Доля Нигера в мировом объеме добычи урана составляет 5%. Стратегический металл добывается на открытом руднике Somair и в шахте Cominak. В этой африканской стране еще есть перспективное месторождение Imouraren с запасами 174 тысяч тонн уранового концентрата. Все перечисленные залежи разрабатывает и владеет контрольными пакетами акций французская компания Orano (до 2018 г. – Areva).

После переворота Нигер прекратил поставки урана и золота во Францию.

В первом полугодии 2023 г. цена на сырье для ядерного топлива продолжала обновлять рекорды, следует из отчета Orano. Так, закись-окись урана (U3O8) в конце июня текущего года подорожала до $56 за фунт (рост на 8% за полгода). Спотовая цена на конверсию урана (переработка природного урана в гексафторид UF6) достигла $41, а долгосрочная цена на обогащение урана выросла до $146 за единицу работ разделения (ЕРР).

После смены власти в Нигере стоимость урана стала расти рекордными темпами. Цена за один фунт концентрата урановой руды в конце августа достигла максимума за 16 месяцев, вплотную приблизившись к психологически важной отметке $60 за фунт (в одном килограмме 2,2 фунта, то есть 1 фунт равняется 0.45 кг).

U3O8 или желтый кек на Нью-Йоркской товарной бирже в настоящее время торгуется уже по $62 за фунт. На бирже реализуется лишь около 10% мирового объема U3O8, остальное поставляется по долгосрочным контрактам. До марта 2011 г., когда произошла авария на АЭС Фукусима, стоимость составляла около $120 за фунт. Катастрофа в Японии позволила зеленым продавить закрытие атомных электростанций по всему миру. Несмотря на то, что повторение японского сценария считается невозможным, европейские и американские противники атомной энергетики использовали фукусимскую аварию в качестве весомого аргумента для вывода их эксплуатации ядерных энергоблоков.

Рост цены U3O8 продолжается на фоне риска возможного дефицита этого сырья. Давление на рынок оказал не только переворот в Нигере (на эту африканскую страну приходилось 24% от общего импорта урана в ЕС). Канадская компания Cameco, вторая по величине в мире по добыче урана, снизила прогноз по производству на текущий год из-за проблем на руднике Сигар-Лейк и заводе Ки-Лейк. Эксперты считают, что в течение года стоимость урана будет продолжать расти.

Оrano S. A. – крупная международная французская промышленная компания, лидер атомной промышленности Франции. Переименование было произведено после того, как Areva оказалась на грани банкротства. При этом юридическое лицо Areva S.A. было сохранено.

Нигер – седьмой по величине производитель урана в мире и второй в Африке (после Намибии), и на его территории расположены месторождения самых высокосортных урановых руд на всем континенте. Более 55% приходится на шахтную добычу, остальное добывается карьерным способом. В 2022 г. на Нигер пришлось почти пять процентов от мировой добычи урана, однако поставки из этого западноафриканского государства покрывали примерно 15% потребностей Франции и около пятой части всего Евросоюза.

Orano работала в Нигере на протяжении полувека. Ее дочерние компании совместно с местным правительством занимались разработкой трех месторождений. В настоящий момент добыча ведется всего на одном, расположенном неподалеку от города Арлит в центральной части страны. В 2022 г. было произведено 2020 тонн урана.

Почти 75 процентов всей электроэнергии во Франции обеспечивают атомные электростанции (АЭС), и прекращение поставок из Нигера ключевого источника сырья для ядерного топлива напрямую повлияет на энергетическую безопасность страны.

Нигер является одной из ведущих стран экспортеров урана не только во Францию, но и в целом в ЕС. Только в 2021 году, по данным Европейского агентства по снабжению Евратома (ESA), страна обеспечила почти четверть импорта в Европейский союз. Следом идут Казахстан (23%) и Россия (20%).

Помимо французских, урановыми рудниками в Нигере владеют китайские и испанские компании.

Крупнейшая нигерская открытая урановая шахта Somair должна эксплуатироваться до 2040 г. Нигер, получивший независимость в 1960 г., в прошлом был “заморской территорией Франции”. Французские геологи, осуществлявшие поиск меди в 1957 г. на территории центральных провинций Нигера Агадес и Тахуа, обнаружили месторождения ураносодержащих руд.

После получения независимости Ниамей сохранил тесные связи с Парижем, в том числе в области урановой промышленности, добыча которого фактически стартовала в 1971 году. Позднее запасы урановой руды были обнаружены и на юге Нигера.

Сейчас фактически разворачивается неоколониальная война за урановые ресурсы Африки.

Во Франции функционируют 58 реакторов, которые в совокупности производят более 400 млрд. кВт/ч ежегодно, или более 75% от всей вырабатываемой электроэнергии. Отрасль обеспечивает менее высокие цены на электроэнергию для внутренних потребителей по сравнению со многими европейскими странами.

Помимо удовлетворения внутреннего спроса, вырабатываемая на французских АЭС электроэнергия экспортируется в соседние Италию, Швейцарию, Бельгию, Великобританию и Испанию. Объемы выручки достигают 3 млрд. евро ежегодно, что делает Францию мировым лидером по экспорту электроэнергии и способствует укреплению политических позиций на Европейском континенте. Эксплуатацию АЭС осуществляет Electricite de France.

Значение африканского сырья для Франции велико, но не является определяющим. При текущем уровне потребления в 10 500 тонн (второе место в мире после США) в год на Нигер приходится от 35 до 40% поставок в разные годы, еще около 45% поставок удовлетворяются за счет канадского сырья, остальная часть приходит из Казахстана, Австралии и других стран. Основной объем урана расходуется на АЭС. Военная сфера потребляет незначительное количество ядерного топлива: его используют только атомные подводные лодки, которых в составе ВМС Франции 10. Перспективным в Нигере считается проект Imouraren, расположенный в 160 км к северу от Агадеса. В 2009 г. Areva получила лицензию на эксплуатацию месторождения. Согласно заявленным прогнозам, проект позволит производить более 5 тыс. тонн урана ежегодно в течение 25 лет. Себестоимость производства урана в Нигере оценивается неоднозначно, от $34 до $50 за 1 кг. Такие цифры считаются приемлемым уровнем рентабельности.

В начале 1970-х годов французы платили властям Нигера около 1 млрд. франков КФА (примерно $0,45 млрд.) в год в качестве платы за использование недр страны. По одной из версий, попытки президента Нигера Амани Диори пересмотреть ценовую политику, навязанную Парижем, явились реальной причиной его свержения в результате военного переворота в 1974 г.

В нулевых годах механизм ценообразования стал строиться по другим принципам. Цена составляла примерно 30 евро за 1 кг. В 2007 г., когда рыночная стоимость урана превысила 150 евро за 1 кг, по инициативе Ниамея размер платы был увеличен почти до 60 евро за 1 кг. В настоящий момент, по данным World Nuclear Association, размер платы составляет 145 евро за 1 кг, что было согласовано между двумя сторонами в 2012 г.

По соглашению Areva и правительства Нигера от 2001 г. вся информация относительно любых форм аудита добывающих предприятий является строго конфиденциальной.

В 2007 г. в мире наблюдался беспрецедентный скачок цен на уран, которые превысили $200 за 1 кг. В связи с этим Ниамей принял комплекс мер с целью привлечения иностранных инвесторов в развитие сектора.

Сейчас Нигер не дает вывозить за границу уран с месторождений французской Orano на севере страны.

А тем временем Франция объявила “ядерный ренессанс”: запланировано строительство 6 новых реакторов с 2028 г. Сейчас производство атомной энергии в стране находится на 30-летнем минимуме. Отключены 35 из 56 имеющихся реакторов АЭС из-за проблем с коррозией и трещинами трубопроводов в системах охлаждения. (Герман Плиев, Energyland.info/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий