Почему стратегия развития ВИЭ от Минэнерго выглядит нереалистичной?

Недавно Министерство Энергетики анонсировало Энергетическую стратегию до 2050 г. Она стала очередной в дополнение к двум существующим стратегиям к 2030 и к 2035 г.

Сам проект стратегии представляет собой набор штампов и лозунгов, взятых из докризисных стратегий ЕС. Еще более нереальным звучат заявления министра энергетики о планах за 6 (!!!) лет до 2030 г. построить 2 атомных энергоблока-миллионника за 10 млрд. долларов.

Да и озвученные планы развития ВИЭ тоже вызывают большие сомнения: “Украина планирует к 2050 г. производить более 90% электроэнергии из безуглеродных источников, а к 2030 г. увеличить долю ВИЭ в энергомиксе до 30%”.

При этом сам министр говорит о том, что “Украина уже потеряла 90% ветровой и 50% солнечной генерации”. А текущее отношение Министерства Энергетики и НКРЭКУ к ВИЭ, а также накопившиеся перед инвесторами долги надолго отразили желание в последних вкладывать деньги в новые проекты.

Более того, Минэнерго до сих пор даже не предложило ни размер квот, ни самого порядка проведения аукционов для новых проектов ВИЭ. Аналогично много вопросов по балансирующим мощностям и системам хранения.

Соглашусь, что основная задача Министерства – формирование политики и стратегии отрасли с учетом обязательств Украины и планов ЕС по декарбонизации, но нужно быть реалистами.

Любая стратегия должна основываться на некоторых основополагающих предположениях, таких как структура промышленности, размер населения, объем потребления и т. д., которые до окончания активных боевых действий сложно предположить.

Высокоэффективная когенерация: как усилить энергобезопасность общин

Я всем сердцем желаю скорейшей победы и освобождения захваченных территорий, но все же такая стратегия должна включать в себя и консервативный сценарий затяжной войны на существующих позициях.

Сейчас важно разработать четкие планы на следующий ОЗУ и срочно наращивать мощность генерации, дефицит которой оценивается в 4,5 ГВт.

Очень важно оперативно ремонтировать то, что можно быстро и недорого отремонтировать. И параллельно запускать новые проекты, которые позволят перестроить нашу энергетику в соответствии с новыми “зелеными” планами, а также сделают ее более устойчивой (децентрализованной) и эффективной.

На первом этапе главное внимание следует уделить газовой генерации, которая является достаточно несложным решением, поэтому может быть быстро введена в действие.

Именно газовая генерация в дополнение к атомной должна стать базой для развития энергосистемы Украины, потому что она может в будущем балансировать нестабильные ВИЭ.

Еще до войны недостаток балансирующих мощностей достигал 2 ГВт, что привело к возникновению печально известного “зелено-угольного” парадокса, при котором с целью балансирования “чистой” “зеленой” генерации “Укрэнерго” было вынуждено отключать стороны АЭС и балансировать систему “грязными” угольными блоками. ТЭС.

Конечно, должна развиваться солнечная и ветровая энергетика. Но развитие ВЭС в ближайшие годы под большим вопросом, поскольку наиболее привлекательны для этого регионы либо в зоне оккупации, либо очень рядом с линией фронта, что делает проблематичным реализацию таких проектов.

И к решению проблем с накопившимися долгами будет крайне сложно привлечь новых инвесторов. Сейчас стоило бы там, где это возможно, хотя бы достроить замороженные проекты, размер которых, по оценкам экспертов, составляет около 800 МВт установленной мощности, которые сейчас так нужны Украине.

Относительно СЭС ситуация немного лучше, но о новых крупных проектах при существующих долгах и регулировании мы вряд ли услышим.

Активно продолжает развиваться только сегмент домашних СЭС, где основной движущей силой является желание потребителя обеспечить себя стабильным энергоснабжением.

Еще до войны в Украине насчитывалось более 45 000 домашних СЭС с установленной мощностью более 1.2 ГВт.

Государству нужно не только полностью выплатить задолженность по “зеленому тарифу” за произведенное э/э, но и совместно с донорами активно поддерживать грантами и субсидиями установление новых мощностей этого малого поколения, поскольку за счет быстрой масштабируемости именно в этом сегменте можно очень быстро получить положительный эффект.

При достаточной поддержке за 1-2 года количество домашних СЭС можно увеличить в 2-3 раза. Люди хотят обеспечить себя стабильным электроснабжением, поэтому спрос на подобную поддержку будет очень велик.

Именно по этому пути идет Европа. К примеру, Румыния планирует выделить 610 млн. евро на субсидирование строительства 150 000 надомных СЭС, а Греция выделяет 700 млн. евро с целью построить 250 000 таких СЭС.

Уверен, что Украина сможет привлечь у западных партнеров не менее 500 млн. евро для аналогичных целей. Но этим нужно заниматься уже сейчас.

Вкладывать значительные средства в модернизацию угольных ТЭС нет смысла. Следует ограничиться необходимым ремонтом. Уголь не имеет большой европейской перспективы.

Да и Украина потеряла значительные области по добыче угля и даже после освобождения территорий не факт, что удастся запустить заброшенные шахты. А импорт угля является очень сложным процессом без работающих портов.

Очевидно, что никаких новых атомных блоков в ближайшие 15-20 лет не будет, и при консервативном сценарии не стоит рассчитывать и на Запорожскую АЭС.

Сама система передачи энергии должна также стать более децентрализованной, чтобы снизить зависимость от магистральных систем передачи э/э, которая находится под постоянными атаками врага.

Мощные магистральные сети – это наследие СССР, которое строилось под мощную и энергоемкую промышленность, а также с целью экспорта электроэнергии в страны СЭВ.

Новые проекты распределенного частного поколения в основном не должны иметь мощность свыше 10-20 МВт и подключаться к распределительным сетям облэнерго ближе к потребителям. Более мощные проекты должны реализовываться у магистральных систем передачи в наиболее защищенных регионах Украины.

Основной вопрос – как финансировать столь масштабное строительство? На первом этапе основой должно стать финансирование доноров в рамках программ поддержки и восстановления Украины.

Но для основной части новых проектов поколения, особенно для проектов ВИЭ, нужно привлекать частные инвестиции. А для привлечения новых частных инвестиций нужно как минимум решить проблему исторических долгов (около 16 млрд. грн.), а также обеспечить окупаемость таких проектов в будущем.

Либо из-за гарантии выкупа е/е по установленной цене (хотя при существующих долгах вряд ли инвесторы поверят в такие гарантии), либо предложить альтернативные механизмы. Уже сейчас часть промышленности готова платить европейскую цену за электричество, если будет гарантировано ее неотключение.

Поэтому абсолютно справедливо было бы предложить для новых частных проектов генерации аналогичные условия: гарантия неотключения облэнерго потребителей, которые по прямым договорам покупают э/э у новых производителей э/э (по аналогии с импортом), а также гарантировать таким производителям право свободного экспорта такой э/э.

Эти условия хоть как-то защищают экономику новых проектов поколения. Государство также должно максимально ускорить и упростить процедуру согласования новых энергетических проектов.

Более того, для новых проектов объектов большого поколения (от 50 МВт) инвесторам нужно предлагать готовые площадки под строительство с наличием подключений, всех разрешений, договоров покупки э/э и т. д.

Чтобы инвестору нужно только поставить оборудование для генерации и хранения энергии. Здесь понадобились бы и инвест-няни.

Для газовой генерации Оператор ГТС уже неоднократно предлагал размещать подобные установки на территории неиспользуемых компрессорных станций, где существует вся необходимая инфраструктура и есть возможность разместить до 1 ГВт мощностей.

При этом я категорически выступаю против прямого привлечения государства к строительству нового поколения.

Даже критически важные проекты за донорские деньги следует передать в реализацию западным компаниям с необходимым опытом строительства и эксплуатации, а все последующие должны быть реализованы частными инвесторами, иначе у нас так и сохранится суммарная 90% государства и ДТЭК в энергетике.

Задача государства – создать необходимые условия, правила рынка и стимулы для частных инвестиций. Хотя после печального опыта с гарантированными “зелеными тарифами”, скорее всего, частные инвесторы потребуют дополнительных гарантий.

Как бы то ни было непопулярно, но нужно начать постепенно повышать цены на энергоносители как для промышленности, так и для населения.

Иначе энергетический рынок будет несбалансирован и потребует постоянной поддержки из государственного бюджета. Такая дешевая э/э и газ не только не стимулируют развитие рынков и строительства нового поколения, но и не стимулирует мер по энергосбережению и энергоэффективности.

Правительство вынуждено будет проводить эти непопулярные реформы, иначе энергетический кризис будет длиться достаточно долго. Конечно, повышение цен должно быть с усилением поддержки субсидиями нуждающихся.

Мы не должны себя обманывать, потому что промышленность и население уже давно платит не 1-4 грн. за кВт стабильной э/э, а до 20 грн. и выше, если считать стоимость павербанков, инверторов, генераторов, топлива для генераторов, их ремонта и т.д.

Только генераторов за 11 месяцев войны было импортировано около 354 тысячи штук, задекларированной стоимостью 355 млн. долларов и суммарной мощностью около 1 ГВт, что соответствует одному блоку атомной АЭС.

Без стабильного энергоснабжения не сможет запуститься и экономика ни производства, ни предприятия торговли и услуг.

Также важно на этом этапе максимально поддерживать рост собственной добычи газа (государственными и частными компаниями) как сырьевой базы для газовой генерации.

Запрет на экспорт газа и 60% падение потребления газа промышленностью привело к невозможности частными добытчиками реализовать газ, который сейчас просто закачивается в ПХГ.

Соответственно, у компаний нет оборотных средств для инвестирования в добычу газа. К сожалению, в прошлом году суммарное падение добычи достигло 6% (или 1,3 млрд. куб. м), которые теперь придется импортировать, что будет стоить Украине минимум 30 млрд. грн.

Чтобы остановить эту негативную тенденцию, нужно предоставить частным добытчикам возможность реализовать газ по рыночной цене.

Уже сейчас “Нафтогаз” вместо закупки импортного газа должен на прозрачных и конкурентных началах закупать газ у украинских добытчиков для последующего создания запаса для следующего ОЗУ.

Для разрешения аварийных ситуаций, похожих на недавнюю ситуацию в Одессе, нужно создать парк из 20-30 передвижных мобильных газовых генераторов, мощность которых составляет 25-30 МВт и не требуют значительных строительных работ и подключаются к сети за 1-2 дня.

Такие предложения Минэнерго предоставлялись еще летом 2022 г., но пока о планах закупки или аренды таких установок не слышно. Только USAID бесплатно передало одну такую установку, чего очевидно недостаточно для стабилизации ситуации.

Перед энергетикой стоят большие вызовы. Нужен конкретный и подробный план развития энергетики на ближайшие 1-2 года, под который нужно искать финансирование.

Если начать заниматься настоящими проектами, то первые результаты могут быть уже к следующему отопительному сезону. Постоянно рассчитывать на помощь Запада и рисовать радужные стратегии – недопустим инфантилизм. (Сергей Макогон, экс-руководитель ООО “Оператор ГТС Украины” (2019-2022); Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий