В прошлом году в мире на обеспечение зеленого перехода было потрачено более $1 трлн. – примерно столько же, сколько на инвестиции в нефтегазовую и угольную отрасли. Еще никогда вложения в возобновляемую энергетику (ВИЭ), электромобили, системы хранения энергии, новые виды топлива, такие как водород, а также атомную энергетику не достигали $1 трлн., говорится в отчете “Инвестиционные тренды в энергетическом переходе” Bloomberg New Energy Finance (BloombergNEF).

Наиболее значительные вложения в 2022 г., как и в предыдущие годы, были сделаны в ветряную и солнечную энергетику – $495 млрд.; это на 17% больше, чем годом ранее. В итоге были построены мощности более чем на 350 ГВт.

Рост мощностей в прошлом году составил 25% – такого никогда еще не было, сказал на прошлой неделе исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль на саммите Всемирного экономического форума в Давосе.

Электромобили стремительно догоняют ВИЭ. Если в 2014 г., когда BloombergNEF стала учитывать инвестиции в электротранспорт, они составляли всего 6,7% от вложений в солнечные и ветряные электростанции, то в прошлом году уже вплотную приблизились к лидеру энергоперехода: производство транспортных средств на аккумуляторах и инфраструктура для них привлекли $466 млрд. Это на 54% больше, чем в 2021 г.

В основном деньги вкладывались в выпуск пассажирских электромобилей ($380 млрд.). Кроме того, инвестиции получили:

– общественные станции зарядки – $24 млрд.,

– двух- и трехколесные транспортные средства – почти $23 млрд.,

– электробусы – $15 млрд.,

– коммерческие автомобили – $8 млрд.

В прошлом году в мире впервые было продано более 10 млн. новых электромобилей (с учетом подзаряжаемых гибридов). В 2030 г. на трех крупнейших авторынках – китайском, европейском, американском – каждый второй продаваемый автомобиль будет электрическим, прогнозирует Бироль.

Если раньше главным фактором, определявшим необходимость энергоперехода, был климатический, то после вторжения России в Украину это стало вопросом энергетической безопасности, именно она теперь сильнее всего стимулирует инвестиции в ВИЭ и другие чистые технологии, сказал Бироль в Давосе.

ВИЭ – это энергия мира.

Необходимо ускорить энергопереход, в Германии целью должна стать установка 3-4 ветряных турбин в день, заявил в январе канцлер Олаф Шольц. Сейчас на долю ВИЭ в Евросоюзе приходится около 20% электрогенерации; после начала войны в Украине он поставил цель увеличить ее до 45% к 2030 г.

Два наименее крупных сектора чистой энергетики, улавливание углекислого газа и водород, получили от инвесторов $6,3 млрд. и чуть более $1 млрд. соответственно. Однако их темпы роста впечатляют, пишет BloombergNEF, – примерно в три раза в обоих случаях.

Почти половину средств в мероприятия и активы, обеспечивающие переход на чистую энергетику, в прошлом году вложил Китай – $546 млрд. На долю ЕС пришлось $180 млрд., США – $141 млрд., по подсчетам BloombergNEF. Принятый в США в прошлом году Закон о борьбе с инфляцией, предусматривающий выделение почти $400 млрд. из федерального бюджета на вложения в чистую энергетику, а также субсидии в этой области для инвесторов, – самый важный шаг в борьбе с изменением климата после Парижского соглашения 2015 г., считает Бироль.

Темпы энергоперехода ускоряются. На то, чтобы достичь первого $1 трлн. инвестиций, ушло восемь лет – с 2004 по 2011 гг. Но хотя в прошлом году совокупные инвестиции подскочили на 31%, это лишь часть того, что необходимо для радикального сокращения выбросов парниковых газов и достижения целей Парижского соглашения, указывает BloombergNEF. По ее расчетам, годовые инвестиции в обеспечение энергоперехода в период до конца десятилетия должны вырасти втрое, чтобы был шанс достичь нулевых нетто-выбросов к 2050 г. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий