Глобальное потепление помогло европейцам комфортно пройти большую часть зимнего периода. Однако война за энергонезависимость продолжается.
“И нам останется только одно: как в известной русской сказке, приговаривать: “Мерзни, мерзни, волчий хвост”. Так 7 сентября 2022 г. на Восточном экономическом форуме Путин угрожал заморозить Европу.
Что в мирное время беспокоит, а в военное приносит радость и облегчение? Правильный ответ – аномально теплая зима.
После февральского вторжения России в Украину Евросоюз поставил перед собой задачу снизить потребление российского газа на две трети, то есть на 100 млрд. куб. м в год.
Идея казалась утопической, ведь каждый третий кубометр газа в ЕС был российским. В течение года Россия самостоятельно сократила поставки голубого топлива, пытаясь вызвать экономический кризис у своих европейских оппонентов.
Однако никакого “хладомора” не произошло. Теплая и ветреная погода помогла европейцам пройти два месяца зимы.
Европейский Союз выдержал первый удар России в энергетической битве, но предстоит еще много проблем. Так что война за энергонезависимость только начинается.
Успехи западных стран важны и для Украины, ведь ее будущее – на энергетическом рынке ЕС.
Сотни миллиардов на подготовку к зиме
Весь 2022 г. Россия маленькими шагами сокращала объемы снабжения голубым топливом в ЕС. С марта ежедневный объем прокачки газа в Евросоюз упал на 80% до 63 млн. куб. м.
Зачем это делалось? Сокращая снабжение голубым топливом, Москва стремилась дестабилизировать энергосистему Европейского Союза и сделать невыгодной для него поддержку Украины.
Чуть ли не каждая новость об уменьшении объемов прокачки российского газа провоцировала в ЕС очередные скачки цен на голубое топливо.
Проделки Москвы угрожали сильным дефицитом, поэтому европейские лидеры решили основательно подготовиться к холодам и уменьшить свою зависимость от Кремля.
Сначала страны договорились заполнить газохранилища как минимум на 80%. Они закачивали газ из Норвегии, США и Алжира. Скупали и российский газ, пока он еще был доступен на рынке.
Голубое топливо находили даже в Китае , который, закрывшись на карантин, продавал излишки сжиженного газа.
Однако это имело свою цену. Ажиотажные закупки газа на мировом рынке происходили по ценам, в пять-семь раз выше, чем в 2021 г.
Чтобы не сильно шокировать внутренних потребителей странам ЕС пришлось компенсировать высокие цены из государственных бюджетов.
По данным бельгийского аналитического центра Bruegel, с сентября 2021 г. субсидирование цен на газ, электричество и бензин обошлось для ЕС в 600 млрд. евро.
Только Германия потратила на поддержку потребителей 246 млрд. евро, что составляет 7% от ВВП крупнейшей экономики ЕС.
Из-за дорогостоящего газа дорожает и электроэнергия. Чтобы насытить рынок электричества страны расконсервировали угольные электростанции, продлили срок службы атомных энергоблоков и дополнительно инвестировали в возобновляемые источники.
Для получения большего количества газа из разных стран в Евросоюзе активно строят газовую инфраструктуру: большие трубопроводы, интерконнекторы и СПГ-терминалы.
Этого оказалось маловато, чтобы компенсировать потерю российского топлива, поэтому в ЕС решили уменьшать потребление газа. Многим странам пришлось останавливать крупные предприятия по производству металлов и удобрений.
В Германии установили так называемые ценовые тормоза, когда домохозяйства, малый и средний бизнес заставили сократить потребление газа и электричества на 20% по сравнению с 2021 годом.
Большее количество энергии потребителям приходилось покупать по неподъемным рыночным ценам – в четыре-пять раз дороже, чем в 2021 году.
Однако даже эти меры не гарантировали, что ЕС пройдет отопительный сезон без проблем. В худшем сценарии Евросоюз под конец зимы мог постичь жесткий дефицит, а самые большие экономики рисковали погрузиться в рецессию.
Погода спасла
Все самые плохие сценарии отпали, когда на европейском континенте начались погодные аномалии.
В январе синоптики сообщали о многочисленных побитых температурных рекордах. К примеру, во французском Вердене зафиксировали 24 градуса тепла по Цельсию, в Берлине – 16, Варшаве – 19.
Экстремально высокие температуры прошли, но холода не наступили. Почти по всей Европе к концу месяца ожидаются умеренные температуры, поэтому январское потребление газа и не на привычных зимних уровнях.
Более того, инвестиции в восстановительные источники и ветреная погода позволили получить больше электричества из ветряков. Германия и Великобритания в январе установили рекорды по выработке ветряной электроэнергии и снизили потребности в газе.
Европейцам повезло еще и с тем, что китайская промышленность в 2022 г. сидела на карантине. Это тормозило потребление сжиженного газа в Азии, и танкеры повернули в сторону Европы.
В 2022 году Евросоюз стал крупнейшим в мире покупателем СПГ, впервые обогнав Китай и Японию.
На фоне этих событий цены на газ уменьшились до уровня августа 2021 г. – до 700 долл. за тыс. куб.
Уменьшение потребления позволило странам ЕС поддерживать запасы на самом высоком за последние годы уровне. С начала зимы заполненность газохранилищ почти не изменилась и сейчас составляет около 80%, то есть более 90 млрд. куб.
Наибольшие риски этой зимой были связаны с Германией, наиболее зависимой от российского газа.
Глава германского энергетического регулятора Клаус Мюллер летом предупреждал, что без российского газа даже полных запасов стране хватит максимум на 2,5 месяца холодов.
Однако сейчас немецкие газохранилища заполнены более чем на 90%, поэтому эта зима она гарантированно пройдет без сильного дефицита, даже если в феврале произойдет резкое похолодание.
Из-за высоких цен на энергоносители правительство Германии ожидало в 2023 году рецессию , но благоприятная ситуация в энергетике заставила местное Минэкономики скорректировать прогноз на рост на 0,2% ВВП вместо прогнозируемого падения на 0,4%.
В целом экономика ЕС дает признаки жизни. Годовой рост цен на энергоносители в декабре сократился с 34,9% до 25,5%. Поэтому падает общий уровень инфляции и уменьшает давление на потребителей и центральный банк.
Индекс деловой активности (PMI) в еврозоне в январе будет предварительно составлять 50,2.
Считается, что активность бизнеса растет, когда этот индекс превышает уровень 50, так что это положительный сигнал для союзников Украины. PMI в ЕС на услуги и производство стабильно растет с октября.
Россия до сих пор пытается давить, сокращая поставки газа. В январе 2023 года “Газпром” снизил прокачку голубого топлива в Евросоюз еще на 22%.
Правда, смысла от этого не было – цены почти не изменились. Это значит, что Кремль потерял монополию на европейском рынке.
Газовая война только начинается
Теплая и ветреная погода позволила Евросоюзу выиграть время, однако до окончания энергокризиса еще далеко. Европа выиграла битву, но не войну, и дальше страны блока ждет немало испытаний.
Первое – Китай снова открывается после локдаунов. Спрос на сжиженный газ от китайских компаний растет, и танкеры постепенно возвращаются в Поднебесную.
В то же время Япония планирует создать стратегический резерв СПГ, поэтому между Европой и Азией может снова обостриться ценовая конкуренция, как прошлой зимой. В таком случае цены снова пойдут вверх.
Если цены дойдут до 2 тыс. долл. за тыс. куб. м, то Евросоюз не сможет принимать танкеры из СПГ из-за ограничения стоимости голубого топлива, которое сам установил в декабре.
Второе – энергонезависимость уже дорого стоит для ЕС, ведь страны блока вынуждены продолжать субсидирование высоких цен, чтобы смягчить удар по бизнесу и гражданам.
Цены на газ до сих пор аномально высоки и в ближайшие годы они вряд ли снизятся. Это означает, что и в 2023 г. сотни миллиардов евро снова направят на субсидии. Поэтому будут расти дефицит и долговая нагрузка на госбюджеты.
В то же время, крупные энергоемкие предприятия ЕС до сих пор не работают в полную силу и вынуждены экономить, получать меньше доходов и платить меньше налогов.
Сокращение производства почти неизбежно, потому что страны получают меньше газа, чем в предыдущие годы. Одна только Германия в 2022 г. потеряла 12% объемов.
Бизнесу и правительствам будет сложно планировать новые проекты и возобновление производства, ведь при перестройке энергосистемы ситуация будет оставаться нестабильной.
Например, штормы возле газификационных терминалов в США, ремонт на французских ядерных энергоблоках и изменение скорости ветра уже приводят к колебаниям цен на электричество.
Третье – заполнение газохранилищ на следующую зиму. Евросоюзу повезет, если остальная зима будет теплой и в апреле газа в хранилищах будет достаточно. Если нет, то возможностей относительно дешево запастись газом будет немного.
В следующем сезоне российского газа будет гораздо меньше, ведь газопровод “Северный поток” осенью взорвали, а прокачивать топливо другими трубами Россия не желает.
Вдобавок Нидерланды в октябре планируют закрыть свое крупнейшее месторождение газа в Гронингене, из которого сейчас качают 2,8 млрд. куб. м в год.
Чтобы получить возможность покупать больше газа, ЕС строит дополнительные мощности по регазификации СПГ. Новые терминалы и расширенные старые позволят импортировать на 50 млрд. куб. м газа больше, чем в 2022 г.
Однако этого не хватит, если Россия продолжит сокращать поставки. Ранее страна-агрессор ежегодно прокачивала 155 млрд. куб. м газа и найти им замену будет сложно.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен заявила: если Россия прекратит поставки газа, то Евросоюз в 2023 г. может иметь дефицит 30 млрд. куб. м.
В этом случае ЕС может спасти экономические проблемы в России. Санкции только начинают действовать и Кремль будет вынужден продавать газ, чтобы закрывать дыры в бюджете.
Четвертое – цены на голубое топливо для населения в ЕС остаются высокими по сравнению с прошлыми годами, и они будут истощать семейные бюджеты. Даже субсидии не вернут тарифы на коммунальные услуги до уровня 2021 г.
“Рост расходов на отопление значителен для немецких семей. В 2022 г. газ, которым отапливают 50% немецких квартир, стоил 13 евроцентов за киловатт-час, тогда как в 2021 г. цена была более чем вдвое меньше.
Такая же ситуация с мазутом, которым отапливают четверть немецких квартир. Если вы ежегодно используете 3 тысячи литров, то расходы будут составлять 4,5 тысяч евро в год. В 2021 году они составляли бы 2 тысячи евро, в 2020-м – 1,5 тысячи.
Растут цены на транспорт и бензин. Все это сказывается на семьях с низким и средним доходом”, – сказал ЭП немецкий журналист Мариус Эльбрахт из города Ахена.
Борьба за энергонезависимость Евросоюза – это и вопрос безопасности Украины. “Нафтогаз” покупает голубое топливо на европейском спотовом рынке, поэтому успехи ЕС будут прямо влиять на температуру в украинских домах. (Богдан Мирошниченко, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)