Система транзитных нефтепроводов из России в Европу называется “Дружба”. Название сейчас звучит иронично, да и дружественных направлений становится все меньше и меньше.

Нефтепровод “Дружба” идет из Альметьевска в Брянск, после чего разделяется на две ветви – северную и южную. Северная протянулась по территории Беларуси, Польши, Германии, Латвии и Литвы (с весны 2023-го – практически бездействует). Южная ветвь пролегает через Беларусь (Мозырь), по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии.

В нулевых годах исчезла дружба со странами Балтии, тогда Кремль отключил идущий туда отрезок на “плановый ремонт”, который затянулся навсегда.

В этом году, похоже, завершился транзит по северной ветке “Дружбы” в Польшу и Германию. В 2022 туда еще прокачали 24 млн. тонн, в этом же году и Берлин, и Варшава отказались покупать нефть у агрессора.

По иронии судьбы, рабочим остался только один “украинский” кусок, по которому нефть идет на Венгрию, Словакию и Чехию, хотя и его перспективы нерадужны. Собственно, сам факт, что этот участок транзита еще работает, обусловлен сложным балансом интересов и противоречий.

Евросоюз ввел эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты, но на поставки южной веткой Дружбы оно не распространяется.

Однако с началом большой войны “Укртранснафта”, оператор нашего участка, резко подняла расценки. Если на начало прошлого года транзит стоил 8,6 евро за тонну, то цену несколько раз поднимали как в прошлом, так и в этом году. С июня она вдвое выше довоенной – 17 евро/тонна, с августа вырастет до 21 евро. Хотели вообще 27,2 евро/тонна, но пока не договорились. А стоит, ведь по другим направлениям тарифы еще выше.

Сами поставки в 2022 даже немного выросли. Так, венграм прокачано 4,9 млн. тонн (на 45% больше, чем довоенного года), чехам – 4,2 млн. тонн (рост на 25%). Только словаки купили по-прежнему 5,2 млн. тонн.

Закупки шли на фоне обстрелов инфраструктуры (по самой трубе, правда, не били) и опасений, что прервется транзит. Но серьезные сбои избежали.

Москва попыталась перевести расчеты на рублевые счета, из-за чего транзит стал на несколько дней. Украина эти требования отвергла. Фактически нефть качают для венгерской MOL (ей принадлежат НПЗ в Венгрии и Словакии) и польской PKN Orlen, владеющей заводом в Чехии. На фоне провалов “молниеносной войны второй армии мира” ссориться еще и с Орбаном в Кремле не рискнули, и вопрос с валютой оплаты устроили покупатели нефти.

В начале года, согласно слитым документам разведки США, президент Украины Владимир Зеленский предлагал изучить, что произойдет в случае остановки нефтепровода “Дружба”. Будапешт даже начал беспокоиться по этому поводу. Впрочем, здесь шла игра на нервах. Киев хоть и не в восторге от позиции Орбана, но транзита не будет прерывать.

Украина в результате получает дизельное топливо – 114 тыс. тонн 2022-го. Что нелишне как для аграриев, так и для ВСУ. При этом деньги от транзита позволяют поддерживать и работу качающих украинскую нефть нефтепроводов.

Соседи по Центральной Европе – три страны, не имеющие выхода к морю, получают ресурс для переработки и время для диверсификации поставок.

Вот диверсификацией и занялись. До войны Словакия полностью (на 95%) сидела на российской нефти, Венгрия – на 60-65% и Чехия – наполовину.

Уже в прошлом году страны увеличили поставки по альтернативному маршруту – проложенному еще при югославских коммунистах по нефтепроводу “Адрия” от хорватского порта Омышаль на Адриатике. По иронии судьбы, когда-то через него Укртранснафта собиралась развивать транзитные поставки тюменской нефти.

Кроме того, чехи вместе с австрийцами и немцами займутся модернизацией другой трубы – Трансальпийского трубопровода (TAL) из итальянского порта Триест. Польский PKN Orlen, который весной прекратил покупать нефть северной веткой Дружбы, обещает исключить российскую нефть из своих НПЗ в Чешской Республике. Соглашение об увеличении пропускной способности TAL до 4 млн. тонн в год позволит Чехии уже в 2025-м избавиться от зависимости от России.

У венгров ситуация несколько сложнее, объемы хорватского транзита там собираются расширить, но полностью отказываться от Дружбы пока не хотят. Компания MOL ведет работу по диверсификации маршрутов поставок нефти и рассчитывает, что сможет выбирать между Urals или нероссийской нефтью для своих НПЗ до 2026 г.

Отношения с Хорватией у них веселые. Так, MOL еще в 2009 году купила 49% местного нефтегазового концерна INA (еще 45% у правительства Хорватии). Итогом соглашения стало уголовное дело против премьера Хорватии Иво Санадера. Его обвинили в получении взятки от венгров. И в ноябре 2012 года бывший премьер получил десять лет тюрьмы. MOL, естественно, взятки не признает, но такие нюансы (как и обращение Загреба в международные суды о расторжении контракта) не слишком укрепляли “плодотворное сотрудничество”.

Сейчас страсти немного утихли, но когда в этом году закончился долгосрочный транзитный нефтяной контракт с Загребом, то заключить продолжительную сделку на замену (несмотря на год переговоров) не смогли. Венгры обвиняют соседей в завышенном ценнике на прокачку – в четыре раза дороже, чем им хотелось бы. В настоящее время заключили временный договор на год. В общем, “заклятые друзья”.

Технически для увеличения мощности “Адрии” потребуется усилить насосную станцию и модернизировать примерно стокилометровый участок нефтепровода, для чего необходимы инвестиции в размере 100-200 млн. евро. Кстати, за сорок с лишним лет своей истории “Адрия” ни разу не работала даже на половину мощности.

Заодно Будапешт пытается выйти на рынок Сербии, предлагая проложить туда трубу от Дружбы (деньги, правда, предлагает искать в ЕС).

Но, несмотря на нюансы, замещение российской экспортной смеси Urals идет активно.

Словакия до конца 2023 года хочет выйти примерно на треть переработки нероссийской (в основном азербайджанской) нефти. Это минус почти 2 млн. тонн транзита по Украине.

Венгрия, где до войны доля российской нефти составляла около 60%, хочет снизить ее до 40%.

Тем более что Евросоюз стимулировал этот процесс запретом на экспорт производимых из российского сырья нефтепродуктов. Словацкий НПЗ вывозил на экспорт в Чехию до половины их общих объемов. И до конца 2024 г. дизтопливо, производимое из российской нефти, еще можно будет продавать из Словакии в Чехию (и только туда).

В Венгрии такая отсрочка действует до декабря 2023 г. Даже если ее продлят еще на год (а такие попытки есть), оба направления (венгерское и словацкое) изрядно просядут.

И чешско-польский и венгерский транзитные маршруты обещают ввести в эксплуатацию во второй половине 2025 г. с соответствующим сокращением транзита через Украину. Вместо нынешних 10 млн. тонн прокачки на Венгрию и Словакию в “Укртранснафту” через два-три года останется 3,5-4 млн. тонн. Чехия со своими 5 млн. тонн вообще уйдет в ноль.

Внутренний транзит своей нефти (1,5-2 млн. тонн) таких потерь не восполнит.

После разблокировки портов появится транзит с моря. Но пока это немного.

В июне снова упомянули о строительстве “вечного” нефтепровода Броды-Адамова Застава. На переговорах с польским PERN упомянули, что он объединит украинскую и польскую нефтетранспортные системы, высоко оценив степень готовности к реализации. Слова ритуальные, без малейшей конкретики, проект глухо висит уже лет двадцать. Хотя было отмечено, что (когда дойдет до металла) нефтепровод будет качать в обоих направлениях. И это позволит Украине получать нефть с Балтийского моря. Перспективен он и для Польши, как, впрочем, и для других стран ЕС, но только после разблокирования украинских черноморских портов.

Традиционный вопрос “Кто заплатит за строительство?” – без ответа, и где взять ресурс? Хотя проект в ЕС включают в список приоритетных, пока ясности никакой. Тем более, что он действительно способствует диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов на рынок ЕС, что моментально врубает политические стопы. Точно одно – “Дружбы” не будет. Что будет после “Дружбы”? Пока что трансформации на марше, и сложно сказать, когда и чем они завершатся. Но то, что рынок изменится до неузнаваемости, пожалуй, как и то, что Украине пора искать себе на нем место уже сейчас, пока еще есть свободные стулья. Скоро не будет… Как минимум, уже сейчас нужно развивать, точнее, возрождать ту же свою переработку нефти. Легко и быстро это не выйдет. Потери тоже неизбежны. Но прятать голову в песок, ожидая, что как-то все само по себе решится, не получится. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий