Что предполагает эмбарго на нефтепродукты, как это ударит по финансовым возможностям оккупантов и как меняет ситуацию на украинском рынке топлива.

Почти год активных боевых действий в Украине потребовался европейским странам, чтобы максимально ограничить российский экспорт углеводородов.

Сначала санкции были введены в отношении сырой нефти, а 5 февраля очередь дошла до нефтепродуктов. Это одни из ключевых строчек доходов в бюджете РФ, которые позволяют Путину финансировать войну против украинцев.

Эмбарго не избавит страну-агрессора от всех доходов от углеводородов, но существенно их сократит. Эта тенденция будет продолжаться.

Что изменилось

Решение Совета Европейского Союза запретить импорт российских нефти и нефтепродуктов было принято в июне 2022 года, но действовать оно начало не сразу.

Нефтяные санкции с полугодовой отсрочкой заработали 5 декабря 2022 , а топливные вступили в силу 5 февраля 2023 года. Это время предоставлялось странам ЕС для поиска других поставщиков.

Терять россиянам было что. До войны они обеспечивали около 40% импорта нефтепродуктов в Евросоюз.

Под запрет попал морской импорт дизеля, бензина, авиакеросина (горючее для самолетов), мазута и других продуктов переработки нефти.

Запрет пока касается не всех стран ЕС. Временное исключение было сделано для тех, кто не может быстро найти замену российскому ресурсу.

Речь идет об уступках Болгарии, Хорватии и Чехии, которым до конца 2023 года разрешили импортировать дизтопливо и газойль (добавка к дизелю) российского производства.

Поставки нефтепродуктов в третьи страны не запрещены, но для них тоже есть ограничения: “потолок” цен. Как она работает?

Совет ЕС устанавливает максимальную цену на российские нефтепродукты. Если третьи страны покупают их по более высокой цене, то они не могут пользоваться европейскими танкерами, получать финансирование таких сделок и страховать груз.

“Потолок” цен в ЕС утвердили накануне. Предельная цена 45 долл. за бар установлена на нефтепродукты, торгующиеся со скидкой до сырой нефти. К этой категории относится, например, мазут.

Вторая предельная цена – 100 долл. за барр. – касается нефтепродуктов высокой переработки, торгующихся с премией. К этой группе относятся бензин и дизтопливо.

“Потолок” позволяет россиянам беспрепятственно продавать свои нефтепродукты в третьи страны, если цены на них не превышают указанный лимит: 100 долл. за бар для авиакеросина и дизтоплива и 45 долл. за барр – для мазута.

Например: на международных биржах баррель дизельного горючего с поставкой в ЕС до запрета стоил 100-120 евро или 107-129 дол.

Разница между фактическими рыночными ценами и “санкционными” для россиян невелика, но похожей была и ситуация с “потолком” на нефть. Несмотря на это, ограничение уже дает результаты.

Участники рынка говорят, что санкции против россиян могли быть жестче. Однако ослабление называют вынужденными: союзники опасаются резкого роста цен по причине существенной потери российского экспорта.

Следовательно, Кремль продолжит получать нефтегазовые доходы, но в долгосрочной перспективе они будут падать.

По оценкам Международного энергетического агентства, из-за эмбарго к 2030 г. Кремль потеряет около 1 трлн. долл. экспортных доходов, а доля России на мировом энергорынке упадет с 20% до 13%.

Подготовился ли Евросоюз

Время, которое европейские игроки рынка получили на подготовку к введению эмбарго, не прошло даром. Трейдеры переориентировали поставки и производили запасы, в том числе покупая российские нефтепродукты с большим дисконтом.

СЕО польского энергетического трейдера Unimot Адам Сикорский говорит, что с поиском ресурса на февраль-март проблем нет.

“В феврале статически низкий спрос, что нам на руку. Конечно, цены не такие, как на российское горючее, но все гораздо лучше, чем было в мае 2022 года, когда премии поставщиков достигали 500 долларов за тонну”, – рассказывает он.

Январское снижение премий (спекулятивных наценок) на нефтепродукты для украинских покупателей свидетельствует о том, что рынок переполнен всеми марками горючего.

Результат – за январь цены на бензин в группе снизились на 1,25 грн. за литр, на дизтопливо – на 1 грн. за литр, свидетельствуют данные консалтинговой группы “А-95″. Это должно подтолкнуть вниз стоимость горючего на АЗС. Потенциал для этого есть.

Действуют ли санкции

Накануне введения эмбарго и после начала действия ограничений шли дискуссии, что российский экспорт не останавливается и это вроде бы свидетельствует, что санкции не работают. Это не совсем так.

Цель этих санкций – не подавить российский экспорт, а лишить его прибыли. Если поток нефти и нефтепродуктов остановится, то возникнет дефицит, цены вырастут и Россия заработает те же деньги, но уже на уменьшенном экспорте.

А Запад и мы вместе с ним получим рост цен на бензоколонках и дестабилизацию правительств, которые нам помогают”, – объясняет директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

По словам Сикорского, санкции оказывают большое влияние на доходы россиян.

“Перед введением эмбарго, в январе, российские нефтепродукты можно было купить с дисконтом минус 100-130 долларов за тонну. Это результат того, что им некуда было девать ресурс. Никто не продает продукт с дисконтом 100 долларов или нефть с дисконтом 20-30 долларов, если он может реализовать это на другие рынки по более высокой цене”, – объясняет он.

Директор специальных проектов центра “Психея” Геннадий Рябцев отмечает, что установленные ограничения бьют по российской экономике, но фатального влияния, по крайней мере в краткосрочной перспективе, не будет.

“Можно говорить о недополученной прибыли и о том, что инвестиции в бурение и добычу сильно упадут. Но утверждать, что после введения санкций у Кремля закончатся деньги на войну, неправильно”, – говорит эксперт.

Также некорректно полагать, что введенные 5 февраля санкции обязательно сохранятся в нынешнем виде и при необходимости не будут пересмотрены.

“Мы считаем, что Запад действует правильно. Они вводят ограничения, смотрят на результат и при необходимости могут усилить санкции: снизить “потолки” или ввести дополнительные ограничения.

Это постепенный процесс. Уже на этом этапе мы видим, что Россия теряет деньги, а в будущем потери будут только расти”, – говорит собеседник ЭП в экономическом блоке правительства.

Хорошим примером действенности санкций является то, что в начале 2023 доходы россиян от экспорта нефти и газа упали до минимума с 2020 года.

Лишь в январе Кремль недосчитался 8 млрд. долл., что заставляет россиян покрывать дефицит бюджета за счет международных резервов.

Как это повлияет на цены на АЗС

Опрошенные ЭП эксперты рынка говорят, что существенного влияния на украинский рынок санкции не будут. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

“Об эмбарго было известно заранее, поэтому здесь никаких сюрпризов. Все должны были подготовиться”, – считает Рябцев.

Собеседники в правительстве говорят, что оперативный штаб при Кабмине еще в октябре рекомендовал участникам рынка запастись горючим. Компании к совету прислушались.

По словам Куюна, украинские сети создали рекордные запасы нефтепродуктов даже по сравнению с довоенным периодом.

“У ключевых игроков рынка запасов бензина и дизтоплива минимум на месяц продаж. При этом текущие поставки превышают потребности”, – говорит эксперт.

Учитывая атаки россиян на нефтебазы, в первые месяцы войны запасы создаются в небольших объемах и в разных местах, в том числе за пределами Украины.

Что происходит с ценами? “В отдельных сетях цены за месяц упали на 10%, есть потенциал для понижения на 2-3 гривны”, – считает Куюн.

Что будет в будущем? По словам Рябцева, некоторые риски существуют. Все будет зависеть от ситуации в ЕС, поскольку украинские операторы покупают горючее на европейском срочном рынке.

“У наших компаний нет средне- и долгосрочных контрактов – какой ресурс есть на рынке, то они и покупают. Если цены там вырастут, то и мы будем вынуждены покупать подороже”, – подытожил он. (Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий