Как решить проблемы платежной дисциплины, сгладить разницу в тарифах на транспортировку газа и оптимизировать газотранспортную систему.

В Украине почти год идет война. Самая масштабная континентальная война после Второй мировой войны. Враг уже нанес значительный ущерб экономике и инфраструктуре Украины.

Очевидно, что сейчас основная задача правительства – стабилизировать ситуацию и организовать оперативное восстановление инфраструктуры.

Однако принимаемые решения не должны наносить ущерб тем рыночным механизмам, которые были внедрены за последние 5-7 лет на рынках э/э и газа.

Более того, в краткосрочной перспективе нужно решить следующие проблемы:

  1. Наладить платежную дисциплину и создать сбалансированную систему ответственности всех участников рынка газа: поставщиков, потребителей, трейдеров и операторов распределительных и магистральных сетей.

Многомиллиардные долги облгазов и поставщика последней надежды (ПОН) показывают, что существующее регулирование требует немедленных изменений или на рынках может возникнуть кризис неплатежей.

Только перед ОГТСУ облгазы накопили 17 млрд. грн. долгов, а группа “Нафтогаз” имеет задолженность около 22 млрд. грн.

Репарации или доноры: кто будет платить за восстановление газовых сетей

Пора уже решить проблему поставок технологического газа для облгазов и газа для предприятий энергетики и ТКЭ, а не опрокидывать ее от компании в компанию.

Все потребители, не имеющие поставщика газа, должны либо обслуживаться ПОНом, либо отключаться от газопотребления.

Показательна ситуация с государственной Трипольской ТЭС. В октябре 2022 г. “Нафтогаз” по задолженности Центрэнерго подал заявку на отключение Трипольской ТЭС.

Очевидно, что отключать во время войны и аварийных отключений электричества крупнейшее в регионе ТЭС было бы преступлением, поэтому КОВЦА запретила отключать станцию.

Трипольская ТЭС продлила несанкционированно отбирать до 3 млн. м3 газа в день из газовых сетей. Всего к январю 2023 станция отобрала около 101,7 млн. м3 газа на сумму более 3 млрд. грн.

Этот долг мертвым грузом повиснет на Киевоблгаге и ОГТСУ, хотя эти транспортные компании никакого отношения к поставкам газа не имеют, а отвечают исключительно за эксплуатацию газовых сетей.

Но текущее регулирование делает их крайними в такой ситуации. Недавние изменения в законодательство не разрешили, а лишь усложнили проблему, позволив ПОНу (“Нафтогазу”) отказывать от поставок газа ряду потребителей, у которых отсутствует поставщик или существуют долги, но при этом существует запрет на отключение подобных потребителей от газоснабжения.

  1. Следует вернуться к идее единой платежки для конечных потребителей газа, включающей стоимость услуг поставки газа и его распределения. В таком случае потребитель будет платить только своему поставщику, а поставщик уже сам будет организовывать все необходимые для поставки газа в узел учета газа потребителя.

В свое время облгазы пролоббировали создание отдельной платежки и абонплаты, хотя это нестандартное решение. Население не платит отдельно Оператору ПХГ за услуги хранения газа или Оператору ГТС за услуги по импорту газа из ЕС, но почему-то отдельно оплачивает облгазам услуги по распределению газа.

Логичным было бы, чтобы клиент общался только со своим поставщиком газа, а последний оплачивал бы все необходимые услуги операторам ПХГ, ГТС и ГРМ.

Консолидация большей части облгазов в “Нафтогазе” также создает возможность введения унифицированного тарифа для услуг распределения по всей Украине.

Сейчас каждый облгаз имеет свой тариф, который может отличаться в разы, что ставит жителей разных регионов в неравные условия.

Например, тариф на распределение газа для “Гадячгаза”, “Лубнигаза”, “Закарпатгаза”, “Николаевгаза”, “Тисменицагаза”, “Харьковгаза”, “Черновцыгаза” составляет 2,39 грн. за куб. м, а тариф для “Киевгаза” только 0,38 грн., для “Харьковгоргаза” – 0,52 грн. и “Кременчуггаза” – 0,55 грн.

  1. Необходимо продолжить формирование прозрачного и конкурентного рынка газа в Украине, важным элементом которого должна стать биржа.

К сожалению, до сих пор в Украине нет единой площадки, на которой торгуют все участники рынка стандартизированными краткосрочными продуктами, как это предусматривается европейскими регламентами.

Потому и нет локального ценового индикатива на газ. Торговля ведется на разных площадках, условия поставок значительно отличаются и обычно проводятся торги ресурсом определенного добытчика.

Сейчас частные добытчики испытывают реальную проблему с реализацией добытого газа, поскольку потребление промышленности упало более чем на 50%, а экспорт газа временно запрещен.

Поэтому добытчики не могут продать газ, и вынуждены закачивать газ в ПХГ, которого там уже более 1,3 млрд. куб. м газа.

Отсутствие же оборотных средств не позволяет добытчикам не только платить ренту и налоги в бюджет, но и инвестировать в наращивание добычи газа в Украине (падение добычи у частных компаний составляло около 15%).

Выходом могло бы стать начало закупки газа “Нафтогазом” у частных добытчиков для формирования запаса газа для этой и следующей зимы.

Однако до конца зимы есть смысл именно импортировать газ в Украину, а не покупать его внутри Украины, поскольку покупка газа у локальных игроков не повлияла бы на общий баланс газа в Украине, а просто привела бы к изменению владельцев газа, уже находящегося в Украине.

Но после окончания отопительного сезона отпадет потребность в физическом импорте, поэтому можно будет вернуться к предложению создания единой площадки, на которой будут проходить регулярные сессии анонимных торгов стандартизированными краткосрочными продуктами.

“Нафтогаз” сможет выступать маркет-мейкером в каждой сессии и гарантировать выкуп непроданных объемом газа по заранее определенной цене, скажем, 500 долл. за тыс. куб. м.

Это позволит заинтересованным потребителям или трейдерам участвовать в подобных торгах наравне с “Нафтогазом” и покупать необходимые объемы газа.

В то же время, это создаст возможность украинским добывающим компаниям получить гарантию реализации добытого газа для получения средств на оплату ренты, налогов и реинвестирования в добычу газа.

А “Нафтогаз” сможет получить более низкую цену по сравнению с западноевропейскими рынками и, соответственно, закупить больше газа для формирования запаса газа для следующего ОЗУ.

Кроме проведения вышеперечисленных реформ, также сейчас нужно заложить основы для предстоящего быстрого восстановления и развития энергетики и энергетических рынков.

Надо определять, как будет выглядеть послевоенная энергетика Украины, какова будет ее структура и архитектура, и к каким целям мы будем стремиться.

Необходимо нарабатывать конкретные программы и проекты, формировать необходимую нормативно правовую базу. Для рынка газа и Оператора ГТС я бы выделил следующие основные направления текущей работы:

  1. Начало оптимизации и подготовка к модернизации ГТС. Украинская ГТС строилась для транспортировки из РФ в ЕС 145 млрд. м3 газа в год.

В 2022 году транзит составлял всего 20 млрд. м3 и, скорее всего, полностью прекратится вскоре, когда ЕС полностью откажется от российского газа.

Поэтому большинство компрессорных станций (КС) должно быть оптимизировано (ликвидировано или законсервировано).

Это позволит значительно снизить затраты на эксплуатацию ГТС и соответственно приведет к снижению тарифа на транспортировку газа для украинских потребителей.

Для ускорения процесса оптимизации ГТС народные депутаты в 2021 г. разработали и представили законопроект №6133, ожидающий второго чтения в ВРУ.

Следует учесть, что часть подлежащих оптимизации КС может быть перестроена в газовые электростанции, что позволит решить проблему недостатка базовых и балансирующих генерирующих мощностей.

Строительство таких электростанций на существующих площадках КС позволит значительно сократить как сроки строительства, так и снизить объем капитальных инвестиций до 50%, поскольку на таких площадках уже существует подвод газа высокого давления, подключение к линиям электропередач, необходимо назначение земельного участка, забора, дороги и т.д. и т.д.

ОГТСУ передавало такое предложение Министерству Энергетики еще в 2021 году. Не стоит забывать и о необходимости модернизации ключевых КС ГТС, необходимых для обеспечения транспортировки газа внутри Украины и без транзита.

ОГТСУ совместно со специалистами USAID определил 10 КС, подлежащих полной реконструкции. Однако сама реконструкция сможет начаться только после окончания боевых действий.

  1. Создание полной нормативной базы развития рынка биометана в Украине с возможностью его экспорта.

Согласно оценкам Биоэнергетической ассоциации, Украина может производить до 8 млрд. м3 биометана в год и в ближайшие 3-5 лет объем производства может достигнуть 1 млрд. м3 в год.

Европейский план REPowerEU предусматривает рост производства биометана в ЕС с 3 млрд. м3 до 35 млрд. м3 к 2030 году.

Важно отметить, что в отличие от многих других видов ВИЭ, производство биометана не требует субсидирования из государственного бюджета, поскольку цены на природный газ создают привлекательную экономику для подобных проектов, а возможность экспорта биометана в страны ЕС открывает доступ к общеевропейскому рынку биометана, на котором он может стоить на 50-100% дороже обычного метана.

Поэтому очень важно полностью сформировать необходимую регуляторную базу для биометана, в том числе порядок обращения сертификатов происхождения, признаваемых другими странами.

Биометан – это не только путь к энергетической независимости, но новые направления бизнеса для аграрных предприятий Украины, новые рабочие места и инвестиции.

  1. В среднесрочной перспективе производство и транспортировка водорода в ЕС является важным направлением энергетической отрасли Украины.

Следует продолжать разработку и внедрение водородной стратегии Украины, а дорожная карта подготовки ГТС к транспортировке смеси водорода с метаном должна стать важной частью этой государственной стратегии.

Необходимо активно работать со смежными европейскими странами по стандартизации технических требований и условий для создания возможности транспортировки таких газовых смесей.

ОГТСУ должна продолжать работу по оценке возможности транспортировки водородной смеси и разработке детальной дорожной карты относительно необходимой модернизации ГТС. (Сергей Макогон

экс-руководитель ООО “Оператор ГТС Украины” (2019-2022), Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий