Почему низкие тарифы на передачу электроэнергии могут привести к потере “зеленой” энергетики?
Возобновляемая генерация, которая должна стать основой украинской энергетики, вошла в новый год с невеселыми перспективами.
В последние дни в прошлом году НКРЭКУ утвердила откровенно дефицитный тариф “Укрэнерго” на передачу электроэнергии в 2023 г. Утвержденная сумма не покрывает расходы “Укрэнерго” ни на восстановление сетей, ни на другие ключевые потребности компании.
Вопрос погашения 12,4 млрд. грн. долгов перед “зелеными”, которые, в свою очередь, должны рассчитываться по кредитам вообще даже не рассматривался.
Уже скоро может запуститься принцип домино, когда компании “зеленой” энергетики будут банкротиться одна за другой. Страна может потерять целую ветвь.
При этом, утверждая необоснованные тарифы, никто не считает, во сколько раз больше придется платить промышленным потребителям, которых сейчас пытаются уберечь от повышения цен на электроэнергию, если Украине придется импортировать значительные объемы электроэнергии из Европы по текущим высоким ценам.
Ведь тариф на передачу электроэнергии остается главным источником расчетов “Гарантированного покупателя” с производителями электроэнергии по “зеленому” тарифу.
Согласно постановлению НКРЭКУ № 1788, тариф будет увеличиваться поэтапно (без НДС): с 1 января 2023 г. – на 10%, по действующему тарифу 345,64 грн./МВт-ч до 380,28 грн./МВт-ч; с 1 апреля – еще на 13,1%, до 430,25 грн./МВт-ч, а с 1 июля – еще на 12,7%, до 485,1 грн./МВт-ч.
Как сообщили в НКРЭКУ, конечная цена электроэнергии для небытовых потребителей с 1 января по 1 апреля 2023-го повысится в среднем на 15 коп./кВт-ч, для промышленных энергоемких потребителей – в среднем на 4 коп./кВт-ч.
Такой символический рост не отвечает экономическим расчетам по основным затратам ОСП и ситуации в стране.
Регулятор должен уже со II квартала устанавливать тот размер тарифов на передачу “Укрэнерго”, который будет покрывать все обязательства компании и потребности в восстановлении поврежденной инфраструктуры, учитывая льготный тариф I квартала 2023 г.
Напомним, сначала тариф на передачу предполагался на уровне 522,46 грн./МВт-ч (без НДС). Он был поддержан профильными ассоциациями отрасли ВИЭ и НЭК “Укрэнерго” как наиболее взвешенный и сбалансированный за последние годы.
Предпоследняя редакция проекта постановления предусматривала единовременный рост тарифа на передачу с 1 января 2023 г. на 28,9% – до 445,4 грн./МВт-ч.
Фактически это было бы повышение, которое соответствовало уровню инфляции (за прошлый год она составляет 26,6%).
Следует отметить, что сразу с началом рассмотрения НКРЭКУ вопрос принятия тарифов на передачу для НЭК “Укрэнерго” в СМИ началась активная инфокампания против их роста.
Утверждалось, что стоимость электроэнергии для промышленных потребителей увеличится почти вдвое и, соответственно, значительно вырастет цена на услуги и товары для украинцев. И хоть это было откровенной манипуляцией, но, похоже, она сработала.
Размер утвержденного тарифа стал неожиданностью даже для НЭК “Укрэнерго”. Как отметил председатель правления НЭК Владимир Кудрицкий, предложенный порядок увеличения тарифа на передачу и диспетчеризацию не соответствует временной структуре расхода средств, которая ожидается в этом году.
Уже сейчас понятно, что предусмотренный поэтапный рост размера тарифа на передачу будет недостаточным для восстановления уничтоженной энергетической инфраструктуры “Укрэнерго” и выполнения им обязанностей оператора системы передачи.
О расчетах с производителями по ВИЭ
На сегодняшний день задолженность НЭК “Укрэнерго” перед “Гарантированным покупателем” за услугу по увеличению доли ВИЭ за 2021 год составила 3,4 млрд. грн. (с учетом НДС) и за 2022 год – 8,9 млрд. грн. Итого это более 12,4 млрд. грн.
Соответственно, по результатам 2022 года уровень расчетов перед производителями электроэнергии по ВИЭ составил чуть более 50%. То есть, “зеленая” генерация недополучила половину расчетов за производимую электроэнергию.
Такие большие долги – это в первую очередь следствие утверждения дефицитного тарифа на передачу в предыдущие годы, о чем постоянно говорили участники рынка возобновляемой энергетики, однако это часто игнорировалось со стороны НКРЭКУ.
К сожалению, эти ошибки не учтены. Напротив: сейчас закладываются условия для ухудшения ситуации. Например, НКРЭКУ два квартала с начала войны не пересматривала утвержденный размер “зеленого тарифа” в соответствии с актуальным курсом валюты, в нарушение норм законодательства.
В результате компании за этот период могут недосчитаться 20% средств, которые государство не то что не выплачивает, а даже решило не начислять. Между тем кредиты для строительства солнечных и ветроэлектростанций брались в основном в валюте и возвращать кредиторам компании вынуждены в соответствии с актуальным курсом.
В таких условиях может начаться волна банкротств предприятий возобновляемой энергетики, если не удастся быстро достичь взаимопонимания с банками.
Отдельно стоит вопрос возврата выручки в валюте компаниями ВИЭ своим зарубежным инвесторам, проинвестировавшим строительство объектов возобновляемой генерации в Украине.
Вследствие существенной регуляции движения валютных средств со стороны НБУ все без исключения компании с иностранными инвестициями сектора не имеют возможности рассчитаться со своими материнскими компаниями, которые, как правило, также имеют обязательства перед иностранными кредиторами.
Что с ограничениями? В сентябре 2022 года НЭК “Укрэнерго” брало на себя обязательство перед производителями ВИЭ выплатить долги за ограничения, однако до сих пор около 3 млрд. грн. долгов уплачено не было.
Жизнь производителей электроэнергии по ВИЭ существенно усложняется. И это в то время, когда мы и так теряем мощности объектов традиционного поколения из-за оккупации и разрушения.
Украина уже начала импортировать электроэнергию из ЕС. А она там гораздо дороже. Для сравнения, спотовая цена на электроэнергию в ЕС в прошлом году периодически превышала отметку в 600 евро/МВт-час.
Себестоимость украинской ветровой энергетики составляет 88 евро/МВт-ч, солнечной – в среднем 137 евро/МВт-ч. Разница – более чем в пять раз.
Поэтому украинские солнечные и ветровые электростанции, а также все возобновляемые источники должны стать залогом энергетической безопасности и энергонезависимости Украины, что крайне актуально в условиях войны.
А при возобновлении благоприятных условий – еще бы позволили получать дополнительные средства на рынок от увеличения объемов экспорта электроэнергии в Европу.
В то же время ответственные государственные органы недальновидно пытаются “утопить” сектор ВИЭ, сохраняя искусственный кризис неплатежей на рынке электроэнергии.
Напротив, государству необходимо всячески поддерживать и развивать строительство новых генерирующих мощностей. Каждый новый или восстановленный МВт мощностей из независимых возобновляемых источников энергии играет ключевую роль в обеспечении украинцев электроэнергией, водой и теплом.
К примеру, в Украине лежат недостроенные не менее 300 МВт мощностей с ветра. Если будет принят закон, весь объем можно достроить и ввести в эксплуатацию в кратчайшие сроки.
Аналогичная ситуация с восстановлением разрушенных солнечных электростанций – фактически владельцы станций остались наедине с проблемой восстановления разрушенных в результате войны электрогенерирующих объектов.
Сегодня крайне важно принимать решения, которые позволят продолжить нормальную работу предприятий ВИЭ и не допустить банкротства отрасли зеленой энергетики, ведь это поставит под вопрос дальнейшую поддержку и интерес партнеров и доноров к восстановлению и восстановлению всего энергетического комплекса Украины. (Артем Семенишин, директор Ассоциации солнечной энергетики Украины, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)