Как Украина выполняет обязательства по реформам на энергетическом рынке, от которых зависит вступление в ЕС?
Ярослав Демченков, заместитель министра энергетики Украины по европейской интеграции, заместитель председателя Комитета устойчивой энергетики Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН/UNECE):
Несмотря массированный российский террор, украинская энергосистема выстояла сама и обеспечила выживание национальной экономики.
Это отметили в Брюсселе в документах Пакета расширения, где рекомендовали начать с Украиной переговоры о членстве в ЕС.
8 ноября 2023 г. стало очередным историческим событием в отношениях Украины и Европейского Союза. Еврокомиссия, главный исполнительный орган ЕС, обнародовала доклад, в котором положительно оценила достигнутый Украиной прогресс в выполнении рекомендаций и предложила членам Союза начать с нашим государством переговоры о расширении.
Энергетика будет охватываться Главой 15 переговорного процесса, причем внимание будет уделяться, прежде всего, обеспечению конкурентоспособности, энергетической безопасности и защиты окружающей среды.
Вместе с тем, Еврокомиссия дала оценку приближению нашего законодательства по всем главам права Европейского Союза. Раздел энергетики получил одну из самых высоких оценок – 4 из 5 (good level of preparation). Отражена и роль национального энергетического сектора, устойчивость которого помогла поддержать экономику государства.
Напомню, что из-за массированных российских атак ракетами и дронами было потеряно около 50% всей энергосистемы, включая объекты генерации и передачи (также уже 20 месяцев остается оккупированной Запорожская АЭС с ее 6 ГВт мощности).
Энергетическое законодательство – где следующая станция назначения
Еврокомиссия отметила принятие Национальной энергетической стратегии до 2050 г. (из соображений безопасности документ пока существует в режиме “для служебного использования”).
Этот документ учитывает нашу цель приобрести членство в Европейском Союзе, а затем и закладывает видение декарбонизации энергетического сектора в следующие 30 лет, согласно планам в рамках Европейского зеленого курса.
Еще один документ стратегического характера – Национальный энергетический и климатический план (NECP). Такие документы принимаются всеми странами членов Европейского Союза для достижения целей Энергетического Союза в рамках пакета Чистая энергетика для всех европейцев, в частности, Регламента ЕС № 2018/1999 об управлении Энергетическим Союзом.
Во время председательства Украины в прошлом году в Энергетическом сообществе, Минсовет согласил решение принять Регламент №2018/1999, адаптированный к реалии Договаривающихся сторон. В свои доклады Еврокомиссия подчеркнула, что NECP должна стать руководящим документом для послевоенного восстановления Украины и учитывать потребность энергосистемы к повышению устойчивости, децентрализации и расширению генерации электрической энергии на базе ВИЭ.
Подготовка такого плана активно ведется, проводятся необходимые моделирования и анализ, учитываются данные, заложенные в Национальную энергетическую стратегию до 2050 г., а также проходит координация с международными партнерами и Секретариатом Энергетического Сообщества.
В работе внутреннего энергетического рынка отмечается соответствие законодательства третьему Энергетическому пакету ЕС. Это стало результатом многолетней работы государства по гармонизации украинского законодательства с европейским.
Речь идет, в частности, о завершенной сертификации независимых системных операторов в секторах газа и электроэнергии, а также проведен анбандлинг операторов систем распределения в этих секторах.
В этом году также было принято решение о сертификации оператора подземных газохранилищ Украины – АО “Укртрансгаз”, согласно европейским правилам безопасности поставки газа.
В то же время, Еврокомиссия обращает внимание на необходимость дальнейшего движения в направлении имплементации четвертого Энергетического пакета – Чистая энергия для всех европейцев. Его название говорит само за себя.
Кроме указанного выше Регламента №2018/1999, этот пакет включает в себя Директиву ЕС №2019/944 и Регламент ЕС 2019/944 о внутреннем рынке электроэнергии, Директиву ЕС №2018/2001 о возобновляемых источниках энергии и Директиву ЕС №2218/2018/2018.
Адаптация этих Директив и Регламентов закладывает базовые правовые условия для объединения Украинских энергетических рынков с рынками ЕС.
Отдельные положения уже были отражены в принятом летом законе Украины 3220-IX о восстановлении и “зеленой” трансформации энергетической системы Украины. В частности, Закон 3220-IX, среди прочего, направлен на решение вопроса накопления задолженности на рынке электрической энергии, внедрение механизма аукционов на возобновляемые источники энергии и механизма контрактов на разницу.
Нормативно-правовая база, принимаемая во исполнение Закона 3220-IX, закрепляет рыночные механизмы. Это важно для укрепления доверия и готовности частных инвесторов вкладывать средства в развитие украинской энергетики.
Во исполнение этого закона недавно Министерство энергетики вынесло на обсуждение Концепцию Государственной целевой экономической программы стимулирования развития распределенной генерации электрической энергии из возобновляемых источников энергии до 2030 г.
Принятие этой программы позволит повысить устойчивость работы энергосистемы, гибкое реагирование на спрос, декарбонизацию экономики Украины.
Для дальнейшей же имплементации четвертого Энергопакета ведется работа над подготовкой соответствующих законодательных актов, в частности, по изменениям в закон “О рынке электрической энергии”.
Этот пакет включает механизмы более активного привлечения потребителей к обеспечению эффективной работы рынка электроэнергии, стимулированию развития систем хранения электрической энергии, содействию пограничной торговле электроэнергией, интеграции возобновляемых источников энергии к рынку, повышению конкуренции на оптовом и розничном рынках, стимулированию систем распределенной энергии и дальнейшему укреплению координации между энергетическими регуляторами.
Прорывным для Украины в этом году следует отметить принятие закона, который транспонировал Регламент ЕС №1227/2011, так называемый REMIT, согласно обязательствам в рамках Энергетического Сообщества.
Этот документ направлен на усиление добродетели и прозрачности на оптовом энергетическом рынке и является важной составляющей общей дорожной карты с Еврокомиссией по интеграции наших энергетических рынков.
Есть положительные результаты и в отношении реформ, связанных управлением энергетических объектов. В частности, продолжается корпоратизация “Энергоатома”, утвержден состав наблюдательного совета Оператора ГТС.
Наряду с достижениями Еврокомиссия отмечает и необходимость прогресса в имплементации Директивы 2009/119/ЕС по минимальным запасам сырой нефти и нефтепродуктов. Необходимый законопроект (№9024-д) в августе Верховная Рада приняла за основу. Ожидаем его принятия во втором чтении. Есть также соответствующий список подзаконных актов, которые будут разработаны.
Еврокомиссия обращает внимание и на болезненные темы, связанные с влиянием ПСО на энергетический рынок. Дальнейшее движение здесь должно быть направлено на развитие более устойчивых решений, одновременно направленных на обеспечение энергетической бедности и защиту уязвимых потребителей.
Впереди Украину ждет немало работы и не только евроинтеграционной – в частности, необходимо справедливое завершение войны и воплощение формулы мира, которые сделали бы невозможным повторение таких агрессий в будущем.
Законодательство ЕС также активно развивается, сейчас завершается работа над фактически пятым энергопакетом, который направлен на повышение независимости от импорта энергоносителей, увеличение доли возобновляемых и углеродно-нейтральных источников энергии, стимулирование развития новых видов чистой энергии, в частности, зеленого водорода.
Новые изменения к модели рынка ЕС, напрямую связанные с российской агрессией, направлены на укрепление рыночных механизмов, которые придавали бы инвесторам уверенность в долгосрочных инвестициях, следовательно, нивелировали бы колебания цен на электроэнергию для потребителей.
Однако доклад Еврокомиссии подтвердил, что, несмотря на сложные условия, Украина находится на правильном треке. В частности, в сфере энергетики. Также внедрение указанных в докладе рекомендации координируется с текущей работой в рамках наработки “Плана Украина” по восстановлению и модернизации, в которой энергетика играет немаловажную роль.
Следует также упомянуть, что недавно Минэнерго в сотрудничестве с другими органами власти провело внутренний аудит приближения национального законодательства к европейскому в сфере энергетики.
Имеем на руках все сравнительные таблицы по директивам и регламентам, а также предложения по необходимым шагам для их дальнейшей имплементации. Эти наработки должны стать частью украинской Национальной программы адаптации законодательства к праву ЕС (EU acquis), над которой идет работа.
Уверен, что, объединяя усилия законодательной и исполнительной ветвей власти, гражданского общества и международных партнеров, за несколько лет мы, наконец, дойдем до того момента, когда говоря об украинских энергетических рынках их будут рассматривать как неотъемлемую составляющую внутреннего энергетического рынка Евросоюза. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)