Государство конфисковало ценный газовый актив, которым владели Игорь Коломойский, Павел Фукс и Виталий Хомутынник. Что с ним будет дальше, и кому его могут передать?

Накануне Игорь Коломойский закрепил свой статус лидера деолигархизации времен президентства Владимира Зеленского.

После возвращения под государственный контроль аэропорта Днепра, компании “Укрнафта” вместе с сетью АЗС из более 500 станций и Кременчугского НПЗ очередь дошла и до газодобывающего бизнеса.

11 апреля суд передал на баланс Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) компанию “Укрнефтебурение”, ежегодно добывающую сотни миллионов кубометров природного газа.

Ее главный актив – право на разработку крупнейшего газового месторождения в стране – Сахалинского. Его запасы оцениваются в 15 млрд. кубометров голубого топлива. Со времен обретения Украиной независимости за право доступа к этому месторождению идет нескончаемая война. И, похоже, что уже скоро стратегический актив снова сменит хозяина.

В чем ценность Укрнефтебурения, которое решили забрать у Коломойского с партнерами, и кто может стать его новым владельцем?

Ценный актив

В 2022 г. “Укрнефтебурение” было второй по объему добытого газа частной компанией страны, уступая только “ДТЭК Нафтогаз” Рината Ахметова.

В последние годы Укрнефтебурение тщательно отражало своим акционерам все вложенные в разработку и бурение новых скважин деньги – в довоенный 2021 г. ее чистая прибыль составила 5,65 млрд. грн. По итогам прошлого года, несмотря на рекордные цены на газ в мире, финансовый результат компании снизился до 3,77 млрд. грн.

Такое падение объясняется запретом на экспорт из Украины газа и угля, который ввели в начале большой войны и до сих пор не отменили.

Запрет не позволяет компаниям продавать собственный ресурс в Европейский Союз, а в результате падения спроса из-за войны не удается его реализовать и внутри страны.

Сегодня в подземных хранилищах хранится более 160 млн. кубометров газа компании. Не менее важный нюанс – наличие нераспределенной прибыли Укрнефтебурения, сумма которой по данным последней финансовой отчетности превышает 16 млрд. грн.

Но при этом главным активом компании по-прежнему остается ее участие в одном из наиболее рентабельных проектов – разработке Сахалинского газового месторождения в Харьковской области.

Сахалинская площадь

Сахалинское газовое месторождение – одна из крупнейших площадок углеводородов в стране. Его доказанные запасы – 15 млрд. кубометров газа, 1,7 млн. тонн конденсата и примерно столько же нефти.

При этом следует учитывать, что пик добычи газа на месторождении пришелся на 2019-2020 годы и составил около 850 млн. кубометров голубого топлива в год. В 2021 году “Укрнефтебурение” добыло 790 млн. кубометров газа, а в 2022-м уже 560 млн. кубометров.

Однако огромные резервы площади стали ее проклятием, поскольку со времен обретения Украиной независимости за право доступа к месторождению идут нескончаемые войны.

Спецразрешение на разработку месторождения “Укрнефтебурения” получило в 2004 г., после чего неоднократно было в шаге от его потери.

Целый ряд судебных разбирательств, длившихся годами, в итоге закончился выдачей в 2010 г. новой лицензии на разработку “Сахалинки” со сроком действия 20 лет. Благодаря этому “Укрнефтебурение” смогло восстановить полноценную добычу газа.

Впрочем, в том же 2010 г. после прихода к власти Виктора Януковича в Укрнефтебурении снова начались проблемы – Госгеонадра возглавил близкий к тогдашнему президенту Эдуард Ставицкий, который начал формировать газодобывающую империю семьи Януковича.

Одновременно с этим начались и изменения в перечне конечных бенефициаров “Укрнефтебурения”.

Если до президентства Януковича 90% компании на паритетных условиях владели Игорь Коломойский и Николай Злочевский, а еще 10% принадлежали JKX Oil&Gas Plc с Коломойским в акционерах, то после 2010 г. ситуация изменилась.

Доля Коломойского и Злочевского резко сократилась до 45%. Столько же перешло во владение Ставицкого. Миноритарный пакет акций в 10% так и остался за JKX.

После крушения режима Януковича расклад сил в очередной раз изменился. Среди акционеров “Укрнефтебурения” появились уже бывший регионал и близкий товарищ Коломойского Виталий Хомутынник и Павел Фукс. Последний после Революции Достоинства переехал из России в Украину и принялся скупать токсичные активы Януковича. Доля JKX оставалась неизменной.

Именно упомянутые лица к передаче Укрнефтебурения под крыло АРМА, по данным СМИ, стояли за зарегистрированными на Кипре и Британии компаниями (Deripon Commercial LTD, Ariana Business LTD, Apec Системс ЛТД и JKX).

В чем суть претензий государства

Хотя акционеры и руководство “Укрнефтебурения” заявили, что узнали об аресте корпоративных прав компании из открытых источников только 17 апреля, напрячься им стоило бы раньше.

10 февраля Служба безопасности Украины провела серию обысков у бывшего народного депутата и правой руки Арсена Авакова Игоря Котвицкого.

После этого, менее чем через месяц по материалам Государственного бюро расследований арестовали и передали АРМА три компании – ООО “Сириус-1”, ООО “Сахалинское”” и ООО “Ист Юроуп Петролеум”, к которым, по данным следствия, относятся Котвицкий и Фукс. Последний свое отношение к арестованным предприятиям отрицал.

Все вышеупомянутые компании – партнеры Укрнефтебурения по соглашениям о совместной деятельности на Сахалинской площади (суммарная добыча в рамках совместной деятельности составляет около 20% всей добычи на месторождении – ЭП).

Арест и передача этих компаний в АРМА в рамках дела по Сахалинской площади должны стать тревожным звоночком для владельцев “Укрнефтебурения”. Однако, по их же утверждениям, они узнали об аресте добывающей компании только на этой неделе.

Обвинения следователей касаются якобы незаконных действий должностных лиц НАК “Надра Украины”, Госгеонадр и ряда коммерческих структур, которые в период с 2003-го по 2022 годы привели к фактической потере Украиной права на разработку Сахалинского месторождения, которое в итоге досталось “Укрнефтебурению”.

К тому же, как утверждают следователи, действия чиновников позволили нескольким частным компаниям не только разрабатывать интереснейшие газовые месторождения, но и самостоятельно перераспределять доходы.

Кому достанется газовый актив

В отличие от случая с передачей в государственную собственность “Укрнафты” и “Укртатнафты”, когда Коломойский долгое время публично не комментировал решение власти, арест “Укрнефтебурения” вызвал мгновенную реакцию.

Акционеры и топ-менеджеры компании заявили, что “не понимают оснований для подобных решений, а также причин, по которым данные решения были приняты без участия компании”.

“Руководство считает эти действия неправомерными и расценивает их как попытку завладеть активами частного бизнеса”, – заявили в “Укрнефтебурении”.

Компания, как отмечается в ее заявлении, уже обратилась в судебные инстанции и подала апелляцию. Судя по опыту подобных судебных разбирательств, этот процесс может затянуться на годы.

Если же государство сможет доказать свою правоту и защитить решение в суде, кому в таком случае достанется “Укрнефтебурение”?

С вероятностью 99% можно утверждать, что активы Коломойского-Фукса-Хомутынника транзитом через АРМА уже по традиции перейдут в НАК “Нафтогаз” или одну из его дочерних компаний. Кто это будет на практике – “Укргаздобыча”, “Укрнефть”, “Черноморнефтегаз” или под эти цели создадут новое юридическое лицо – вопрос второстепенный.

Что точно невозможно представить, так это сценарий, по которому отобранный у одного олигарха газовый актив будет передан в управление другому представителю первой десятки украинского Forbes.

А именно эти люди сегодня владеют крупнейшими частными газодобывающими компаниями Украины и имеют соответствующий опыт, возможности и желания. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий