Российский рынок бензина оказался в состоянии “идеального шторма”, несмотря на санкции, усложняющие продажу за рубеж как сырой нефти, так и продуктов ее переработки.
С начала года биржевые цены на бензин в России взлетели более чем на 70% и в конце июня переписали исторические рекорды – 58711 рублей за тонну “Регуляр-92” и почти 66 тысяч рублей за тонну “Премиум-95”. И хотя правительство заверяет, что производство бензина в стране растет, на деле на оптовом рынке возник заметный дефицит, сообщили Reuters трейдеры и источники в отрасли.
По их словам, перед сезонными ремонтами нефтеперабатывающих заводов в стране формировали “неприкосновенный запас” бензина, который на апрель должен был насчитывать 2 млн. тонн. Но теперь, когда НПЗ остановили работу из-за профилактики, это топливо на рынок так и не поступило. Возможно, “запасы были только на бумаге”, говорит один из источников Reuters. По данным агентства, в июне суммарный объем первичных биржевых продаж бензина на бирже был 22% ниже, чем в июне прошлого года. При этом продажи Аи-92 рухнули на 32%.
Другая версия, по словам трейдеров, заключается в том, что крупные нефтяные компании намеренно придерживают объемы бензина, чтобы поднять цены еще выше. Дорогой бензин нужен нефтяникам, чтобы компенсировать резкое сокращение выплат из бюджета. Речь идет о так называемом демпферном механизме, который власти запустили в ответ на бензиновый кризис 2018 г.: если внутренние цены на бензин ниже экспортных, правительство доплачивает нефтяникам разницу из казны, и наоборот – если внутренние продажи выгоднее, компании платят повышенный “налог”. (The Moscow Times/Энергетика Украины и мира)