Повышение цен на природный газ и электроэнергию для населения до уровня рыночных даст мощный толчок развитию биоэнергетики
Биоэнергетика может развиваться высокими темпами, замещая импортный природный газ и нефтепродукты, если будут преодолены барьеры для развития сектора.
Основными препятствиями развития биоэнергетики, кроме войны, является отсутствие утвержденных долгосрочных целей, неопределенная государственная позиция относительно энергетического использования сельскохозяйственных остатков.
Также необходимо утвердить дорожную карту развития биоэнергетики к 2050 г. или включить долгосрочные цели по биоэнергетике в обновленную Энергетическую стратегию к 2050 г. Разработать действенную и амбициозную государственную программу по сокращению и замещению потребления импортного газа. Минагрополитики должно разработать рекомендации относительно возможной доли использования пожнивных остатков для производства энергии.
На законодательном уровне требуется решение проблемы налога за выбросы СО 2 , который несправедливо платят котельные и ТЭЦ/ТЭС на биомассе и биогазе. Мировая практика – признавать эти топлива “СО2 нейтральными” и не налагать этот налог.
Этот налог прогнозируется расти: в Украине от 30 грн./т СО2 (<1 Евро/т), а в ЕС – около 80 евро/т.
Считаем целесообразным запретить сжигание лесосечных отходов в лесу, которое разрешается действующим Лесным кодексом. Обязать предприятия лесного хозяйства очищать лес путем сбора и транспортировки лесосечных отходов в ближайшую дорогу, откуда бизнес купит и вывезет их в качестве топлива. Упростить доступ третьих сторон к заготовке порубочных останков в лесах.
Тепловая энергия из твердых биотоплив
Природный газ для населения искусственно сделан самым дешевым видом топлива, который не выгодно замещать или сокращать его потребление.
При такой цене газа исчезает стимул для утепления домов и других энергоэффективных мер. Например, замещение газа твердым биотопливом.
Проблему можно решить, установив единую рыночную цену на газ для всех категорий потребителей.
Для бедной части населения следует ввести финансовую поддержку со стороны государства в электронной форме через систему Действие (монетизация субсидий).
Для промышленности и объектов коммунальной и бюджетной сферы проблемой остается отсутствие цивилизованной биотопливной биржи, которая могла быть гарантированным источником биотоплива для производителей энергии и гарантированным источником сбыта для производителей твердых биотоплив.
Законопроект о ее создании разработан более 4 лет назад и до сих пор не рассмотрен Верховной Радой.
Развитие биоэнергетики в Литве подтвердило действенность и эффективность конкурентного рынка тепловой энергии в централизованном теплоснабжении, которое нарушает монопольное положение теплокоммунэнерго и решает проблемы с доступом независимых производителей к тепловым сетям. Рекомендуем ввести данную модель в Украине.
Электроэнергия из биомассы и биогаза
Существуют более рентабельные альтернативы использования биомассового сырья: производство тепловой энергии и замещение природного газа по рыночной цене или производство биометана.
Причиной этого является искусственное ограничение максимальной цены э/э на разных сегментах рынка (price caps), а также субсидирование стоимости электроэнергии для населения в 2-3 раза по сравнению с ценой э/э для промышленности.
Необходимы, по крайней мере, выравнивание стоимости электроэнергии для населения со стоимостью э/э для промышленности и поднятие price caps до уровня, что будет обеспечивать достаточную рентабельность производителям э/э.
Если это не будет сделано, инвесторы не будут вкладывать деньги в строительство новых электростанций в Украине, перенеся его в страны ЕС, где средняя стоимость электроэнергии в 2-3 раза выше.
Нуждается в решении и проблема расчетов не в полном объеме и значительная задолженность перед производителями е/е по ВИЭ по “зеленому” тарифу.
Необходимо обеспечить финансовую стабильность Гарантированного покупателя через установление обоснованного тарифа на передачу э/э НЭК “Укрэнерго”.
Улучшению ситуации также будет способствовать принятие закона о контрактах на разницу, который позволит производителям е/е из ВИЭ продавать ее на разных сегментах рынка при компенсации Гарпоком разницы между стоимостью продаж и зеленым тарифом.
Ожидает решение и проблема отсутствия механизма выдачи гарантий происхождения для электроэнергии, производимой из ВИЭ.
Один из подтвержденных механизмов развития ВИЭ и декарбонизации сектора энергетики стран ЕС являются аукционы по государственной поддержке проектов по производству электроэнергии по ВИЭ и маневровых мощностей и систем аккумулирования электроэнергии, необходимых для балансировки энергосистемы с высокой долей ВИЭ.
На таких аукционах рыночным путем устанавливается тариф на электроэнергию по ВИЭ и от маневренной генерации, минимально необходимый для инвестора. Необходима подготовка и проведение таких аукционов как можно быстрее после завершения военного положения.
Производство биометана
Техническим барьером являются ограниченные возможности подачи биометана в ГРС (особенно в летнее время). Необходим редизайн ГРС с объединением потребителей в более мощные кусты потребления и установка компрессоров, которые смогут перекачивать избыточный биометан из ГРС в ГТС (“reverse flow” компрессоры).
Также нужно запустить реестр биометана в виде, который требует профильный закон и постановление КМУ. Нуждается в снятии запрета экспорта биометана и определения для биометана собственного кода УКТВЭД.
Для использования биометана на транспорте необходима разработка и принятие закона об использовании биометана в качестве моторного топлива, в т.ч. для общественного транспорта и сельскохозяйственной техники
Необходимо включение в Энергетическую стратегию целей потребления биометана (5-10% от потребления природного газа на транспорте до 2030 года), а также целей по количеству газовых заправочных станций.
Нуждается в разработке механизма поддержки развития сети газовых заправочных станций (CNG и LNG). Необходима разработка технических требований по использованию биометана в качестве моторного топлива (CNG и LNG).
Также необходимо обеспечить возможность получения гарантии происхождения биометана без подключения производителя к ГТС или ГРС.
Производство биоэтанола
Ключевым барьером в этом секторе является отсутствие требования к обязательной доле биоэтанола в бензине.
Необходимо установить обязательную долю биоэтанола в бензине на уровне 10% для существующих двигателей, а на перспективу – до 50-80% для автомобилей с мультитопливными двигателями.
В настоящее время 12 стран ЕС имеют часть рынка бензина Е10 от 45% (Эстония) до 100% (Болгария, Румыния).
Ввести льготное налогообложение на ввоз в Украину авто с мультитопливными двигателями, которые могут использовать до 100% биоэтанола в качестве топлива.
Необходимо уменьшение ставки акцизного налога на бензины моторные с содержанием не менее 5% биоэтанола, а также уменьшение требований налогового векселя на полную ставку акциза, необходимого при транспортировке биоэтанола.
Производство биодизеля
Для развития этого направления предлагаем установить обязательную долю биодизеля в дизельном топливе на уровне 5% .
Обеспечить постепенный переход на производство и потребление гидроочищенного растительного масла (HVO), являющегося полным аналогом дизельного горючего и может использоваться до 100% в существующих дизельных двигателях.
Уменьшить или отменить ставки акцизного налога на биодизель. Установить экспортную пошлину на семена рапса (10% таможенной стоимости товара), аналогичные существующему на семена льна, подсолнечника. Ввести систему сбора отработанного пищевого масла в Украине.
Выращивание энергетических растений
Сектор требует создания практически с нуля законодательного урегулирования, включая определение термина “энергетические растения “. Необходимо увеличение срока договора аренды земли для выращивания энергетических растений до 20 лет (сейчас максимум 7 лет).
Обычно цикл существования плантаций энергетических растений составляет 20 лет и более. Считаем целесообразным ограничить максимальный размер арендной платы за малопродуктивные и деградированные земли, на которых выращиваются энергетические растения, до 5% нормативной денежной оценки (сейчас до 12%).
Просим правительство и Верховную Раду поддержать сектор биоэнергетики и организовать системную работу по снятию указанных барьеров и принятию необходимых для этого законов и других нормативно-правовых актов.
Считаем, что дальнейшее развитие сектора позволит Украине укрепить энергетическую безопасность, полностью отказаться от импорта природного газа и значительно сократить импорт других энергоресурсов, будет способствовать децентрализации и декарбонизации сектора энергетики. (Георгий Гелетуха, д.т.н., председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)