Почему монополизация рынка распределения газа государством противоречит политике ЕС, и какие последствия могут быть для Украины?

С началом войны Украине пришлось пойти на ряд нерыночных шагов на рынке природного газа.

Но, похоже, что временные меры переросли в тенденцию, которая может помешать вступлению Украины в ЕС и полноценной интеграции газовых рынков.

Пока украинские власти делают вид, что ничего не происходит и вводят в заблуждение европейских партнеров.

3 февраля 2023 г. представители ЕС вручили Украине “Аналитический отчет Комиссии по согласованию Украины с acquis ЕС”. Этот документ дополняет заключение Комиссии по заявке Украины на членство в ЕС, принятое 17 июня 2022 г.

По сути, отчет является промежуточным процедурным шагом в последовательности действий по началу переговоров о вступлении в ЕС. Он отражает точку зрения Комиссии ЕС на положение дел в Украине в июне 2022 г., когда Украина заполняла опросник на вступление в ЕС.

Среди прочего в отчете содержится информация, предоставленная украинскими чиновниками рынка газа и о соблюдении на нем требований европейского законодательства в июне 2022 г.

В разделе Energy на стр. 47 четко указано, что операторы систем распределения электроэнергии и газа, а также оператор газохранилищ юридически и функционально разделены в соответствии с acquis ЕС.

В заключении за июнь 2022 г. Комиссия указала об обособленности и сертификации украинского Оператора ГТС. В Аналитическом отчете было подтверждено об обособленности TSO и добавлен тезис, что с обособлением DSO тоже все хорошо.

За скобками отчетов остался амбициозный проект ООО “Газораспределительные сети Украины”, которое, по словам его директора, должно стать единственным государственным оператором газораспределительных сетей.

Иными словами, украинская сторона предоставила недостоверную информацию. Сознательно или безотчетно почему-то умолчали о намерении переформатировать рынок под одну компанию.

Конечно, сейчас можно сделать вид, что ничего важного не происходит, ссылаясь на то, что компания ООО “Газораспределительные сети Украины” основана только в сентябре 2022 г.

Поэтому ее существование не отражено в отчете. Но осенью Украина рассчитывает получить еще один похожий Аналитический отчет, который позволил бы начать формально переговоры о вступлении в ЕС.

ООО “Газораспределительные сети Украины” уже работает на рынке природного газа и амбиции достаточно значительны, очевидно имея мандат на такие дерзкие действия.

Так, НКРЭКУ уже выдала лицензию на распределение природного газа для вновь филиала Газмереж в г. Кропивницкий, по сути ликвидировав “предыдущего” оператора газовых сетей – АО “Кировоградгаз”.

Это нонсенс, когда так просто “устраняется” оператор критической инфраструктуры и создается новый. Объяснить это коллегам из Европы будет сложно, ведь такие действия вызывают очень много вопросов.

Более того, такие юридические фокусы создают безнадежные долги для государственного оператора газотранспортной системы в виде долгов “предыдущего” предприятия АО “Кировоградгаз”.

Почему создание ООО Газораспределительные сети Украины создает очевидные препятствия для рассмотрения заявки Украины на вступление в ЕС?

  1. Свертывание реформы рынка газа, которая уже верифицирована со стороны ЕС

Появление ООО “Газораспределительные сети Украины” объясняется единственной функцией – консолидацией газораспределительных компаний в единой компании. Поэтому введение в заблуждение представителей ЕС со стороны Минэнерго или “Нафтогаза Украины” откровенно вредят движению Украины в ЕС.

  1. Противоречие Третьему энергопакету

В отчете четко указано, что украинский энергетический рынок придерживается требований Третьего энергопакета ЕС через принятие соответствующих законов.

Концентрация доли поставок газа значительно более 50% в розничном и промышленном секторе с одновременной концентрацией функции распределения в одной госкомпании дает больше оснований для разговора о возвращении времен Бакая (Игорь Бакай – председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” (1998-2000) при президентстве Леонида Кучмы (ред.), чем о перспективах интеграции в ЕС.

Требования Третьего энергетического пакета и Газовой Директивы в обеспечении эффективного отделения деятельности по снабжению и производству газа от эксплуатации сетей.

Таким образом, предприятие, выполняющее функции транспортировки или распределения, не может заниматься деятельностью по добыче или поставке природного газа, а также эти направления должны быть независимыми в составе холдинга.

Возникает вопрос: зачем служащие ООО “Газораспределительные сети Украины” и НАК “Нафтогаз” хотят ввести в заблуждение Еврокомиссию и взрывать путь евроинтеграции и соответствия acquis EU?

  1. Возврат перекрестного субсидирования потребителей и скрытого субсидирования самой компании

Создание единого государственного оператора распределения газа предполагает и введение единого тарифа для всех потребителей. А значит, выравнивание тарифа на распределение до уровня среднего “по больнице”.

Если сейчас жители крупных городов платят небольшие средства за доставку одного кубометра, то с появлением единого государственного оператора они будут платить больше, причем тех потребителей, которые должны платить больше.

Например, харьковчане будут платить дополнительные средства за закарпатцев. Это просто идеальная демотивация для развития сетей, когда все проблемы отдельных областей будут “утапливаться” в общую котлу.

Вдобавок статус “внуки” Нафтогаз Украины создает идеальные условия для субсидирования ООО “Газораспределительные сети Украины” за счет средств материнской компании.

При этом сейчас открыто констатируется убыточность работающего тарифа на распределение и плановая убыточность компании. Но уже сейчас речь идет о возможности внедрения RAB-регулирования для новой компании.

Надеюсь, в следующем отчете ЕС власти сделают работу над ошибками и ООО “Газораспределительные сети Украины” не станет препятствием на пути Украины в Европейский Союз. (Денис Сенектутов, глава Ассоциации газового рынка Украины; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий