Достигнет ли рынок трехзначных цифр, как в прошлом году. Разбор The Economist.
Недавно даже незначительные отрицательные новости провоцировали рост цен на нефть и газ. Сейчас все относительно стабильно. The Economist определяет причины такого затишья и прогнозирует, ожидать ли бурю. Forbes кратко излагает главное из материала.
Пожар на газовом заводе Oneok в США, забастовки на французских нефтяных терминалах, требование России платить за газ в рублях или небольшое похолодание. В течение месяцев после полномасштабной войны России против Украины таких новостей было достаточно, чтобы посеять панику на рынках.
С января ситуация стабилизировалась.
- Цена на нефть марки Brent в мире держится на уровне около $75 за баррель. Год назад она составила $120.
- Газ в Европе продают по $38 за мегаватт-час, что на 88% меньше, чем в августе прошлого года.
Казалось бы, что такие новости, как объявление ОПЕК и стран-союзниц об уменьшении добычи нефти, закрытие в Нидерландах крупнейшего газового месторождения в Европе или временная остановка нескольких газовых объектов в Норвегии на ремонт, должны всколыхнуть рынки.
Но этого не случилось. В чем причина?
Снижение спроса на энергоресурсы
Рецессия, инфляция и замедление экономического роста привели к тому, что спрос на энергоресурсы снизился. Впрочем, The Economist не считает это главной причиной, ведь это тенденция, которая затронула не все страны.
К примеру, Китай, чья экономика может и не достигла ожидаемого уровня выздоровления после жесткой политики “никакого ковида”, в апреле потребил рекордные 16 млн. баррелей сырой нефти в день. Снятие же антиковидных ограничений означает увеличение использования топлива для транспортной и туристической отраслей.
Падение цены на бензин на 30% в США подталкивает население путешествовать, а жара в Европе, вероятно, будет способствовать спросу на электроэнергию для кондиционирования воздуха.
Рост количества поставщиков
Издание считает именно этот фактор более важным для стабилизации цен на энергоресурсы. Высокие цены на нефть в последние годы активизировали производство за пределами ОПЕК. Нефть теперь течет из Атлантического бассейна: Бразилия и Гайана поставляют обычную сырую нефть, а США, Аргентина и Канада – горючие сланцы и нефтесодержащие (битуминозные) пески. Норвегия увеличила производство.
Добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет на 2,2 млн. баррелей в день в 2023 г., оценивает рынок JPMorgan Chase.
Да и обещание уменьшить добычу нефти страны ОПЕК и Россия не выполнили в полном объеме, а некоторые даже нарастили ее. Благодаря американскому гиганту Chevron Венесуэла увеличила добычу, а Иран теперь добывает больше нефти с тех пор, как были введены новые санкции США в 2018-м.
Действительно, пятая часть мировой нефти происходит из стран, на которых Запад наложил эмбарго. Они продают “черное золото” со скидками, что провоцирует снижение цены.
Цены на газ
Здесь на стабилизацию цен повлияли следующие факторы:
– Американская Freeport LNG, которая отвечает за пятую часть общего экспорта сжиженного газа США, снова работает после пожара.
– Россия продолжает экспортировать газ в Европу, хотя и не через свой самый большой газопровод “Северный поток 1”.
– Снабжение из Норвегии полностью возобновится к середине июля.
– Заполненность газовых хранилищ Евросоюза (на 73% по состоянию на данный момент) и богатых азиатских стран, таких как Япония и Южная Корея.
Цены на нефть и газ: прогноз
Цены на энергоресурсы еще могут вырасти в текущем году. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что мировой спрос на нефть достигнет рекордных 102,3 млн. баррелей в день именно в 2023-м.
Добыча нефти тоже достигнет рекордных показателей, но агентство и многие банки полагают, что рынок столкнется с дефицитом во второй половине этого года.
С приближением зимы борьба за сжиженный газ между Азией и Европой будет становиться все более интенсивной, в ожидании цены на перевозку уже растут.
Несмотря на все, не стоит бояться повторения прошлогоднего ужаса: цена на Brent будет держаться около $80 за баррель и не достигнет трехзначных цифр. Рынки газовых фьючерсов в Азии и Европе указывают на то, что ближе к осени цены поднимутся до 30% от сегодняшних.
Рынки биржевых товаров научились адаптироваться, теперь намека на плохую новость недостаточно, чтобы их расшатать. (Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)