Способность предотвращать каскадные отказы должна стать ключевым компонентом построения новой системы защиты национальной инфраструктуры.

Георгий Зубко, эксзаместитель генерального директора аэропорта “Борисполь” по коммерческой деятельности и стратегическому развитию:

И вероятность, что осенью украинцы зайдут на второй круг блекаута, очень высока. Однако с учетом опыта и опыта европейских стран нам должно быть легче принимать эти вызовы. Для стабильного и безопасного существования общество должно иметь надежный доступ к широкому спектру продуктов, технологий, услуг, физических и виртуальных объектов, сетей и систем.

Предыдущая зима показала, что длительное отключение электроэнергии вызывает немало неудобств и существенно ухудшает качество повседневной жизни. Вот почему защита критической инфраструктуры во время войны чрезвычайно важна.

Государство отчиталось о готовности к зиме около 84% теплосетей, 78% центральных теплопунктов, более 80% жилых домов, 86% школ, детсадов и больниц, более 15 тыс. котельных. Ежедневно Вооруженные силы Украины и государственные органы прилагают большие усилия по защите критической инфраструктуры от атак врага.

Зимой именно объекты энергетической инфраструктуры стали главной целью страны-террориста. С начала Великой войны зафиксировано более 260 таких атак.

Критическая инфраструктура обеспечивает важные функции государства. К ней относятся здания, мосты, дороги, оборудование и услуги, образующие целостные системы, включая системы военного, экономического и государственного управления.

Секторы инфраструктуры взаимосвязаны. Атака на отдельный объект сети повлияет на другие объекты и сети. Степень взаимозависимости между обороной и инфраструктурой высока и сложна. Даже когда есть надежные средства защиты, наша страна не остров. Необходимо сотрудничать со странами-партнерами, обмениваться информацией и координировать действия для лучшего противодействия угрозам.

Важно оценить и понять уязвимость взаимосвязанных сетей в случае стихийных бедствий и вражеских атак, приводящих к каскадным сбоям или отказам.

Уничтожение или повреждение даже одного объекта, являющегося частью критической инфраструктуры, может иметь трагические последствия. Например, теракт на Каховской ГЭС, повлекший человеческие жертвы и техногенную катастрофу, будет долго напоминать о себе из-за глубоких связей станции с другими системами.

Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция строят свою политику в поддержке важных общественных функций, а не на отдельных объектах инфраструктуры. Такой подход отличается от базовой Европейской программы защиты критической инфраструктуры, но подходы северных стран Европы в этом вопросе более целостны.

На первый план выходят вопросы связи между отказом инфраструктуры, социальной уязвимостью и минимальным предложением услуг, а также вопросы ответственности за обеспечение минимального объема функций.

Ключевая идея этого подхода состоит в том, что базовые потребности общества покрываются критическими функциями, зависящими от объектов инфраструктуры. Их критичность оценивается по надежности, альтернативам и взаимосвязанности. Это позволяет значительно ограничить масштабы критической инфраструктуры, поскольку каждая часть этой инфраструктуры обязательно считается критической.

Операторы инфраструктуры должны стремиться к укреплению своей способности предотвращать, защищать, реагировать, противостоять, смягчать, поглощать, приспосабливаться и возобновляться после инцидентов, которые могут нарушить предоставление базовых услуг.

Опыт российского вторжения показал ЕС необходимость учитывать при планировании защиты инфраструктуры от техногенных рисков, террористических угроз и военных действий способность сохранять предоставление основных услуг.

Для этого могут применяться меры по физической безопасности, пункты наблюдения и контроля доступа, резервные каналы и поставщики, выделенные линии водоснабжения, альтернативные источники электропитания и связи.

Кроме того, планы реагирования на чрезвычайные ситуации и тренировки могут смягчить последствия катастроф, а развитые системы резервирования и резервного копирования данных помогут быстро восстановиться в случае атаки или катастрофы.

Обмен данными между организациями – ключ для разработки комплексных решений по противодействию угрозам. Кто хоть раз видел, как проходят ежегодные учения аварийно-спасательных служб аэропорта “Борисполь”, когда взаимодействуют все внутренние службы вместе с внешними службами и органами местного самоуправления как единственная слаженная система, понимает о чем речь.

Универсального решения для всех возможных рисков во время военных действий не существует, поэтому защитные средства и меры должны быть экономически целесообразными и соответствовать уровню реальных угроз. Важно надлежащее планирование еще на этапе строительства критической инфраструктуры, включающей возможность реагирования на различные сценарии на случай чрезвычайных или вызовов безопасности.

Наша критическая инфраструктура требует не просто защиты, а нового взгляда на безопасность, учитывающую широкий спектр угроз и обеспечивающую защиту на всех уровнях функционирования. Важным компонентом является многоуровневое планирование, привлекающее участников на национальном, региональном и местном уровнях.

Способность предотвращать каскадные отказы и кризисы должна стать ключевым компонентом построения новой системы защиты национальной критической инфраструктуры, обеспечения ее высокой устойчивости и живучести. У Украины есть все предпосылки, чтобы стать мировым лидером в этом и в будущем будет учить другие страны, как строить собственные системы защиты критической инфраструктуры. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий