Крупномасштабные солнечные, ветровые и фотоэлектрические панели на миллионах крыш по всей стране продолжают снижать выбросы электроэнергии в Австралии, как показали последние правительственные данные, поскольку возобновляемые источники энергии продолжают съедать рыночную долю угольных и газовых генераторов.
Ежеквартальное обновление национального кадастра парниковых газов Австралии, март 2023 г. показывает, что с начала года по март на долю возобновляемых источников энергии приходилось 39% выработки электроэнергии на Национальном рынке электроэнергии (NEM), что на 18,6% больше, чем в прошлом году.
Что касается парниковых газов, годовые выбросы электроэнергетического сектора – который по-прежнему является крупнейшим источником в Австралии – снизились почти на 28% (27,7%, или 58,6 млн. тонн CO2-экв.) по сравнению с пиком, зарегистрированным в этом году до июня 2009 года.
В последнем июньском квартале выбросы в электроэнергетическом секторе снизились еще на 1% по сравнению с мартом, что отражает рекордно низкий спрос в Южной Австралии, Новом Южном Уэльсе и Виктории “из-за рекордных уровней солнечной генерации на крышах”, говорится в отчете.
И хотя больше всего от солнечной энергии на крышах и других возобновляемых источников энергии пострадал стареющий угольный парк Австралии, выработка электроэнергии в котором снизилась еще на 4,7% в этом году до марта, последние данные показывают, что газ также небезопасен.
Хотя в реальном выражении производство газа увеличилось за год до марта 2023 года на 7,1%, в отчете показано, что в июньском квартале поставки возобновляемых источников энергии в NEM увеличились на 4,6%, в то время как производство газа упало на 5%, а производство угля снизилось на 0,1%.
Без сомнения, это квартальное падение поставок газа является результатом того же рекордно низкого спроса – и рекордно высокого вклада солнечной энергии на крышах – особенно в Южной Австралии.
В этом штате огромный вклад солнечной энергии на крыше в сочетании с ветровой и большой солнечной энергией привел к тому, что даже новейшие газовые генераторы регулярно переводились в нерабочее состояние, время работы в среднем полтора часа в день, чтобы заполнить пробелы в возобновляемых источниках энергии.
Как заявило правительство Альбаны в своем сообщении, объявляющем о последних результатах инвентаризации, цифры вполне могут отражать возросшую уверенность в политике, которую оно обеспечило с момента своего избрания более года назад, включая цель 82% возобновляемой энергии к 2030 году.
Но точно так же сохраняющееся отсутствие четких целей и политики федерального правительства по декарбонизации транспортного сектора имеет аналогичный эффект в другом направлении.
По состоянию на март 2023 года на транспорт приходилось 20,9% национального запаса парниковых газов Австралии, а выбросы этого сектора увеличились на 6,4% в фактическом выражении по сравнению с предыдущим годом.
Значительная часть этого была вызвана колоссальным увеличением выбросов от внутреннего потребления авиатоплива на 63,4%, что, по мнению правительства, связано с возобновлением обычных путешествий после Covid.
Но за год до марта 2023 года также наблюдалось увеличение выбросов от потребления автомобильного бензина на 5% и увеличение выбросов от потребления дорожного дизельного топлива на 1,4%, что приближает его к уровням до Covid, но не так высоко (на 3,6% ниже).
Согласно отчету, “сильный рост потребления дизельного топлива с 2009 года” во многом обусловлен тенденциями в секторе автомобильного транспорта, включая растущую популярность дизельных вариантов для легковых автомобилей – все чаще в виде новых массивных внедорожников.
Запасы дизельных автомобилей в Австралии, включая пассажирские, легкие коммерческие, грузовые и автобусы, увеличились на 84% с 2014 года, в то время как запасы бензиновых автомобилей увеличились только на 5% за тот же период, хотя и с более высокой базы, говорится в отчете.
Это явный провал политики – и это иронично, учитывая нашу склонность измерять успех сокращения выбросов с точки зрения “автомобилей, снятых с дорог”. И дело не только в выбросах, производитель электромобилей Tesla отмечает, что частицы из выхлопов ископаемых автомобилей являются причиной более 11 000 смертей в год в Австралии.
“Законодательная цель правительства Альбаны по сокращению выбросов, пересмотр национального плана и схема инвестиций в мощности способствуют созданию более чистой и дешевой энергии, но нам предстоит сделать гораздо больше”, – сказал министр Боуэн.
“Наши реформы Защитного механизма, которые вступили в силу только в июле и не включены в этот обновленный кадастр, приведут к выбросам более 200 миллионов тонн парниковых газов к 2030 г., что эквивалентно снятию с производства двух третей автомобилей страны”.
“Мы также работаем с промышленностью, климатическим движением, экспертами, профсоюзами и обществом над разработкой отраслевых планов декарбонизации, в том числе в сфере электроэнергетики и транспорта”.
“Мы реализуем амбициозную, но достижимую политику по укреплению экономики, созданию рабочих мест и сокращению выбросов, чтобы достичь сокращения выбросов на 43 процента к 2030 г. и чистого нуля к 2050 г.”.
Хорошим началом решения растущей проблемы выбросов транспортных средств в Австралии станет введение строгих стандартов топливной эффективности, которые на этой неделе кажутся немного более близкими после публикации 1200 представлений, поданных правительству по этому процессу – большинство из которых в подавляющем большинстве поддерживают этот процесс.
“Слишком долго Австралия отставала от международных автомобильных рынков, а это означает, что австралийцы упускают ряд зарубежных моделей и преимущества, которые они приносят”, – заявила министр транспорта Кэтрин Кинг.
“Спасибо всем, кто нашел время, чтобы высказать свое мнение – я с нетерпением жду продолжения работы с правительством, промышленностью и сообществами над продвижением FES, который будет иметь реальное значение для Австралии”.
Между тем, в стационарной энергетике наблюдается самый большой рост выбросов среди всех секторов с июня 2005 года: за этот период зафиксирован скачок на 26,7% или 21,8 млн. тонн CO2-экв, что обусловлено продолжающимся ростом производства и экспорта газа.
Неорганизованные выбросы из угольных и нефтяных проектов также увеличились в результате роста отрасли экспорта СПГ, в общей сложности на 12,8% или 5,5 млн. тонн CO2-экв с июня 2005 года.
В заявлении в пятницу австралийские зеленые предупредили, что данные показывают, что лейбористы не смогут достичь своих климатических целей, если будут продолжать утверждать новые угольные и газовые шахты.
“Люди устанавливают солнечные батареи на своих крышах и сокращают выбросы электроэнергии, но крупные угольные и газовые проекты лейбористов сводят на нет всю эту хорошую работу”, – сказал лидер зеленых Адам Бандт.
“Лейбористы должны нажать на курок загрязнения в соответствии с законодательством о защитных мерах и остановить новые угольные и газовые проекты”. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)