Что нужно Украине для восстановления энергосистемы и ее стабильной работы.
Украина в сегодняшней войне за свое существование противостоит невиданным до этого способам и масштабам атак на энергетику.
Опыт противостояния включает как многолетние многочисленные кибератаки, так и физическое уничтожение объектов критической инфраструктуры на пиках их использования в холодное время года.
В результате 33 массированных ракетных атак свыше 47% энергетической инфраструктуры подверглось разной степени разрушений, а именно 44% атомной генерации (включая оккупированную ЗАЭС), 78% мощностей ТЭС, 66% – блочных ТЭЦ, 12% – ГЭС, 75% – ветровой генерации более 20% – солнечной.
Оккупация ЗАЭС, которая является крупнейшей атомной электростанцией в Европе, приравнивает действия России к международному ядерному терроризму и должна получить надлежащую международную оценку, прежде всего посредством исключения российского “атома” из мировой энергетики.
Уроки российской агрессии против Украины для ЕС
Неизученные уроки 2006, 2009 и 2014 гг.
В 2006 году впервые российскую газовую атаку против Украины “заметили ” в ЕС, однако действия агрессора не получили должной оценки, будучи замаскированными под попытку получить ” рыночную цену “, а не противодействовать европейским и евроинтеграционным устремлениям Украины – независимому и суверенному государству.
Отдельные призывы рассматривать эту атаку как сигнал для всего ЕС и больше внимания уделять общеевропейской энергетической безопасности услышаны не были, а российская блокировка транзита туркменского газа в Украину вообще осталась без внимания (около 40 млрд. куб. м в год) европейских политиков.
Газовая атака 2009 г. против Украины готовилась гораздо более масштабной, должна была быть основным ударом и при условии успеха вполне могла дополниться военным или прокси-компонентом для установления полного российского контроля над нашей страной.
И хотя часть государств-членов ЕС были вынуждены объявить чрезвычайную ситуацию из-за физического прекращения поставок газа, европейская реакция снова осталась преимущественно направлена на внутренний рынок и отказалась назвать агрессора агрессором.
Украина под двойным давлением запада и востока была вынуждена подписать соглашение на невыгодных условиях по формуле цены и объемов импорта, ставшей прологом к ценовой эскалации в 2010 г. и принуждению к подписанию так называемых “харьковских соглашений”.
Утешенная результатами, российские власти начали планомерную подготовку к поглощению Украины. В настоящее время ЕС продолжил взаимодействие с Украиной по соглашению об ассоциации, закрыв при этом глаза на формирование невиданного газового долга, который открыто использовался российскими властями как инструмент для шантажа власти и нивелирования любых евроинтеграционных стремлений.
Революция Достоинства перечеркнула намерения политической капитуляции украинской власти перед Кремлем, который немедленно запустил в действие военный компонент для реализации проекта “новороссии”.
После провала первого этапа гибридного захвата Украины в июне 2014 г. газовое оружие заработало в полную силу, однако отчаянное сопротивление украинцев и нестандартные решения, включая договоренности об открытии импорта газа с трех альтернативных направлений, сорвали эти кремлевские планы.
В де-факто состоянии войны удалось обеспечить потребности страны в газе, а также запустить Стокгольмский арбитраж, успешно выигранный в 2018 г. Также провалился план применить молдавский сценарий, отправляя газ на временно оккупированную территорию Донбасса и выставляя счета “Нафтогаза”.
Несколько диверсий на украинской газотранспортной системе (в Полтавской и Ивано-Франковской) были использованы россиянами преимущественно как способ дискредитации Украины как надежного партнера в обеспечении транзита в ЕС.
Благодаря значительным мощностям атомной, тепловой и гидрогенерации Украина избежала зависимости от импорта российской электроэнергии, что существенно снизило возможности использования этого инструмента для политических уступок.
Еще с 1996 г. началась работа над диверсификацией поставок ядерного топлива и по состоянию на 2023 год. Украина является одной из немногих стран в Центральной Европе, имеющей альтернативного поставщика для 7 из 13 ядерных реакторов, построенных по советским технологиям.
Цели атак после начала великой войны
Первой целью после 24 февраля 2022 стали пункты хранения топлива частных и государственных операторов. За следующие месяцы было атаковано большинство нефтебаз, а также нефтеперерабатывающие предприятия по всей территории Украины.
Тем самым россияне пытались парализовать транспортную систему Украины и снизить возможности задействования военной техники на фронте.
Также с первых дней россияне поставили цель захватить ядерные объекты, вероятно, с целью создания зон, где ВСУ не смогут вести активные бои, а также для баз техники и боеприпасов и как инструмент давления на Украину и ЕС в соответствии с практикой “ядерной деэскалации” для принуждения к миру на условиях агрессора.
В первой половине 2022 года наибольшие разрушения получили газовые и электрические распределительные сети, которые находились в зонах боев и поражались преимущественно бессистемно из-за интенсивных обстрелов.
Поражение российских войск на территории Киева, изгнание из северных и северо-восточных регионов стали триггером для задействования масштабных атак против критической инфраструктуры как способа исправить ситуацию на фронте, несмотря на ущерб гражданскому населению и окружающей среде.
Параллельно проходили многочисленные кибератаки на все центры принятия решений и управления критическими объектами инфраструктуры, включая НАЭК “Энергоатом”.
- Влияние европейских реформ на устойчивость украинской энергетики
Что дали реформы 2014-2022 годов?
Диверсификация энергоснабжения стала одним из краеугольных камней обеспечения устойчивости отечественной энергетики.
Она обеспечила импорт необходимых объемов газа для нужд населения и промышленности, ядерного топлива для АЭС, частично угля и нефтепродуктов, а с 16 марта 2022 г. – электроэнергии, что стало особенно важным при массированных атаках на энергосистему для обеспечения ее устойчивости.
Анбандлинг и увеличение прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности энергетических компаний позволили запустить многие ремонтные работы на магистральных газопроводах и электросетях, замену оборудования и строительство энергосистемы.
Внедрение рыночных механизмов ценообразования стимулировало выход на рынок новых компаний, а также внедрение энергоэффективных мер бизнесом и бытовыми потребителями.
Особенно показателен пример быстрого возобновления поставок нефтепродуктов по альтернативным европейским направлениям весной 2022 г. благодаря возвращению к свободному ценообразованию, несмотря на значительную предварительную зависимость от российских и белорусских ресурсов, которая считалась безальтернативной даже во время войны с 2014 г.
Сколько денег нужно на энергетическую инфраструктуру в этом году?
Ориентировочная оценка потребностей в сфере энергетики только на этот год и начало следующего составляет 3,3 млрд. долларов, согласно отчету об убытках Украины нанесенных РФ за год войны, подготовленном правительством Украины, Всемирным банком, Еврокомиссией и ООН.
Заместитель министра энергетики Украины Фарид Сафаров говорит, что из этой суммы 1 млрд. долларов нужен на закупку газа, некоторые средства зарезервированы на случай импорта электроэнергии из ЕС и 2 млрд. – необходимые расходы в сфере энергетики только в этом году.
Помощь сегодня
Шокирующие кадры и видеоразрушения на освобожденных территориях помогли Украине мобилизовать международную поддержку для ремонта и восстановления функциональности поврежденной энергетической инфраструктуры.
Из-за двусторонних контактов энергетических компаний с европейскими и американскими партнерами, политической поддержки стран-партнеров и донорских взносов в Фонд энергетической поддержки Украины, который координируется через Секретариат Энергетического сообщества, удалось создать действенный канал технической помощи.
При этом чрезвычайно важное значение имели собственные резервы запчастей и оборудования украинских энергетических компаний, а также наличие обученных аварийных бригад, которые немедленно приступали к ремонтам, часто под обстрелами.
Два последних фактора, почти нетипичные для западных энергокомпаний, обеспечили скорость восстановления после ракетно-дроновых атак россиян, на которую не могли бы рассчитывать, полагаясь на подрядчиков и аутсорсинг.
Источники финансирования критической энергетической инфраструктуры
Можно без преувеличения утверждать, что без помощи европейских и других дружественных стран украинцы остались бы без света вообще. Украине все еще необходимо оборудование для ремонта и восстановления поврежденных объектов энергетической инфраструктуры.
Об этом также подчеркнул министр энергетики Герман Галущенко во время очередного заседания Координационной группы G7+ по оказанию помощи энергосектору Украины.
Практически каждый день в новостях есть информация, как наши партнеры помогают украинскому энергетическому сектору оборудованием или финансово. В частности, очень быстро отреагировало Энергетическое Сообщество (ЕС), к которому Украина присоединилась в 2010 г.
Секретариат ЕС в первые дни войны осознал, что Россия будет наносить удары по энергетике и создала Оперативную группу поддержки Украины и в апреле 2022 г. Фонд энергетической поддержки Украины с целью противодействия последствиям российского вторжения.
Оперативная группа поддержки Украины взяла на себя координационную роль донатов от европейских компаний, правительств и всех желающих помочь нам.
Многие частные компании изъявили желание поддержать энергетический сектор Украины и поскольку Европейская Комиссия в рамках Европейского механизма гражданской защиты работает только с правительствами, поэтому потребовался кто-то, кто мог бы взять на себя координацию работы также с частным сектором.
Группа координирует свою работу с Минэнерго и Европейской комиссией. Минэнерго передает запросы украинских энергетических компаний в Оперативную группу поддержки Украины и проект USAID Tetra Tech, осуществляющий независимые закупки.
Этот формат сотрудничества был выбран, поскольку он максимально прозрачен и доноры могут проверить, на что тратятся средства.
Что касается Фонда, то к нему привлечено 197 млн. евро и фонд продолжает наполняться. В настоящее время осуществляются две закупки по вкладу Великобритании, Европейской Комиссии и Германии на сумму 120 млн. евро и взноса Испании на сумму 4,5 млн. евро.
Однако Фарид Сафаров, заместитель министра по энергетике отметил, что международные партнеры не могут обеспечить предоставление всего оборудования из-за его отсутствия на складах и/или долгий период изготовления.
ЕС открыл энергетический хаб rescEU в Польше, который позволит международным партнерам и частным компаниям направлять помощь Украине, а ЕС будет полностью финансировать ее транспортировку.
Еще одним из механизмов поддержки энергетики есть помощь, которую Украина получает от отдельных организаций, таких как ЕБРР, USAID и Всемирный банк. В частности, в рамках деятельности USAID американское правительство отдельно выделяет средства на восстановление энергетической инфраструктуры. Еврокомиссия же преимущественно направляет финансирование в Фонд энергетической поддержки Украины.
Всемирный банк выделит дополнительные 200 миллионов долларов для восстановления украинской энергетики в качестве первого транша в виде грантовой помощи в рамках программы RePower. Это беспрецедентный случай, поскольку Всемирный банк преимущественно предоставляет кредитные средства.
Вдобавок, ЕС как институт и отдельно европейские страны и компании предоставляют Украине разное энергетическое оборудование. С последнего Финляндия передала Украине 136 тонн оборудования для восстановления энергетической инфраструктуры. Еще одним приятным бонусом от ЕС является предоставление нам 30 млн. LED-лампочек.
Одним из примеров помощи частных энергетических компаний может служить предоставление почти 500 генераторов для 30 общин из 10 областей Украины в рамках совместной инициативы Сети защиты национальных интересов “АНТС” и французской организации “Stand with Ukraine”, которая называется “Свет сквозь зиму”, чтобы обеспечить граждан и критическую инфраструктуру светом.
Сотрудничество завтра
Украина активно сотрудничает с союзниками для обеспечения долгосрочной устойчивости энергосистемы, перенимая их опыт в модернизации, децентрализации, взаимодействии на операционном и рыночном уровнях, декарбонизации и долгосрочных конкурентных преимуществ.
Как кандидат в ЕС, Украина повышает амбициозность задач по внедрению директив ЕС, касающихся энергетического рынка, защиты окружающей среды и климата, развития “зеленых” энергоресурсов, энергоэффективности и устойчивого экономического развития.
- Будущая украинская энергетика
Что привлечет инвестора?
Одной из главных задач является создание предпосылок для прихода инвесторов, несмотря на военные угрозы. Для этого необходимо согласовать механизм страхования военных рисков с международными партнерами и обеспечить надлежащую защиту инвестиций на уровне законодательства и судопроизводства.
Необходимой предпосылкой для многих инвесторов станет также разминирование территории для будущих проектов, особенно на временных оккупированных территориях и в районах боев.
Местные органы власти могут создать дополнительные стимулы для инвесторов, если организуют “единое окно” для подачи документов по землеотводу, водопользованию, доступу к другой информации.
Операторы энергетических сетей в сотрудничестве с органами власти также могут существенно увеличить привлекательность для инвестора, если заблаговременно подготовят точки присоединения к электрическим, газовым, водопроводным, тепловым и канализационным сетям.
Как сделать энергетику устойчивой, низкоуглеродистой и устойчивой к угрозам
Перед Украиной стоит сложнейшая задача – во время войны заложить основы для поэтапной перестройки энергетики в соответствии с целями Европейского зеленого курса.
Многочисленные разрушения ТЭС подталкивают Украину к быстрому внедрению нового поколения, где инвесторы из стран-партнеров предпочитают низкоуглеродные технологии. Соответственно, возрождение тепловой угольной генерации маловероятно.
Государство действительно должно сделать лишь несколько шагов, а именно договориться о международном механизме страхования от военных рисков, гарантировать защиту инвестиций, свободный доступ к внутреннему рынку и экспорту и минимальное вмешательство в ценообразование.
На операторов сетей возлагается стратегическая задача по регулированию развития инфраструктуры для гарантирования ее минимальной уязвимости, достаточности мощностей для покрытия потребностей промышленности и частных домохозяйств, балансировки спроса и предложения по разным сценариям, включая случаи новых массированных атак.
Тяжелым, но необходимым шагом станет преодоление государственной монополии на предоставление энергетических услуг, удобрение избирателя льготными ценами на энергоносители, олигархический контроль, акцептование большого количества новых игроков на рынке и необходимость снижения административного и/или регуляторного влияния.
Государство должно стать законодателем традиций “зеленого офиса”, раздельного сбора мусора, бережливого использования ресурсов, заботы об окружающей среде и здорового образа жизни. (Андрей Чубик,
ассоциированный эксперт проекта Евроскоп, ассоциированный аналитик Центра глобалистики “Стратегия XXI”; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)