Сколько автомобильного биотоплива может производить Украина и страны ЕС в ближайшие десятилетия и удастся ли полностью вытеснить нефть?

Часть возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в валовом конечном потреблении энергии на транспорте в ЕС достигла 10,2% в 2020 г.

В Швеции, которая является лидером, этот показатель значительно выше – 31,9% . В ряде других стран – превышает среднее значение по ЕС, в том числе в Финляндии – 14,3%, в Нидерландах – 12,6%, в Эстонии – 12,2% в 2020 г.

Доля ВИЭ на транспорте существенно ниже, чем в конечном потреблении электроэнергии, которая в ЕС в среднем достигла 37,5%, а в странах-лидерах существенно выше: 78,2% в Австрии, 74,5% в Швеции и 65,3% в Дании в 2020 г.

С другой стороны, этот показатель (10,2%) свидетельствует о достижении цели по ВИЭ на транспорте, поставленной Директивой 2009/28/EC по возобновляемой энергетике 2009 г. (Директива RED) – 10% в 2020 г.

Достигнутый сегодня рост использования возобновляемой энергии на транспорте в ЕС обеспечивается, главным образом, за счет жидких биотоплив, потребление которых составляет около 16 млн. т н.э./год. Практически все биотопливо потребляется автодорожным транспортом.

В 2018 г. Директива 2009/28/EC была обновлена с целью ужесточения требований к постоянству моторных биотоплив и для установления новой цели по ВИЭ в области транспорта – 14% в 2030 году (Директива RED II).

При этом доля биотоплива второго поколения в конечном энергопотреблении на транспорте должна составлять как минимум 3,5% в 2030 г.

Будущее использование биотоплива первого поколения ограничено для каждой страны ЕС величиной потребления этих топлив автодорожным и железнодорожным транспортом в 2020 г. плюс 1% и, дополнительно, не может превышать 7% конечного энергопотребления определенной страны.

Общей тенденцией есть постепенное уменьшение объемов использования пищевых сельскохозяйственных культур для производства моторных биотоплив за счет привлечения других видов сырья.

Так, с 2006 г. доля рапсового масла для получения биодизеля в ЕС сократилась почти вдвое, а применение отходов, таких как использованное пищевое масло и жиры, увеличилось более чем в 20 раз.

Это связано со стимулированием в ЕС перехода на производство и использование моторных биотоплив второго поколения (передовых), произведенных из отходов и сырья, которое не может быть использовано в качестве продуктов питания или кормов.

Переход на возобновляемую энергию в секторе транспорта происходит в разных странах ЕС очень неравномерно.

Бесспорным лидером является Швеция, где уже достигнуто 31,9% ВИЭ в потреблении энергии на транспорте. Основными механизмами, способствовавшими этому, являются энергетический и углеродный налоги на ископаемые топлива.

Швеция является крупнейшим в ЕС потребителем биометана на транспорте, используя для этого почти треть общего объема производимого биометана.

В Национальном энергетическом и климатическом плане Швеции 2020 поставлена амбициозная цель довести долю ВИЭ на транспорте до 48% в 2030 г. и до 52% в 2040.

В транспортном секторе переход на ВИЭ прогнозируется наиболее сложным. Согласно прогнозам IRENA, даже в 2050 году 42% энергетической потребности транспорта в мире обеспечат ископаемые виды топлива, что подчеркивает необходимость глубокой трансформации этого сектора.

Анализ прогнозов и сценариев трансформации мировой и европейской энергетики показывает несомненную перспективность долгосрочного развития биоэнергетики, демонстрирует ее значительный вклад в реализацию “зеленого” перехода, декарбонизацию энергетики и борьбу с изменением климата. В 2050 году биоэнергетике отводится 30-40% в конечном потреблении возобновляемой энергии на транспорте.

Ситуация в транспортном секторе Украины

Годовое потребление моторных топлив в Украине составляет 2 млн. т бензина, 5,7 млн. т дизельного топлива, 1,3 млн. т пропана и бутана сжиженных (2021 г.).

В 2020 г. общая доля энергии, производимой из возобновляемых источников в Украине, в валовом конечном энергопотреблении составила 9,2%, в частности:

в электроэнергетике – 13,9%;

в системах отопления – 9,3%;

в транспортном секторе – 2,5%.

В 2020 г. валовой конечный объем потребления энергии из возобновляемых источников в транспортном секторе составил 95 тыс. т н. э., в том числе биоэтанола – 51,1 тыс. т н. е.

В проекте Национального плана действий по развитию возобновляемой энергетики на период до 2030 года определена индикативная цель потребления энергии из возобновляемых источников в 2030 году на уровне 27%, в том числе в секторах: электроэнергетики – 25%; отопление и охлаждение – 35%; транспорта – 14% .

Цель транспорта соответствует использованию 651 тыс. т н.э. без учета мультипликационных коэффициентов, из которых 325 тыс. т н. – потребление жидкого биотоплива (биодизеля, биоэтанола), 6 тыс. т н.э. – потребление биометана.

Стимулирование использования ВИЭ на транспорте в Украине

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в законы №1660-IX и №1661-IX, которые вносят изменения в Налоговый и Таможенный кодексы Украины о стимулировании развития отрасли экологического транспорта в Украине.

Изменения предполагают:

– освобождения от НДС операций по ввозу в Украину и поставке на таможенной территории Украины транспортных средств (в том числе производимых в Украине) с двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием, работающими исключительно на сжатом/сжиженном природном газе метане или биогазе – до 1 января 2026 г.;

– освобождение от НДС и ввозной пошлины ряда товаров предприятиями, которые имеют, создают или модернизируют свои производственные мощности для конструирования транспортных средств с электродвигателем (-ами) или транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием, работающих исключительно на сжатом/сжиженном природном газе метане или биогазе, или же трамвайные вагоны или вагоны метро – до 1 января 2031 года;

– освобождение от налогообложения прибыли предприятий , исключительно производящих соответствующие виды транспорта и продукции, при условии, что высвободившиеся средства используются для развития электротранспорта и такое использование связано с деятельностью налогоплательщика, прибыль от которой освобождается от налогообложения – до 31 декабря 2035 г.

Кроме того, в феврале 2023 г. принят законопроект о развитии электрозарядной инфраструктуры и электрических транспортных средств (№8172, направлен на подпись Президенту 02.03.2023).

Законопроект вводит ограничения на закупку и эксплуатацию автобусов с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которые используются в сфере общественного транспорта.

С 2036 г. будет действовать полный запрет на эксплуатацию автобусов с ДВС (кроме водородных и метановых, в том числе на биометане).

Перспективы развития сектора моторных биотоплив в Украине

Широкое использование моторных биотоплив, в первую очередь передовых, является одним из эффективных направлений сокращения выбросов парниковых газов на транспорте – тяжело поддающегося декарбонизации сектора.

Европейский зеленый курс, принятый в ЕС в конце 2019 г., ставит своей целью достичь сокращения выбросов парниковых газов на 55% в 2030 г. по сравнению с 1990 г. и достичь климатической нейтральности ЕС к 2050 г.

При этом около трети промежуточной цели 2030 приходится именно на сектор транспорта.

Украина (как потенциальный член ЕС), возможно, присоединится к реализации Европейского зеленого курса. Возможно, ей при этом разрешат определенную отсрочку в выполнении поставленных целей, например, на 10 лет.

Следовательно, Украине необходимо уже сейчас активно заниматься декарбонизацией сектора транспорта как важной составляющей деятельности в рамках Европейского зеленого курса.

Украина обладает значительным потенциалом биомассы, доступным для производства жидких и газообразных моторных биотоплив.

По оценкам 2021 г., потенциал производства жидких биотоплив составляет 1,73 млн. т н.э./год, биогаза и биометана – 8,16 млн. т н.э./год. К 2050 году этот потенциал может увеличиться до 2,53 млн. т н.э./год и 18,65 млн. т н.э./год соответственно.

Учитывая мировые и европейские тенденции, а также особенности условий Украины, предлагается сценарий развития производства моторных биотоплив в стране, согласно которому годовой объем производства в 2050 г. может достигнуть 2,53 млн. т н . для жидких биотоплив и 3,5 млн. т н. для биометана для транспорта (Bio-CNG и Bio-LNG).

При этом общий объем производства биометана планируется на уровне 14 млн. т н.э./год.

Предлагаемый сценарий является базовым. Заложенные в нем объемы производства жидких биотоплив в 2050 г. практически соответствуют прогнозируемому на тот период потенциалу получения биоэтанола и биодизеля в Украине.

Реализация этого сценария предполагает преодоление по крайней мере основных барьеров, существующих в секторе моторных биотоплив Украины.

На сегодня экономически выгодно производство биоэтанола из зерна кукурузы, биодизеля из использованного пищевого масла, биометана из отходов с его экспортом в ЕС.

Для достижения рентабельного производства передового биоэтанола, биодизеля из рапса, гидроочищенного растительного масла (HVO) необходимо находить пути удешевления капитальных и операционных расходов таких производств.

Первоочередные рекомендации для развития сектора моторных биотоплива в Украине:

Биоэтанол

– На законодательном уровне установить обязательную долю биоэтанола в бензине. Предлагается обязательная доля – 10% для существующих двигателей, а на перспективу – до 50-85% для авто с гибким выбором топлива .

– Уменьшить требования по налоговому векселю на полную ставку акциза, необходимого при транспортировке биоэтанола.

– Ввести льготное налогообложение на ввоз в Украину авто с гибким выбором топлива, которые могут использовать до 85% биоэтанола в качестве топлива.

Биодизель

– Установить обязательную долю биодизеля в дизельном топливе на уровне 5%.

– Установить экспортную пошлину на семена рапса (10% таможенной стоимости товара), аналогичные существующему на семена льна, подсолнечника.

– Ввести систему сбора отработанного пищевого масла в Украине.

– Обеспечить постепенный переход на производство и потребление гидроочищенного растительного масла (HVO), являющегося полным аналогом дизельного топлива и может использоваться до 100% в существующих дизельных двигателях.

Биометан

– Обеспечение возможности экспорта биометана.

– Запуск в эксплуатацию реестра биометана.

– Разработка и представление Кабинету министров Украины проекта закона о поддержке использования биометана в качестве моторного топлива, в т. ч. для общественного транспорта и сельскохозяйственной техники

– Включение в Национальную энергетическую стратегию целей потребления биометана (5-10% от потребления природного газа на транспорте до 2030 г.), а также целей по количеству газовых заправочных станций.

– Разработка технических требований по использованию биометана в качестве моторного топлива (CNG и LNG).

– Поддержка развития сети газовых заправочных станций (CNG и LNG).

Сектор моторных биотоплив в целом

– Отсрочить для Украины жесткое требование сокращения выбросов парниковых газов (65% для установок, начавших работу с 01.01.2021).

– Установить отдельное ограничение для Украины: до 7% использования энергии на транспорте из биотоплива первого поколения до 2030 г.

– Расширить для Украины список сырья для производства передовых жидких биотоплив, в т.ч. урегулировать возможность выращивания сырья для производства жидкого биотоплива на загрязненных, неиспользуемых, малопродуктивных и деградированных землях.

Считаем производство жидких биотоплив и биометана и их потребление на транспорте чрезвычайно актуально для Украины. Это один из настоящих и экономически действенных путей декарбонизации сектора транспорта.

Его развитие создает положительное влияние на развитие сельского хозяйства Украины, снижает проблемы с экспортом сельскохозяйственной продукции, укрепляет энергетическую независимость государства.

Особенно рентабельным представляется производство и экспорт в ЕС моторных биотоплив второго поколения (передовых), произведенных из отходов и сырья, которое не может быть использовано в качестве продуктов питания или кормов.

(Георгий Гелетуха, д.т.н., председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины. Соавторы: Татьяна Железная, к.т.н., эксперт Биоэнергетической ассоциации Украины, Семен Драгнев, к.т.н., эксперт Биоэнергетической ассоциации Украины, Петр Кучерук, к.т.н., эксперт Биоэнергетической ассоциации Украины. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий