Специальный дайджест SOE Weekly посвящен обсуждению предложенных законопроектов о слиянии “МГУ” и “ОГТСУ”.

В парламенте зарегистрирован усовершенствованный законопроект по реформе корпоративного управления “ОГТСУ”, который обеспечивает выполнение обязательств перед МВФ. 24 мая в Верховной раде был зарегистрирован законопроект №9311-1, который является альтернативным внесенному Кабмином законопроекту, который был зарегистрирован 19 мая под №9311.

Оба законопроекта определяют процедуру для оптимизации структуры собственности Оператора газотранспортной системы Украины (“ОГТСУ”) путем присоединения “Магистральных газопроводов Украины” (“МГУ”) к “ОГТСУ”, которое должно состояться с целью выполнения Украиной взятых на себя обязательств в рамках недавно одобренной программы Международного валютного фонда (МВФ), включая выполнение структурного маяка МВФ по реформе корпоративного управления “ОГТСУ”.

Законопроект 9311-1 был представлен народными депутатами Максимом Хлапуком (фракция “Голос”), Ярославом Железняком (фракция “Голос”) и другими народными депутатами. Авторами законопроекта являются члены команды SOE Weekly Александр Лысенко и Андрей Бойцун.

Обращаем внимание, что, по мнению Бойцуна и Лысенко, не существует никакой практической необходимости в присоединении “МГУ” к “ОГТСУ”, а значит – и в законопроекте на эту тему. Принятие отдельного закона не предусматривает и обязательств Украины перед МВФ, ЕС и Секретариатом Энергетического Сообщества – эти обязательства заключаются в передаче корпоративных прав “ОГСТУ” от “МГУ” в прямое владение Министерства энергетики, утверждении новой редакции устава “ОГТСУ” и назначении нового наблюдательного совета непосредственно в Операторе ГТС.

Если правительство опасается каких-либо возможных налоговых последствий от передачи права собственности от “МГУ” в “ОГСТУ”, задержек с получением разрешений от регуляторов и т.п., тогда следовало предложить законопроект, решающий именно эти вопросы, а не предлагать беспрецедентную процедуру присоединения акционерного общества (каким является “МГУ”) в общество с ограниченной ответственностью (каким является “ОГТСУ”), которое на сегодняшний день не предусмотрено действующим корпоративным законодательством Украины.

Вместе с тем, учитывая не то, что правительство решило пойти именно по пути, изложенному в законопроекте (№9311), был предложен альтернативный законопроект (№9311-1), устраняющий недостатки правительственного варианта, минимизируя риски ненадлежащего невыполнения Украиной взятых на себя международных обязательств в рамках сотрудничества с МВФ и ЕС.

Правительственный законопроект предлагал следующие шаги по реформированию корпоративного управления “ОГТСУ”:

– Присоединить “МГУ” к “ОГТСУ”, что в результате приведет к ликвидации (прекращению) “МГУ”. Это предусматривает передачу корпоративных прав “ОГТСУ” от “МГУ” непосредственно в Минэнерго и принятие нового устава “ОГТСУ”, который вводит наблюдательный совет как орган управления компании.

– После завершения процедуры присоединения новый наблюдательный совет “ОГТСУ” должен быть назначен до 31 октября 2023 года. До этого времени, текущий состав наблюдательного совета “МГУ” будет выполнять функции наблюдательного совета “ОГТСУ”.

Однако формулировки, использованные в правительственном законопроекте, создают риски, которые могут привести к нарушению Украиной обязательств по программе МВФ.

Основные улучшения альтернативного законопроекта (№ 9311-1) по сравнению с правительственной версией являются следующими:

– Законопроект устанавливает конечный срок для назначения нового наблюдательного совета “ОГТСУ” (31 октября 2023 г., как это требуется программой МВФ), а также предусматривает последствия в случае несвоевременного невыполнения этого обязательства. Так, в случае такого несвоевременного исполнения, полномочия действующих членов наблюдательного совета “МГУ”, которые будут временно выполнять функции наблюдательного совета “ОГТСУ”, прекращаются и передаются общему собранию Оператора (т.е. Министерству энергетики), за исключением полномочий по назначению и увольнению гендиректора и членов правления “ОГТСУ” – эти полномочия смогут быть реализованы новым наблюдательным советом после его назначения.

В правительственном законопроекте 31 октября 2023 также определен как конечный срок. Однако он касается избрания, а не окончательного назначения нового наблюдательного совета “ОГТСУ”, который создает пространство для манипуляций по этому поводу и может привести к нарушению установленных сроков.

Кроме того, правительственный проект не предусматривает никаких последствий или ответственности за несоблюдение сроков или неназначения нового состава наблюдательного совета, что дает возможность наблюдательному совету “МГУ” продолжать выполнять полномочия в Операторе ГТС в течение неопределенного времени.

– Законопроект №9311-1 обеспечивает формирование нового состава наблюдательного совета “ОГТСУ” в соответствии с требованиями Закона “Об управлении объектами государственной собственности” (большинство состава нового наблюдательного совета должно состоять из независимых членов), и определяет, что процедура конкурсного отбора должна происходить в порядке, предусмотренном для особо принципиальных для экономики компаний.

В правительственном законопроекте (№ 9311) говорится лишь о том, что наблюдательный совет “ОГТСУ” должен избираться путем конкурсного отбора в порядке, определенном законодательством (без указания, каким именно законодательством). Это оставляет простор для создания нового законодательства специально для этой цели вместо использования общепринятой процедуры отбора, установленной для особо важных для экономики предприятий.

– Законопроект № 9311-1 устанавливает, что тип исполнительного органа (единоличный или коллегиальный) будет определяться уставом “ОГТСУ”, как это работает для других государственных и частных компаний. И если уставом компании будет предусмотрено правление (коллегиальный исполнительный орган), назначение других членов правления должно происходить исключительно по решению нового состава наблюдательного совета “ОГТСУ”.

Правительственный же закнопроект может быть интерпретирован таким образом, что члены правления “ОГТСУ” будут назначены либо Министерством энергетики (как общим собранием), либо наблюдательным советом “МГУ” (как временным наблюдательным советом “ОГТСУ”) в результате процедуры присоединения. Ручное, без участия нового наблюдательного совета, формирование правления несло бы значительные риски, поскольку такие действия могут быть расценены международными партнерами как политическое вмешательство в деятельность компании и посягательство на независимость Оператора ГТС.

– Законопроект №9311-1 устанавливает, что новый устав “ОГТСУ” утверждается Минэнерго после его согласования с Секретариатом Энергетического Сообщества (что также требуется структурным маяком программы МВФ).

В то же время правительственный законопроект предоставляет наблюдательному совету “МГУ” исключительное право предлагать изменения в устав “ОГТСУ”. При таком сценарии права Минэнерго может быть ограничено правом только принять или отклонить предложенные изменения. Кроме того, правительственная версия предусматривает только необходимость проведения консультаций с Секретариатом Энергетического Сообщества, а не согласование редакции соответствующих изменений.

В результате это может значительно затянуть процесс утверждения необходимых изменений в устав Оператора ГТС и привести к нарушению Украиной сроков, предусмотренных программой МВФ.

Обращаем внимание, что даже альтернативный законопроект (№9311-1) должен быть принят Верховной Радой и вступить в силу как можно быстрее (по оценкам Лысенко и Бойцуна – не позднее конца июня), чтобы Украина имела возможность выполнить все обязательства перед МВФ по реформе “ОГТСУ ” вовремя.

Ранее мы сообщали, что Кабмин в своем пресс-релизе от 12 мая сообщил, что одобрил законопроект, направленный на запуск “корпоративной реформы” “ОГТСУ”. Этот проект закона не был ни опубликован, ни внесен в Верховную Раду. На своем заседании 19 мая Кабмин одобрил обновленный вариант этого законопроекта, который впоследствии был зарегистрирован в парламенте под №9311. Эти проекты критиковали за то, что они не отвечают обязательствам МВФ.

Ранее сообщалось, что в недавно утвержденной программе МВФ для Украины на сумму $15,6 млрд. установлен структурный маяк по “ОГТСУ”, а также ряд других требований. В частности, власти взяли на себя обязательство осуществить следующие шаги:

  1. Передать все акции “ОГТСУ” от “МГУ” в Министерство энергетики и принять новый устав “ОГТСУ”, который был разработан и согласован с Секретариатом Энергетического Сообщества до конца июля 2023 (структурный маяк);
  2. Выбрать и назначить наблюдательный совет “ОГТСУ” до конца октября 2023 г.;
  3. Назначить нового руководителя и впоследствии ликвидировать “МГУ”.

Еще ранее “Европейская правда” обнародовала условия, которые Украина должна выполнить для получения пакета макрофинансовой помощи ЕС. Одним из этих условий является запуск корпоративной реструктуризации ОГТСУ до конца июня 2023 г.

Кроме этого, еще раньше “Экономическая правда” писала, что 4 октября 2022 г. Секретариат Энергетического Сообщества обратился с письмом к премьер-министру Денису Шмыгалю и министру энергетики Герману Галущенко, в котором призвал правительство немедленно внедрить план действий по корпоративному управлению “ОГТСУ”:

  1. передать “ОГТСУ” из собственности “МГУ” в собственность Министерства энергетики;
  2. принять новый устав “ОГТСУ”, предусматривающий создание независимого наблюдательного совета;
  3. провести конкурсный отбор членов наблюдательного совета “ОГТСУ”;
  4. обеспечить избрание и назначение нового состава правления “ОГТСУ” новым наблюдательным советом.

Команда аналитиков-консультантов по вопросам корпоративного управления еженедельно готовит для ЭП дайджест о главных событиях в жизни госпредприятий.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского союза в рамках проекта “Supporting Ukraine in rebuilding and recovery”, реализуемого Институтом KSE (контракт NI/2022/424-502 от 14 ноября 2022 г.).

Содержание настоящей публикации является исключительной ответственностью авторов и не обязательно отражает позицию Европейского союза. (Андрей Бойцун, Дмитрий Яблоновский, Александр Лысенко, Алексей Павлыш, Мария Крамар, SOE Weekly; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий