Почему национализация газовых сетей Дмитрия Фирташа по выбранной “Нафтогазом” модели грозит 17-миллиардными убытками и банкротством оператора украинской газотранспортной системы?
В начале года “Нафтогаз” начал финальное наступление на остатки газового бизнеса Дмитрия Фирташа.
После того, как госкомпания без особого труда отобрала у компании-поставщика олигарха около 8 млн. клиентов, очередь дошла и до облгазов, распределяющих голубое топливо.
На минувшей неделе бизнесмен уже потерял физический контроль над газовыми сетями в двух областях: Харьковской и Днепропетровской. У Фирташа это назвали рейдерским захватом, “Нафтогаз” ответил, что все в рамках закона.
Очевидно, что решение об очередном акте деолигархизации принято на самом высоком уровне, и когда придут по оставшимся 18 компаниям – вопрос времени. Это может произойти в ближайшие недели или месяцы.
Впрочем, от этого пострадает не только Фирташ, но и государственная компания “Оператор ГТС” (ОГТС), которая прокачивает газ в ЕС и от работы которой зависит, попадет ли газ в дома украинцев во время сложнейшего отопительного сезона.
Руководство оператора предупреждает, что национализация по избранной “Нафтогазом” модели грозит ОГТС миллиардными убытками и приведет его к банкротству.
Почему государство может потерять почти 17 млрд. грн., и чем недоволен “Оператор ГТС”?
Попытка номер один
Впервые о планах передать 26 облгазов, 20 из которых контролировала компания Фирташа, остальные – другие мелкие игроки, под контроль государственного “Нафтогаза” стало известно в мае 2022 г.
Основанием для такого решения стало дело Государственного бюро расследований по взысканию арендной платы с облгазов за право пользования газовыми сетями. Ущерб государства следователи оценили почти 1,5 млрд. грн.
Однако менеджеры Фирташа заявили о незаконности этого решения и обжаловали его в суде. По крайней мере, до конца 2022 года РГК сохраняла контроль над активами. Незадолго до своей отставки с должности руководителя “Нафтогаза” это признал и Юрий Витренко.
“Было принято решение передать облгазы в управление “Нафтогаза”, но это решение пока не реализовано”, – отметил он в сентябре. По словам Витренко, компания встретила сопротивление со стороны менеджеров РХК.
“Работа продолжается. Пока мы не можем сказать, что уже начали управлять и реально контролировать эти облгазы Фирташа”, – подытожил он.
Ключевой проблемой на этом пути стали судебные тяжбы РГК и сопротивление менеджеров Фирташа. После прошлогодних неудачных попыток “Нафтогаз” решил сменить тактику и возобновить наступление.
ООО “Газораспределительные сети Украины”
Для интеграции арестованных пакетов облгазов в сентябре “Нафтогаз” создал ООО “Газораспределительные сети Украины” (ГРМУ). Ее возглавил известный в Днепре адвокат Денис Миргородский.
Основателем компании со стопроцентной долей стала “дочка” “Нафтогаза” компания “Газ Украины”.
Как пишет издание “Наши деньги”, специализирующееся на выявлении коррупции в госзакупках, такая структура собственности содержит коррупционные риски и позволит выводить деньги из компании через тендеры.
“Это ООО вообще не будет “тендериться” в Prozorro, потому что наши депутаты постановили: если твой основатель не государство, а принадлежащая государству компания, то по закону ты не считаешься заказчиком.
Ты можешь покупать у кого хочешь, что хочешь и за сколько хочешь и даже не показывать цены”, – рассказывает журналист НГ Юрий Николов.
По его словам, не допустить негативного развития событий может только политическая воля первых лиц государства, выраженная в виду правоохранителей.
Однако проблема непрозрачного вывода денег из новой структуры если и возникнет, то только в будущем. Пока руководство ГРМУ сосредоточено на другой важной задаче: собрать все газовые сети под одной крышей.
Как это будет происходить?
“Газсети” регистрируют филиал в регионе, где зарегистрирован облгаз, НКРЭ выдает ему лицензию на осуществление деятельности, параллельно аннулирует такую лицензию для облгаза и передает необходимое оборудование в пользование новому филиалу.
В декабре схему опробовали на “Кировоградгазе”, который с 2017 г. контролирует “Нафтогаз”.
За три дня до Нового года ГРМУ отчиталось об успешном завершении передачи актива новому ООО. Проблема в том, что “Нафтогаз” проигнорировал интересы “Оператора ГТС”, который от этой перестановки получит 268 млн. грн. убытков.
Откуда взялся долг? По словам эксдиректора “Оператора ГТС” Сергея Макогона, проблемы с расчетами между ОГТС и облгазами начали возникать в 2021 г., когда быстро выросли цены на газ.
“Нафтогаз” просто отказался продавать газ на технологические нужды даже своим облгазам, поэтому “Кировоградгаз” просто без оплаты отбирал газ из ГТС (так же поступали и другие облгазы – ЭП).
Сейчас путем создания “Газсетей” они отказались решать проблему задолженности, которую перед “Оператором ГТС” создали менеджеры “Нафтогаза” в 2021-2022 гг.”, – говорит Макогон.
268 млн. грн. – только вершина айсберга. Скоро гарантированный ущерб ОГТС возрастет в десятки раз и власти об этом знают.
Фирташ – следующий. Платит снова ОГТС
Передача “Кировоградгаза” вновь созданному ООО – формальность, поскольку этот облгаз и так контролировал “Нафтогаз”. Это только первый этап, следующий – газовые сети Фирташа, и на прошлой неделе этот процесс стартовал.
В понедельник РГК обвинила “Нафтогаз” в попытке сменить правление в “Днепрогазе” и “Харьковгазе” и таким образом осуществить” рейдерский захват” этих компаний при силовой поддержке сотрудников полиции.
“Нафтогаз” подчеркнул, что все происходило в рамках закона.
Новыми руководителями компаний стали лица, более десяти лет назад работавшие на Фирташа, а до этого – на “младоолигарха” Сергея Курченко, сбежавшего из страны в 2014 г. после Революции достоинства, и на российского олигарха Виктора Вексельберга.
Кресло руководителя “Днепрогаза” занял Богдан Попьюк, который в 2004-2013 гг. работал в “Житомиргазе”, “Николаевгазе”, “Запорожгазе” и возглавлял “Ивано-Франковскгаз”.
На тот момент часть этих облгазов входила в группу “Ренова” россиянина Вексельберга, продавшего Фирташу в 2012 г.
В 2010-2013 гг. Попьюк был директором компании “Газ Украина 2020” и работал заместителем руководителя в “Лидергаге”. Эти компании входили в империю Курченко.
Директором “Харьковгаза” стал Анатолий Быстрай, который в 2009-2012 гг. руководил “Криворожгазом”. Тогда он также принадлежал Вексельбергу, а затем вошел в РГК Фирташа.
Также Быстрай с 2017 г. принадлежал к полтавской ячейке партии Сергея Таруты “Основа”.
Несмотря на смену руководства, в двух компаниях “Газсети” не спешат отчитываться об успешном переходе активов под контроль государства, как было в случае с “Кировоградгазом”.
По данным собеседников ЭП в “Нафтогазе”, это связано с тем, что проведенную на прошлой неделе операцию успешно назвать сложно.
“Такое впечатление, что они вообще не готовились, не разрабатывали планы на случай форс-мажоров. В итоге зашли на предприятие, но РГК отключила биллинг и они не могут получить данные об отборе газа. Фактически предприятие они не контролировали”, – отметил собеседник.
“Когда мы в свое время заходили в “Донецкоблгаз” (до этого контролировался менеджерами Курченко – ЭП), то все просчитывали заранее. Поэтому он сразу и без лишних проблем перешел под контроль “Нафтогаза”.
В этом же случае все оказалось не так-то просто. Чем все закончится – увидим, но начало такое”, – подытожил собеседник ЭП.
Многомиллиардные долги зависли в воздухе
Главной проблемой остаются гарантированные многомиллиардные убытки “Оператора ГТС”. Его интересы в этой истории решили не учитывать, хотя о рисках власти проинформировали.
Зная о планах “Нафтогаза”, директор ОГТС в декабре написал письма Кабинета министров, Минэнерго, Нацкомиссии по тарифам, Офису президента и СНБО, в которых предупредил о возможных негативных последствиях.
Суть документа в том, что запущенный в такой форме процесс грозит ОГТС потерей 16,8 млрд. грн. Указанная сумма – долги облгазов перед “Оператором ГТС”, которые, судя по всему, власти решили просто “простить”.
“Прекращение действия договоров эксплуатации газораспределительных систем или их составляющих с операторами ГРМ (облгазами – ЭП) и последующее аннулирование лицензий вызывает опасения, что долги облгазов перед “Оператором ГТС” не будут погашены”, – отмечает в письме руководитель ОГТС Павел Станчак.
Даже если Украина готова смириться со списанием почти 17 млрд. грн. долгов, проблему это не решает, и в будущем такая ситуация может повториться.
Ключевая причина в том, что власти не хотят прибегать к сложным решениям.
“Никто не хочет решать проблему системно. Это очень опасно, потому что через два-три года можно накопить в разы больше долгов, провернуть еще одну такую “передачу” новому ООО и снова не платить”, – возмущается Макогон. (Николай Топалов, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)