Чтобы к 2050 г. стать энергетическим бизнесом с нулевым уровнем выбросов углерода, Shell ежегодно принимает значительные меры по уменьшению своего углеродного следа. В прошлом году компания продолжила работу по нескольким направлениям для достижения этой цели: от сокращения выбросов и повышения энергоэффективности своей деятельности до разработки более низкоуглеродистых решений и способов компенсации выбросов.

Наиболее значительные достижения Shell в области декарбонизации в течение 2022 г.

На пути к нулевым выбросам

Для Shell изменение климата представляет собой материальный риск – как сам по себе, так и в связи с энергетическим переходом, к которому он приводит. С одной стороны, имея бессчетные объекты, работающие по всему миру как на суше, так и в море, Shell обязана иметь возможность управлять физическими последствиями конфигурации климата. С другой стороны, изменение климата и его последствия могут повлиять на такие факторы как спрос на продукцию Shell, операционные расходы, цепочки поставок, рынки, регуляторную среду, а также на лицензии компании на деятельность и судебные процессы.

Для того чтобы обеспечить достижение цели стать углеродно-нейтральным бизнесом, Shell систематически устанавливает ряд краткосрочных целей, которых необходимо достичь за определенный период. В частности, к 2030 г. компания планирует сократить прямые выбросы парниковых газов из источников, находящихся под операционным контролем Shell (Scope 1), и косвенные выбросы парниковых газов от генерации приобретенной энергии, потребляемой активами Shell, тоже находящимися под операционным управлением (Scope 2), на 50%. Эти две сферы, вместе со Scope 3, а также другие косвенные выбросы парниковых газов, включая выбросы, связанные с использованием энергетических продуктов, продаваемых Shell, закладывают основу всех политик и стандартов эффективности Shell в сфере декарбонизации.

В 2022 г. треть общих денежных капитальных расходов Shell – $8,2 млрд. – была направлена на низкоуглеродную энергетику и неэнергетические продукты. Из этой суммы около $4,3 млрд. были инвестированы в такие низкоуглеродные энергетические решения, как биотопливо, водород и зарядные устройства для электромобилей, а также ветровая и солнечная энергетика. Остальные $3,9 млрд. были направлены на разработку неэнергетических продуктов, в том числе химикатов и смазочных материалов, а также в розничную торговлю.

Усиление операций

Одним из основных показателей, используемых Shell для измерения операционного прогресса, является чистая углеродная интенсивность компании – это средняя интенсивность, взвешенная по объему продаж реализуемых компанией энергетических продуктов. В 2022 г. компании удалось добиться снижения чистой интенсивности углерода на 1,3% по сравнению с предыдущим годом. Наибольшим двигателем этого достижения стал рост продаж и спроса на низкоуглеродную энергию.

Расчеты углеродной интенсивности Shell также включают в себя выбросы парниковых газов от активов и деятельности, находящихся под операционным контролем Shell (Scope 1 и 2), а также выбросы, связанные с использованием энергетических продуктов компании (Scope 3). В 2022 году Shell тоже достигла заметного прогресса по этим показателям.

В частности, благодаря нескольким изъятиям активов, остановке или конвертации существующих активов, а также проектам по уменьшению выбросов парниковых газов и покупке электроэнергии из возобновляемых источников, прямые выбросы парниковых газов (Scope 1) сократились с 60 млн. тонн эквивалента CO 2 (2021 г.) млн. тонн (2022 г.). Поскольку косвенные выбросы парниковых газов связаны с импортированной энергией (Scope 2), компания также достигла снижения до 7 млн. тонн эквивалента CO 2 по сравнению с 8 млн. тонн 2021-го. В совокупности эти сокращения позволили компании добиться сокращения выбросов Scope 1 и 2 на 15% по сравнению с предыдущим 2021 г.

Shell также уделяет пристальное внимание сокращению выбросов еще одного мощного парникового газа, оказывающего едва ли не большее влияние на глобальное потепление по сравнению с углекислым – метана. Целью Shell является содержание выбросов метана для эксплуатируемых нефтегазовых активов ниже 0,2%, и в 2022 г. это обязательство было выполнено с диапазоном интенсивности выбросов ниже 0,01% до 0,7%.

Говоря о другом источнике вредных выбросов – сжигании, то есть процессе сгорания природного газа во время добычи нефти, – в конце 2021 г. Shell пересмотрела свою цель полностью устранить рутинное сжигание газа из своих мощностей, эксплуатируемых во время добычи. Сначала установлена на 2030 г., эта цель была перенесена на 2025-й, и за прошедший год общее сжигание у Shell уже снизилось до 3,0 млн. тонн эквивалента углекислого газа (CO 2 e) по сравнению с 4,5 млн. тонн CO 2 e в 2021-м.

Трансформация отрасли

Поскольку выбросы, связанные с использованием энергетических продуктов, продаваемых Shell (Scope 3) и составляют большую часть общих отчетов компании о выбросах, Shell стремится трансформировать спрос на энергию в сторону более экологичных решений. Для этого компания планирует обеспечить еще больше электроэнергии из возобновляемых источников для своих клиентов, а также разрабатывает альтернативные виды горючего с низким и нулевым содержанием углерода, такие как биотопливо и водород.

Уже сегодня компания ежегодно обслуживает более 2 млн. клиентов возобновляемой электроэнергией и газом, а в Австралии, Германии, Нидерландах, Великобритании и США использует технологию умного дома.

В 2022 г. около $3,5 млрд. капитальных затрат было инвестировано в бизнес Shell Renewable and Energy Solutions. Это позволило компании в Австралии и Филиппинах расширить свою деятельность по наземной ветроэнергетике, в Индии, Италии, Испании и Великобритании приобрести предприятия солнечной энергетики, в Австралии – завоевать розничные интересы и расширить операции с электромобилями. Кроме того, вместе со своими партнерами Shell выиграла тендеры на строительство четырех оффшорных ветровых электростанций в Нидерландах, Великобритании и США.

Еще один важный сектор, на который Shell возлагает надежды, – это развитие биотоплива. Компания производит биодизельное топливо, биоэтанол, биометан, возобновляемое дизельное топливо (HVO) и устойчивое авиационное топливо (SAF). Поскольку эти виды горючего могут смешиваться с обычными и не требуют инвестиций в новую инфраструктуру, их можно рассматривать как рабочий вариант сокращения выбросов от транспорта, включая такие сектора как авиация, морской и автомобильный транспорт. В 2022 г. глобальное потребление биотоплива Shell в бензине и дизельном топливе возросло с 9,1 до 9,5 млрд. литров, что составляет около 6% мирового потребления биотоплива.

Что касается перспективных энергоносителей, то следует также упомянуть проекты Shell, основанные на использовании водорода. В прошлом году компания приступила к реализации амбициозного проекта по строительству крупнейшего в Европе завода по производству возобновляемого водорода Holland Hydrogen I, а также расширила свою сеть водородных заправочных станций до 50 объектов в США, Канаде, Германии и Нидерландах.

Контроль выбросов

Поскольку полностью избежать выбросов в энергетическом секторе все еще невозможно, Shell активно участвует в проектах, направленных на их улавливание и хранение, а также на компенсацию углеродного следа за счет углеродных кредитов.

В 2022 г. расходы Shell на развитие технологических возможностей улавливания и хранения углерода (CSS) составили около $220 млн., то есть выросли на 51% по сравнению с 2021 г. Эти средства позволили не только поддержать существующие объекты, но и начать новое партнерство по проектам CSS в Брунее, Китае, Японии, Малайзии, Южной Корее, США и Западной Австралии.

Результаты существующих проектов с участием Shell уже демонстрируют положительные результаты. Например, с начала своей работы в 2015 г. проект Quest CCS в Скотфорде (Канада) уловил и безопасно сохранил более 7,5 млн. тонн CO 2. С 2024 г. норвежское совместное предприятие Northern Lights CCS планирует транспортировать и хранить около 800 000 тонн CO 2 ежегодно для Yara – компании, занимающейся подкормкой сельскохозяйственных культур.

Другим способом контроля оставшихся выбросов являются углеродные кредиты, позволяющие компенсировать или уменьшить углеродный след с помощью проектов климатических действий. В этом направлении Shell инвестирует в проекты природных экосистем, а также покупает углеродные кредиты, полученные в результате других природоориентированных проектов и технологий. В 2022 г. эти проекты были поддержаны Shell инвестициями в сумме $69 млн., а еще $23 млн. были выделены на технологические проекты. Это включает такие действия, как поддержка проекта по сохранению лесов на Филиппинах, направленного на восстановление более 10 000 га вырубленных земель, и приобретение доли в бразильском Carbonext , защищающем более 1,6 млн. га тропических лесов Амазонки.

За прошедший год Shell выдала около 5,8 млн. углеродных кредитов от имени своих клиентов, предлагая возможность компенсировать выбросы CO 2 своим клиентам автопарка в 21 стране и розничным клиентам на более чем 4000 АЗС в 9 странах.

Переход компаний к чистому нулевому уровню выбросов требует одновременных действий во многих областях, и это не может происходить изолированно от общин, мировой экономики и других бизнесов. Только работая совместно над трансформацией потребительского спроса и изменением концепции того, как должна видеться современная энергетика, мировое общество может достичь этой цели. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий