Как и почему российское горючее, несмотря на эмбарго, попадает в Украину? Комментирует Иван Марченков, аналитик Консалтинговой группы “А-95”:
Эмбарго, начавшее действовать для российских нефтепродуктов с 5 февраля, значительно ограничило торговые возможности Москвы.
Однако у российской изобретательности иногда нет предела. Танкерам с российским горючим приходится делать сложные узоры на морской карте и выключать транспондеры, чтобы запутать рынок.
На этой неделе трейдеры сообщили о подозрительном танкере, стоящем на рейде возле Рени. Судно на имя Anna привезло 4,1 тыс. тонн дизтоплива, который, согласно сопроводительным документам, имеет албанское происхождение.
Албания, хотя и имеет свою небольшую нефтепереработку, в статусе экспортера до сих пор не была известна.
Кроме того, как свидетельствуют данные сервисов по отслеживанию судов, танкер не входил в порты Албании. Зачем лепить албанские сертификаты на продукт, который никогда не видел Албанию?
История трекинга показывает, что Anna в середине января загрузилась в египетском порту Александрия и двинулась в сторону турецких проливов.
В Александрии нет нефтеперерабатывающих заводов, поэтому египетский топливный терминал выполняет чисто функции по перевалке жидких продуктов. И вот здесь начинается самое интересное.
С начала года российские нефтяные компании, зная, что с 5 февраля поставлять свои продукты на традиционные рынки будет нельзя, начали искать новые места продажи.
Одним из таких приютов стал порт Александрия, сюда в последнее время обильным потоком уезжает российское дизтопливо.
На русское происхождение продукта, пришвартованного в дельте Дуная, также указывают его свойства.
Температура фильтрации, отмеченная в лабораторном отчете, составляет -24С. Это откровенно многовато для теплой Албании и тем более для Египта с его “строгим” климатом. Однако это типичный показатель CFPP для российского продукта.
В конце концов, автомобильные партии дизеля по этому танкеру предлагались по 34-34,5 грн./л. Опрошенные трейдеры говорят, что дешевле 36 грн./л продавать “чистое” (нероссийское) дизтопливо и получать прибыль пока нереально.
Однако такие продажи вполне возможны, если ресурс был приобретен со скидкой. Сейчас такие дисконты предоставляет только одна страна, производящая зимний дизель.
По последней информации, содержимое танкера Anna пока не прошло таможенное оформление. Однако если этот груз попадет на рынок, несовершенством таможенного законодательства могут соблазниться и другие топливные корсары, быстро затопящие страну “кровавым” горючим.
Источники, близкие к украинской энергетической таможне, отмечают, что после начала полномасштабной военной агрессии со стороны Российской Федерации Украиной и международными партнерами был введен ряд мер по ограничению доступа российских товаров на украинский и международные рынки.
Среди них это касалось и торговли нефтью и нефтепродуктами. Собеседник добавляет, что, несмотря на эти меры, контрагенты страны агрессора постоянно ищут пути обхода установленных ограничений.
Налаживается поставка товаров через третьи страны с изменением владельцев и заменой документов о фактическом происхождении товаров.
Решение этого вопроса требует комплексного подхода в тесном взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов Украины и государств-партнеров, в том числе внесения соответствующих изменений в существующие нормативно-правовые акты и налаживание быстрого взаимодействия при обмене информацией. (Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)