомобилей. К началу января только 28 автозаправок компании работали как полноценные пункты несокрушимости, за две недели их количество увеличилось до 37.
Источник денег в недрах
Направление, которое может быстро улучшить финансовое состояние компании – продажа добываемых нефти и газа. “Укрнафта” – крупнейший добытчик нефти в стране и входит в первую пятерку по добыче газа. В 2021 году компания добыла почти 1,5 млн. т нефти и 1,1 млрд. кубометров газа. По итогам 2022 года компания добудет около 1,4 млн. т нефти, говорит Корецкий.
Война подкосила инвестиционные планы компании. В 2022-м выполнено лишь около 50% инвестиционного бюджета, в том числе по добыче – 39%, говорит Корецкий. “Это будет иметь негативное влияние, в первую очередь – на добычу углеводородов”, – прогнозирует он.
До полномасштабной войны сеть автозаправок компании продавала горючее, произведенное Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом из добытого “Укрнефтью” сырья. Сейчас НПЗ разрушен российскими обстрелами и не работает. Теперь нужно искать другие пути продаж нефти.
Компания вынужденно рассматривает варианты экспорта нефти на продажу или по давальческой схеме. Корецкий говорит, что оба сценария менее выгодны компании, чем перерабатывать нефть в Украине. “Если мы продаем за границу сырье, а затем покупаем продукт, изготовленный из этого же сырья, то недополучаем всю добавленную стоимость”, – говорит он.
Еще один вариант – загрузить нефтью “Укранефти” украинские мини-НПЗ, говорит Леушкин.
В конце 2022-го после трехлетнего перерыва “Укрнафта” возобновила продажу природного газа на биржевых аукционах. За ноябрь-декабрь компания продала 17,1 млн. кубометров на УЭБ, сообщил Корецкий. К примеру, 27 декабря “Укрнафта” продала 3,8 млн. кубометров природного газа за 25 260 грн. за 1000 кубометров.
Чтобы продать ресурс, “Укрнафте” пришлось демпинговать. Компания продавала по ценам на 1000 грн. дешевле рынка, говорит Александр Сиренко из “Нефтерынка”. В подземных хранилищах компания хранит еще около 500 млн. кубометров газа. По текущим биржевым ценам в Украине это около 17 млрд. грн. (Игорь Орел, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)