Как энергосистема готова к зиме в условиях войны?

Колонка для «Экономической правды» Виктора Куртева, владельца и СЕО Metropoliya Group, директора программ по энергетике и устойчивому развитию КШГУ им. Сергея Нижнего:

В прошлом осенне-зимнем периоде энергосистема Украины потерпела наибольшие удары по критической инфраструктуре. Эта запроектная угроза определяла всю повестку в энергетике. Мы выстояли, но понимаем, каких титанических усилий нам это стоило.

Казалось бы, такой экзистенциальный вызов должен был заставить руководителей энергетической отрасли Украины эффективно использовать прошедшие 7 месяцев для подготовки к осенне-зимнему периоду 2023/2024, но, как всегда, зима пришла врасплох.

Так что неизменным остается и стратегический план прохождения зимы – надежда, что холодно не будет и все рассосется как-то само собой.

В этом году к холодам мы подходим достаточно “раздетыми”. А впереди у нас не только холодные дни, но и кровожадный враг, который с нетерпением ждет их. Я думаю, ни у кого не возникает сомнений, что они попытаются погрузить нас во тьму еще раз.

Атомная генерация

Установлена мощность атомных электростанций (АЭС) Украины 13850 МВт, всего это 15 атомных блоков.

С 4 марта 2022 г. Запорожская АЭС (6000 МВт, 6 блоков) под оккупацией. На контролируемой территории Украины остаются 9 атомных блоков в составе трех АЭС – Ровенской, Хмельницкой и Южноукраинской.

На сегодняшний день в работе 8 из 9 атомных блоков, еще 1 блок (2-й блок Хмельницкой АЭС) после 20 ноября должен быть выведен из ремонта и введен в эксплуатацию.

Ядерным топливом они снабжены, согласно прогнозу, всю зиму эти 9 блоков должны работать. С учетом проблем с турбиной на ХАЭС потенциально в строю будем иметь 7705 МВт.

Но пока мы не можем оценить качество ремонтной кампании, проведенной в этом году НАЭК “Энергоатом”. Учитывая коррупционные практики и долги подрядчикам, я прогнозирую повышенную аварийность атомных блоков этой зимой, то есть в строю будет меньше.

Гидрогенерация

Сразу после полномасштабного вторжения Каховская гидроэлектростанция (ГЭС) с установленной мощностью 335 МВт была оккупирована, а 6 июня 2023 вообще подорвана оккупантами.

Отдельно необходимо отметить, что Каховская ГЭС – это последняя (нижняя) ступенька Днепровского каскада ГЭС/ГАЭС. В результате уничтожения дамбы мы потеряли дополнительно около 500 МВт мощности на каскаде выше по течению. Естественно, что в текущем году производство электроэнергии на украинских ГЭС/ГАЭС существенно сократилось.

Кроме того, отметки во всех водохранилищах ПАО “Укргидроэнерго” ниже, чем были в прошлом году в этот период. Это связано с необходимостью избыточной генерации ГЭС/ГАЭС в летний период 2023 для проведения ремонтной кампании других генераций.

Пока Днепровский каскад ГЭС/ГАЭС уже работает на притоковых расходах с постепенным экономным срабатыванием основных водохранилищ. Такой режим работы уменьшает общий аварийный резерв в энергосистеме Украины.

Для выполнения своего прогнозного баланса ПАО “Укргидроэнерго” планирует более глубокое износ Кременчугского водохранилища (до отметки 77,5 м по состоянию на 1 января 2024 г.).

В техническом плане все ГЭС/ГАЭС Днепровского и Днестровского каскадов готовы к зиме, потенциально это 3750 МВт установленной мощности, при этом ГЭС для использования длительно 2000 МВт, кратковременно 2600 МВт, а ГАЭС 1453 МВт.

Тепловая (угольная и газовая) генерация

С самого начала активной фазы войны большое количество тепловых электростанций осталось на оккупированной территории, в том числе большие: Запорожская ТЭС (2850 МВт), Луганская ТЭС (1450 МВт), Углегорская ТЭС (3600 МВт). В зоне обстрела находятся Кураховская ТЭС (1527 МВт) и Славянская ТЭС (800 МВт).

Кроме того, на контролируемой территории Украины в результате российских ракетных атак были повреждены ТЭС/ТЭЦ с общей установленной мощностью 1600 МВт.

На сегодняшний день общий объем запасов угля на складах ТЭС – около 1,2 млн. тонн, а дефицит составляет 600 тыс. тонн. При этом за октябрь 2023 года запасы не увеличились, а уменьшились на 110 тыс. тонн.

В последующие месяцы поставка угля на склады ТЭС ожидается в объеме до 1 млн. тонн в месяц (при задекларированных 1,1 млн. тонн) и, учитывая динамику срабатывания угля, его общий дефицит за зиму составит 1,5 млн. тонн.

Можно сказать, что угольная компонента подготовки к зиме завалена, но следует при этом учитывать, что этот дефицит угля распределен неравномерно, потому что общий уровень менеджмента ДТЭК оказался выше, чем у государственного ПАО “Центрэнерго”. В итоге 3-4 тепловым блокам ТЭС вместо угля придется сжигать газ, экономически нецелесообразный и порождать дополнительные убытки в тепловой генерации.

С газом у нас ситуация сильно лучше – общий объем газа в ПХГ Украины на сегодняшний день составляет 16 млрд. куб. м., это больше средневзвешенных запасов за последние годы и на 1,6 млрд. куб. м больше прогнозного баланса на ноябрь 2023 г.

Впервые за многие годы мы имеем рост (а не уменьшение) добычи газа. Например, Группа “Нафтогаз”, несмотря на войну, нарастила в этом году добычу газа на 7% (с начала года ГП “Укргаздобыча” ввело в эксплуатацию 58 новых газовых скважин с суммарным среднесуточным дебетом 5,3 млн. куб. м).

Учитывая общее уменьшение потребления газа в военное время, даже учитывая необходимость сжигания дополнительного газа на потребности электрогенерации, этой зимой мы имеем все шансы впервые обойтись без импортного газа вообще.

На сегодняшний день в работе находятся 15 блоков ТЭС и ТЭЦ, при этом два угольных блока ТЭС уже работают на газе (из-за отсутствия угля).

В настоящее время практически все поврежденные обстрелами блоки отремонтированы или практически отремонтированы. Исключением является 1 блок на Бурштынский ТЭС (200 МВт) и 1 блок на Добротворской ТЭС (150 МВт), там критические повреждения.

Отдельно отмечу положительный пример КП “Киевтеплоэнерго”, которое стахановскими темпами ремонтирует блоки, поврежденные российскими ракетными ударами, и досрочно в ноябре 2023 г. введет в эксплуатацию 3-й блок Киевской ТЭЦ-5 (250 МВт), а в декабре 2023 г. – 2-й блок Киевской ТЭЦ-6 (250 МВт).

Эти мощности критичны для энергообеспечения Киева, поскольку при большом дефиците “внутри” существующие автотрансформаторные связи киевского кольца 330 кВ не позволили бы обеспечить столицу от энергосистемы “снаружи”.

Есть, конечно, негативные примеры дезорганизации, которые я даже не хочу называть. Благодаря этому, а также благодаря большим долгам на балансирующем рынке, создающим дефицит денег в тепловой генерации, долги перед подрядчиками, снижающими качество ремонтов, в ближайшую зиму неизбежна высокая аварийность “отремонтированных” блоков ТЭС и ТЭЦ.

Учитывая все вышесказанное, по моей оценке, потенциально в строю этой зимы мы будем иметь 6280 МВт ТЭС Генкомпаний, 920 МВт блочные ТЭЦ, 650 МВт малых ТЭЦ, суммарно около 7850 МВт.

Возобновляемая генерация

После полномасштабного вторжения на оккупированной территории осталось 2/3 ветроэлектростанций (ВЭС) и более 500 МВт солнечных электростанций (СЭС) Украины. Пока почти все эти ВЭС частично повреждены и не работают, часть СЭС разрушена, но большинство этих СЭС работают параллельно с российской энергосистемой (в российской синхронной зоне), то есть не в Украине.

На контролируемой территории Украины находится: СЭС – около 5500 МВт, ВЭС – около 543 МВт и еще около 300 МВт миниГЭС, биоТЭС и других.

Преимущественно это генерация стохастической природы, зависящая от погоды, с низкими коэффициентами использования мощности (для ВЭС – 35-38%, для СЭС – 14-16%), но в солнечный и ветреный день (не пик) можно рассчитывать на 2500 МВт.

Общий баланс энергосистемы и импорт

Прогнозный максимум потребления в период ОЗУ 2023/2024 ожидается на уровне 17500 МВт, в то время как гарантированное покрытие генерации (с учетом аварийности и других факторов) оценивается на уровне 16000 МВт. Таким образом, потенциальный дефицит мощности может достигнуть 1,5 ГВт.

Согласованный на сегодняшний день внешний интерфейс составляет 1200 МВт (с перспективой увеличения до 1700 МВт), которые мы можем в случае чего импортировать.

Все вышеперечисленное говорит о том, что в ОЗУ 2023-2024 гг. энергосистема входит без запаса прочности. Даже без ракетных ударов, при длительных низких температурах будет происходить отключение потребителей для балансировки энергосистемы.

Запроектные угрозы

Первый удар по энергетике произошел 11 сентября 2022, когда россиянам понадобилась “ответка” в информационном пространстве за прорыв ВСУ на Харьковском направлении.

Начиная с 10 октября 2022 г. враг начал комплексные ракетные атаки энергетической (и другой критической) инфраструктуры Украины.

Самая критическая комплексная ракетно-дронная атака врага произошла 23 ноября. В этот день, после очень “удачных” ударов по пристанционным узлам Трипольской и Ладыжинской ТЭС, в энергосистеме Украины произошло каскадное износ противоаварийной автоматики, мы потеряли более 11 000 МВт мощности в течение нескольких минут, энергосистема поделилась на сбалансированные энергорайоны, мы аварийно от энергосистемы ЕС, наступил почти блекаут.

Героическими усилиями диспетчеры НЭК “Укрэнерго” собрали систему вместе и синхронизировались с ЕС за половину суток, а в течение следующих трех суток мы тяжело набирали мощность.

Тогда казалось, что следующие один-два удара приведут к полному блекауту, гуманитарной катастрофе и началу мирных переговоров на невыгодных для Украины условиях. В этом-то и был замысел россиян.

Но нет, лучшие сыновья Украины, на горизонтальных связях (без участия Минэнерго), объединили усилия и в течение недели внедрили комплекс оперативно-диспетчерских мероприятий под кодовым названием “алгоритм превентивной разгрузки”.

Благодаря этому алгоритму все последующие массированные атаки (5 декабря, 16 декабря, 29 декабря, 31 декабря, 14 января, 26 января, 10 февраля, 16 февраля, 9 марта) не добились ничего. Энергосистема Украины не теряла целостность и не теряла связей с ЕС, а набор мощности системой проходил через 2-3 часа после падения последней ракеты.

Понятно, что самым опасным фактором для энергосистемы Украины этой зимой снова станут российские ракетные удары.

Понятно также, что мы продолжим использовать в энергосистеме превентивную разгрузку.

Но за прошедшую зиму, кроме поврежденной генерации, о которой я писал выше, на магистральных подстанциях НЭК “Укрэнерго” было разрушено около 60 автотрансформаторов. Это многое. И учитывая специфику поврежденного оборудования отремонтировать все за 7 месяцев было невозможно (сроки поставки автотрансформаторов с учетом военной логистики 9-12 месяцев).

Учитывая все факторы, я оцениваю “прочность” энергосистемы на уровне 70% прошлого года!

Вместо послесловия

Перечитываю свою колонку годичной давности по поводу готовности к зиме. Почти все сбылось. Мы устояли. Но не благодаря, а вопреки.

Все комплексы мер, не требовавших больших затрат, на волонтерских началах (без участия Министерства энергетики и других органов власти) были выполнены. У нас есть многосценарный план реагирования на угрозы, функционирует Штаб 24/7, обеспечена постоянная коммуникация с ГУР Минобороны, построена система раннего предупреждения ударов.

А что власть?

Власти завалили угольную компоненту подготовки к зиме, власти не разрешили кризис неплатежей на энергорынке (общий долг более 120 млрд. грн., в том числе долг без источника покрытия – 60 млрд. грн.), что негативно повлияло на способность субъектов электроэнергетики выполнить ремонтную кампанию в этом году, прямым следствием чего будет повышенная аварийность

А еще, под соусом необходимости защиты подстанций от ракетных ударов, власти втянули нас в новое “Большое строительство” железобетонных сооружений на подстанциях НЭК “Укрэнерго” на миллиарды долларов.

Несмотря на все, и эту зиму мы пройдем.

Да, у нас будут ограничения в электроснабжении, графики отключений, определенные неудобства. Нам снова придется “сбивать ракеты трансформаторами”…

Но наступит снова весна, а за ней наша победа… (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий