Где искать специалистов по восстановлению крупных инфраструктурных объектов?

На первый взгляд, этот вопрос простой, а ответ на него утвердительный. Однако реальность противоположна: если восстановление ГЭС начнется в 2024 г., опытных квалифицированных работников в Украине найти будет трудно или невозможно.

Каховская ГЭС и “Мрия” – уничтожены символы труда нескольких поколений. Новейшая в Европе гидроэлектростанция и суперсамолеты станут символами экономического возрождения Украины. Чтобы эти амбициозные планы стали реальностью, требуются системы подготовки квалифицированных кадров и управления трудовым потенциалом страны.

ГЭС может стать самой современной

Система каналов, привязанных к Каховскому водохранилищу, подпитывала поля Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областей, на которых в 2020 г. совокупно собрали 14% национального объема зерна и 19% подсолнечника. Вырастить хороший урожай без орошения почти невозможно. Роль Каховского водохранилища в экономике Украины после восстановления станет гораздо выше.

Промышленный сектор Украины понес чрезвычайно большие потери. В ближайшие годы перспектива приоритетного развития аграрно-промышленного сектора более вероятно, поэтому система орошения будет жизненно необходима.

Новая ГЭС может быть намного мощнее предыдущей. Возведенная в 2009 г. в Судане ГЭС Марово пропускает на 20% меньше воды, чем пропускала 66-летняя Каховская ГЭС, но производит в 3,7 раза больше электроэнергии. Почти в четыре раза мощнее будет ГЭС Site C, которая через два года заработает в Канаде.

(Не)зависимость от иностранной рабочей силы

Двадцать лет назад в Китае запустили крупнейшую в мире гидроэлектростанцию “Три ущелья”, которая изначально покрывала 10% потребностей этой страны в электроэнергии. Планы построить ГЭС возникли 100 лет назад.

В середине 1940-х годов в США отправились на стажировку 54 китайских инженера, которые положили начало китайской школе гидроэнергетики. В 1990-х годах Китай начал массовое строительство ГЭС. Во время возведения “Трех ущелий” работали 40 тыс. подготовленных в Китае специалистов , не считая тех, кто работал в смежных отраслях.

Иностранцев привлекали на этапах проектирования, отладки производства турбин на китайских заводах по иностранным проектам и на этапе финальных испытаний.

Сколько может стоить Украине невозвращение вынужденных мигрантов

Китай стал одним из ключевых на планете “экспортеров ГЭС”. Он предлагает экспертные решения и энергетическое оборудование странам Азии и Африки, развивающим гидроэнергетику. При этом большие объемы работ выполняют китайские рабочие. Похожий подход у Канады, где 1500 работников местной компании возводят ГЭС Site C.

Обратный опыт имеет Судан, население которого составляет 46 млн. человек. Там работают восемь гидроэлектростанций. В 2009 г. завершилось строительство новейшей в стране ГЭС “Марово”. Из 5 тыс. строителей 50% были иностранцами. Этот подход используется и в Европе: для строительства нефтехимического комплекса Польша привлекла 6 тыс. иностранцев или 46% работников на этом объекте.

В последние десятилетия украинские правительства готовили программы развития, в которых заявляли о перспективах строительства промышленных предприятий. Однако по пальцам одной руки можно перечислить программы, предусматривающие подготовку квалифицированных кадров. Даже сейчас, когда говорят о восстановлении водохранилища, системы мелиорации и ГЭС, то не уделяют должного внимания подготовке специалистов.

С большой вероятностью можно сказать, что в Украине нет достаточного количества специалистов, чтобы за пять лет в режиме 24/7 привести в порядок водохранилище площадью 2 155 кв. км (как 2,5 площади Киева) и береговой линии 896 км (как от Львова до Харькова), отстроить ГЭС и мелиоративные каналы протяженностью 1,1 тыс. км.

Речь идет о профессиях машинистов промышленных тракторов, грейдеров, экскаваторов и кранов, арматурщиков, монтажников и сварщиков. У Украины еще есть время для выбора модели кадрового обеспечения. Она может быть традиционной, как в Китае и Канаде, или в Судане или Польше. Оба имеют преимущества и недостатки.

Check-list профессионального резерва

Война и связанная с ней массовая внутренняя и внешняя миграции привели к еще большему изменению структуры рынка труда. До войны мы имели приблизительное представление о географическом и количественном распределении квалифицированной рабочей силы, однако до конца не понимали реальную потребность в работниках определенных квалификаций.

Сейчас ситуация стала еще менее ясна. Внутренне перемещенные работники оказались в регионах, где для них никогда не было работы по имеющейся специальности, а дефицит всегда востребованных рабочих профессий стал еще больше. Бизнес борется за квалифицированных работников, не совсем понимая, где они и сколько их есть на рынке. Такая ситуация тормозит работу даже маленьких бизнесов.

Конфедерация работодателей Украины и Институт профессиональных квалификаций составили перечень специальностей, необходимых для восстановления водохранилища, системы мелиорации, каналов и строительства ГЭС.

Мы собрали информацию о количестве студентов, проходивших подготовку в учреждениях профессионально-технического образования в 2022-2023 учебном году в макрорегионе вокруг Каховской ГЭС: в Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Николаевской, Одесской и Херсонской областях. Результаты настораживают.

Например, количество студентов, которые учились управлять бульдозером и автогрейдером в профессионально-технических образовательных учреждениях, составляет всего 27. Нужно принять во внимание, что для работы на этих машинах выпускнику нужно получить права на управление по одной или нескольким категориям.

Столько студентов проходят обучение по специальности монтажников металлических конструкций, а монтажников стальных и железобетонных конструкций – 31. Все перечисленные специалисты нужны для восстановления водохранилища, оборудования каналов, возведения конструкций ГЭС и монтажа оборудования.

С учетом того, что в макрорегионе нужно восстанавливать не только ГЭС, но и десятки городов и сотни сел, этих специалистов, скорее всего, не хватит.

Мирное использование военного опыта

Подготовить необходимое количество квалифицированных работников в сжатые сроки – сложная, но реальная задача. С начала большой войны скорую подготовку в Украине, ЕС и США прошли тысячи украинских военных, которые освоили новые образцы оружия и получили новые навыки. В основе этих процессов – четкое понимание необходимой численности специалистов, исходя из задач, количества и типов техники, имеющихся на фронте.

Такой же подход следует использовать и на “трудовом фронте”, делая поправку на свободу выбора профессий, уровень зарплат и условия труда. Вот, на наш взгляд, перечень ключевых вопросов, которые нужно решить, чтобы существенно снизить дефицит квалифицированных работников во время послевоенного восстановления страны.

  1. Необходим комплексный анализ потребности в трудовых ресурсах по определенным квалификациям и профессиям для конкретных объектов восстановления. Мы должны понимать, где, в каких объемах и когда нужны работники и каких квалификаций.
  2. Необходимо составить и вести баланс трудовых ресурсов. Сравнение потребности и имеющихся специалистов даст представление о масштабах дефицита кадров с учетом специальности, уровня квалификации, места жительства, возраста и текущей занятости.

Тогда будет понимание как компенсировать дефицит: путем внутренней миграции, возвращения специалистов из-за рубежа, подготовки или переподготовки в учреждениях профессионально-технического образования или массового привлечения квалифицированных иностранцев.

  1. Нужен единый координатор рынка труда. Сейчас эта функция не выполняется ни одним органом власти. Государственная служба занятости занимается только безработными. Нет системы, которая позволила бы максимально эффективно координировать трудовые ресурсы страны и оперативно реагировать на запросы бизнеса и работодателей. Каждый крупный проект должен анализироваться на предмет количества и качества специалистов.
  2. Систему профессионально-технического образования следует встроить в общую систему управления трудовыми ресурсами. Сейчас заказы отдельно формируют государство и регионы. Часть профессиональных учреждений передана в региональную собственность, остальную часть занимает государство. Как показывает опыт, объем госзаказа и реальные потребности рынка часто не совпадают. Отдельный вопрос – наличие современного учебного материала и доступность современной техники для подготовки кадров.
  3. Необходимо повысить мобильность рабочей силы. Восстановление или строительство стратегических объектов потребует перемещения, возможно, временного, большого количества работников, которых нужно мотивировать повышением выплат и предоставлением жилья. Это своеобразный трудовой фронт со всеми вызовами.

Покрыть потребность в 5-6 тыс. работников на сооружении ГЭС только благодаря кадрам одной или окрестных областей вряд ли возможно, ведь многие другие объекты тоже будут нуждаться в работниках. Пригодится может опыт вахтенного метода работы, не были бы лишними и “трудовые надбавки” вроде доплат военным.

  1. Следует помнить о конкуренции стран за трудовые ресурсы. Германия, в которой оказалось больше всего украинских беженцев, испытывает дефицит около 400 тыс. квалифицированных специалистов в год. Где воссоединятся украинские семьи и останутся жить после окончания войны – в Украине или в Евросоюзе – открытый вопрос. От этого зависит, куда поедут украинские мужчины после победы.

Это неполный список вызовов для восстановления. Чем раньше мы их осмыслим и начнем решать, тем быстрее начнется подготовка объектов к восстановлению. Украина должна выиграть и выигрывает войну: на военном и экономическом фронтах. (Алексей Мирошниченко, президент Конфедерации работодателей Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий