Введенный потолок на продажу российской нефти (price cap), позволяющий компаниям стран G7 и Евросоюза (Коалиция price cap) предоставлять услуги по транспортировке и страхованию российской нефти, остается эффективным инструментом в достижении целей, несмотря на то, что сейчас российская нефть продается по цене выше установленного потолка. Так считает и. о. помощника главы Минфина США по экономической политике Эрик ван Ностранд.

По данным агентства Argus, в июле российская нефть Urals даже в российских портах котировалась на уровне $61 за баррель, а расчетная котировка в европейских портах в июле сложилась на уровне $64,2.

Ван Ностранд сказал, что, несмотря на то, что средняя зарегистрированная цена на нефть Urals колеблется в районе $60 за баррель, показатели доходов Кремля остаются низкими, поскольку любая продажа российской нефти при содействии поставщиков услуг Коалиции должна осуществляться по цене $60 за баррель или ниже. Он также пояснил, почему ценовой потолок был установлен на таком уровне.

“Многие аналитики энергетического рынка прогнозировали рост мировых цен на нефть во второй половине 2023 года по целому ряду традиционных макроэкономических причин, включая рост мирового спроса… Это ожидание было одной из причин, по которой мы установили верхний предел цен на нефть на уровне $60 за баррель, поскольку рынки ожидали роста мировых цен в течение нескольких месяцев после нашей первоначальной реализации (price cap). Но даже, несмотря на то, что в последнее время мировые цены на нефть укрепились, price cap ограничивает доходы России и продолжает давать покупателям, не входящим в коалицию, дополнительные рычаги для снижения цен”, – слова представителя Минфина США.

“Россия может продавать нефть без поставщиков услуг стран Коалиции выше уровня price cap, поэтому неудивительно, что средняя цена находится на уровне или даже выше верхнего предела. Но даже эти транзакции имеют свою цену. Например, инвестиции, которые российское правительство делает в теневой флот или в свои собственные страховые компании, чтобы продавать сверх установленного лимита, отнимают финансирование из его военного бюджета”, – подчеркнул он.

“Кроме того, мы знаем, что российская нефть, торгуемая за пределами стран G7, по-прежнему продается со значительным дисконтом по сравнению с нефтью марки Brent. В то же время доля торговли, которую Россия может вести за пределами G7, ограничена наличием танкерного флота, в результате чего значительная часть ее торговли подчиняется ценовому потолку”, – заявил Ван Ностранд.

Чиновник заметил, что снижение доходов России сохраняется, несмотря на то, что объемы нефтяного экспорта остаются выше среднего уровня 2021 года. Ван Ностранд также сказал, что помимо снижения нефтяных доходов России пришлось “пересмотреть свою налоговую систему, чтобы выжать больше денег из экспортеров нефти”.

“Однако мы знаем, что любое повышение налоговой ставки в России сегодня ухудшит долгосрочные перспективы ее важнейшей нефтяной отрасли”, – подчеркнул он.

В то же время, сказал чиновник, на мировых энергетических рынках наблюдается большая стабильность, чем предполагали скептики.

Он признал, что рынки могут быстро меняться, а Россия будет пытаться обходить price cap.

“Мы по-прежнему бдительно следим за нефтяными рынками, и вся Коалиция по-прежнему сосредоточена на соблюдении наших санкций”, – сказал представитель Минфина США. (Финмаркет/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий