9 июня Национальная комиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) утвердила планы развития газотранспортной системы и подземных газохранилищ Украины на период до 2032 г. И хотя в нынешних условиях такая планировка похожа на гадание на кофейной гуще, однако поддерживать эту инфраструктуру в трудоспособном состоянии необходимо даже во время войны, даже не имея понимания, когда она закончится.

Согласно принятым документам, в ближайшие 10 лет в газотранспортную сеть будет инвестировано почти 44 млрд. грн., в газовые хранилища – почти 14 млрд. грн.

Ранее такие перспективные планы регулярно рисовало подразделение “Нафтогаза Украины” – “Укртрансгаз”. В настоящее время в его подчинении остались только подземные хранилища. Трубопроводами теперь занимается ООО “Оператор газотранспортной системы Украины”. Каждый из них и занес свой проект на рассмотрение НКРЭКУ. Вся эта процедура носит скорее ритуальный характер. Но поскольку последние подобные планы утверждались еще до полномасштабной войны, то попытаемся сравнить нынешний статус с довоенным.

ГТС

В прошлом году в результате российского вторжения потребление газа в Украине рекордно упало – до 19,8 млрд. кубометров. При том, что в 2021 оно составляло 28,8 млрд. кубов. Согласно историческому минимуму – 1,54 млрд. кубометров – упали и объемы импорта природного газа. Большинство потребностей страна закрывала за счет собственной добычи (отбор из ПХГ – это тоже в основном газ украинского происхождения). По очевидным причинам рекордно упал и транзит российского ресурса через территорию Украины. Однако он все еще продолжается, и в прошлом году составил 20,35 млрд. кубометров – вдвое меньше, чем в 2021 году. Такой транзитный газ до сих пор отбирают Словакия, Румыния, Молдова и Польша. Однако немного шансов, что эти потоки сохранятся в долгосрочной перспективе. Действующее соглашение между “Нафтогазом Украины” и российским “Газпромом” о транзите совпадает 31 декабря 2024 г. И пока она работает. Причем на основе “качай или плати”. То есть россияне должны гарантированно платить за транспортировку 40 млрд. кубометров газа в год.

Но и до 24.02.22., и особенно после этой даты, ГТС Украины вынуждена работать в режиме значительно более низкой мощности, чем было рассчитано проектно. Даже если внутреннее потребление газа более или менее вернется к довоенным уровням, картину это существенно не изменит. Построенная еще в советское время украинская система мощных магистральных газопроводов рассчитана на транзитную качку 120-140 млрд. кубометров газа в год и до 60 млрд. кубов внутреннего обращения. Такие показатели безвозвратно остались в прошлом. Актуальная задача для оператора ГТС – консервация излишних компрессорных станций и трубопроводов. Причем так, чтобы не помешать обеспечению потребителей на внутреннем рынке.

Свежеутвержденный 10-летний план мало учитывает это изменение вектора. В частности, расходы по ГТС продолжают расти. Если в 2021 г. речь шла об инвестициях на уровне 37,3 млрд. грн. на 10 следующих лет, то сейчас уже о 44 млрд. грн. Почти две трети из этой суммы – 27,7 млрд. грн. – должны пойти на компрессорные станции. А дальше: 6,4 млрд. грн. – на газораспределительные, 3,9 млрд. грн. – на линейную часть газопроводов, 3 млрд. грн. – на газоизмерительные станции и пункты. Возникает вопрос, оправданы ли все эти затраты сейчас, или это инерция с предыдущих лет.

Всего в составе украинской ГТС насчитывается 57 компрессорных станций, оперирующих арсеналом более чем в 500 газонасосных агрегатов. При этом 30 КС и половина агрегатных мощностей сосредоточена вдоль трубопроводов, которые должны обеспечивать транзит российского газа в Европу – “Прогресс”, “Союз”, “Уренгой-Помары-Ужгород”. При этом это наиболее устаревшие агрегаты и в значительной степени те, чьи услуги больше не понадобятся. Еще до войны “Оператор газотранспортной системы Украины” планировал подготовить ТЭО вывод из эксплуатации лишних мощностей КС и ГПА. Сейчас такое обоснование нужно даже больше, чем до полномасштабной войны.

Один из возможных вариантов дальнейшего применения выведенных их эксплуатации компрессорных станций и их промышленных площадок – создание на их базе объектов маневровой электрогенерации. То есть, речь идет о мини-электростанциях на газовых турбинах, которые включаются только в период пиковых нагрузок на объединенную энергосистему, чтобы сбалансировать ее работу. Сейчас такую функцию выполняют ТЭС и гидроэлектростанции, но потенциально на компрессорных станциях ГТС можно обустроить резерв в объеме до 1 ГВт маневровых мощностей. Специалисты Укрэнерго и Оператора газотранспортной системы Украины уже изучали такие возможности и предварительно даже определили площадки для пилотных проектов – КС-7 Богородчаны (300 МВт) и КС Ромненская (100 МВт).

Сходна избыточная проблема и с газораспределительными станциями. 1389 г. ГРС – это роскошь, которую мог себе позволить разве что СССР, потому что там плохо дружили с экономической целесообразностью. Сегодня содержание такого количества станций ложится ненужным бременем на бюджет государственного оператора. Даже к 2022 году более половины ГРС не было загружено даже на 10%. Если максимальная суточная мощность всех ГРС была рассчитана на 1,3 млрд. кубометров в сутки, реально она не дотягивала и до 1 млн. кубов. Поэтому существенное сокращение количества ГРС и полная замена остающихся в работе на автоматику (как это уже давно работает в развитых странах) также относится к приоритетам перестройки газотранспортной системы.

ПХГ

Общий активный объем подземных хранилищ газа в Украине составляет около 31 млрд. кубометров. 80% этих резервуаров сосредоточено на западе страны. При этом одно из хранилищ – Бильче-Волыцкое – крупнейшее в Европе, с полезным объемом 17 млрд. кубов. Максимум заполненности украинских ПХГ – более 90% – наблюдался в 2020 г. Обычно в довоенные годы этот показатель держался в интервале 60-70%. Поэтому Украина уже давно продвигает идею предоставления свободных объемов в хранилищах под хранение природного газа операторам стран ЕС. Возможно, сейчас после прошлогодней кризисной зимы на газовом рынке Европы эта идея стала самой близкой к реализации.

По информации издания Bloomberg, газовые трейдеры из ЕС предметно изучают такую возможность. Поскольку в преддверии предстоящего отопительного сезона уровень заполнения европейских ПХГ ожидается выше, чем в прошлом. Беда научила. Украина со своей стороны готова брать на хранение до 30 млрд. кубометров иностранного газа. “Украинские хранилища могут помочь сбалансировать спрос и предложение во второй половине лета 2023 года, учитывая их отличную связь с газовыми рынками ЕС”, – цитирует Bloomberg комментарий немецкой энергетической компании RWE AG.

По состоянию на середину июня показатель заполнения ПХГ в большинстве близких к Украине государств ЕС (Словакия, Чехия, Польша, Венгрия, Румыния, Австрия, Германия) уже находился в пределах 60-70%. К началу сезона отбора он, по прогнозам, может возрасти до 90%. Государства ЕС традиционно пытаются накопить на зиму в хранилищах запас, покрывающий 40-50% годового потребления. Но некоторым из них (Польша, Чехия, Германия) может не хватать мощностей собственных ПХГ в пиковые периоды потребления. Собственно, здесь и было бы уместно получение дополнительной порции газа из украинской камеры хранения. Готовая трубопроводная инфраструктура для этого существует.

Техническое состояние оборудования, которое обеспечивает работу газовых хранилищ Украины, находится в лучшем состоянии, чем оборудование ГТС, хотя большинство газонасосных агрегатов и работает уже более 30 лет назад. Но интенсивность их эксплуатации является ниже, имеет сезонный характер, поэтому, например, технический износ ГПА Бильче-Волыцкого ПХГ едва превышает 20%. Соответственно и расходы, предусмотренные 10-летним планом развития подземных хранилищ, в три раза ниже, чем предусмотренные в плане развития газотранспортной сети.

Одним из самых дорогих инвестиционных проектов, который “Укртрансгаз” успел завершить к началу полномасштабного вторжения, стала реконструкция установки осушки природного газа Дашавского ПХГ стоимостью более 200 млн. грн. Благодаря этому хранилище сможет стабильно удерживать надлежащие качественные характеристики хранящегося ресурса, уменьшит расходы технического газа и вредные выбросы. Сейчас схожий проект реализуется и на Угерском хранилище. Его сметная стоимость несколько ниже – 144 млн. грн. Среди других стоимостных работ, которые в ближайшие годы планирует Укртрансгаз, можно назвать еще реконструкцию системы автоматизированного управления на Бильче-Волыцком ПХГ и строительство резервной электростанции на ПХГ в Богородчанах. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий