С середины июня продажа бензина наносит владельцам российских АЗС ущерб, в отношении дизтоплива такая картина наблюдается с середины августа.
К такому выводу пришли аналитики ИГ “Петромаркет”, которые проанализировали ситуацию по заказу “Ведомостей”, их подсчеты подтверждают и участники рынка.
К началу сентября маржа (разница между выручкой и затратами на закупку топлива и работу заправки) для марки бензина АИ-95 составляла минус два рубля за литр, для АИ-92 – минус три рубля. Главной причиной такой маржинальности является рост оптовых цен. За семь месяцев стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла в 1,5 раза. В августе и начале сентября исторические рекорды стоимости обновляются почти каждый день.
Глава Независимого топливного союза Павел Баженов утверждает, что заправки теряют на АИ-95 по 2,19 рубля с литра, однако продажи АИ-92 пока выгодны, хотя маржа очень низкая (63 копейки для АИ-92). Заместитель председателя правления ассоциации “Надежный партнер” Дмитрий Гусев подтвердил, что для многих видов нефтепродуктов продавцы фиксируют убытки.
АЗС пытаются удержать цену в пределах официальной инфляции, потому что за этим следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако, по данным Росстата, в июле цены на нефтепродукты на АЗС выросли на 2,2% по сравнению с июнем. Всего с начала года стоимость литра бензина на заправках выросла на 4,8%, а литра дизельного горючего – на 0,6%. Официальная инфляция в России – 3,4%.
Ранее коммерческий директор независимой сети заправок “Нефтемагистраль” Сергей Соловьев пояснил, что цены удерживаются за счет заправок вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), получающих топливо в обход торгов на бирже. Они могут позволить себе работать в убыток какое-то время, а вот независимые АЗС вынуждены сильнее повышать цены и терять клиентов.
Глава российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал, что в отдельных регионах разница достигает 6-7 рублей за литр. Поэтому клиенты отправляются на заправки ВИНК, на них увеличиваются поставки топлива, что дополнительно сокращает торги на биржах. В результате оптовые цены растут еще и по этой причине.
С конца августа десятки российских регионов сообщили о дефиците топлива. Особенно остро вопрос стоит у аграриев, ныне завершающих уборочную кампанию и ведущих сев озимых. Накануне, 6 сентября, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев предупредил, что если не исправить ситуацию в кратчайшие сроки, можно столкнуться с катастрофой в сельском хозяйстве. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)