Почему за год в Украине практически не создали новых маневровых мощностей, и по какому пути нужно двигаться для создания децентрализованной энергосистемы.

Андрей Жупанин, народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, глава межфракционного депутатского объединения “Объединенные ради восстановления – United for Recovery”:

“Мы ставим своей целью стать лидером в трансформации нашей энергетики […]. Мы станем лидером в построении современной “зеленой” энергетики. Это позволит нам создать децентрализованную энергосистему […]”, – заявлял президент Украины Владимир Зеленский в обращении к украинскому парламенту 28 декабря 2022 г.

Казалось бы, что после таких слов президента государственная машина должна приложить все возможные усилия для достижения озвученной цели. Однако уже сейчас можно утверждать, что за первый год трансформации украинской энергетики стоит оценка “неудовлетворительно”.

Итоги первого года энергетической трансформации

Понять, что изменилось в украинской энергетической системе, можно проанализировав несколько основных параметров: структуру производства электрической энергии, структуру новых мощностей генерирующих установок и уровень расчетов на различных сегментах рынка электрической энергии.

Что касается структуры производства, то в 2023 г. она не претерпела значительных изменений. По-прежнему более половины электроэнергии в стране продолжает производить атомная генерация, а теплоэлектростанции уверенно занимают второе место.

Так же, как и до войны, около 17% всей электроэнергии производится из возобновляемых источников (гидроэлектростанции, СЭС, ВЭС, биомасса и биогаз). Оккупация крупнейшей атомной электростанции Европы (ЗАЭС) могла бы изменить структуру производства электроэнергии, однако этого не произошло из-за потери крупных промышленных потребителей электроэнергии и сокращения потребления электроэнергии в целом.

Единственное существенное изменение за последнее время – переход теплоэлектростанций с использования угля на природный газ и мазут, что связано в первую очередь с серьезным усложнением добычи угля в стране и трудностями с его доставкой из-за рубежа.

Что касается новых объектов генерации, введенных в эксплуатацию за последние 11 месяцев, то ситуация плачевна. Почти через год в стране было добавлено в сеть только 200 МВт новой генерирующей мощности (без учета СЭС домохозяйств), что выглядит как математическая погрешность на фоне 4500 МВт дефицита генерирующей мощности, зафиксированного 30 января 2023 г.

Большая часть нового поколения (107 МВт) – это ветровые электростанции, а почти половина (91 МВт) – СЭС. Последние не сильно помогут нам пережить очередную сложную зиму, чего нельзя сказать о газотурбинных и газопоршневых электростанциях, которые способны быстро генерировать электроэнергию, сжигая природный газ, и работа которых никак не зависит от погоды.

И хотя все понимают преимущества газотурбинной и газопоршневой генерации, за год было введено всего 1 МВт этого вида мощности. Могли бы ввести на 28 МВт больше, но “Энергоатом” так и не смог за год запустить в работу газовую установку, подаренную правительством США.

Говоря об уровне расчетов на рынке электрической энергии, хочется назвать его “рынком электрических долгов”, где все задолжали всем. К примеру, по состоянию на ноябрь 2023 г., участники рынка должны “Укрэнерго” около 60 млрд. грн.

В свою очередь “Укрэнерго” задолжает им 50 млрд. грн., из которых 31 миллиард – перед “Гарантированным покупателем” для расчетов последнего с производителями электроэнергии по “зеленому” тарифу.

Долги существовали и к концу 2022 г., однако динамика их роста в 2023 г. просто потрясающая:

– почти в 2 раза (с 12 до 21 миллиарда грн.) вырос долг участников рынка за услугу по передаче электроэнергии перед “Укрэнерго”;

– почти в 3 раза (с 10,8 до 31 миллиарда грн.) вырос долг “Укрэнерго” перед “Гарантированным покупателем” за электроэнергию произведенную “зелеными” электростанциями;

– почти в 34 раза (с 364 миллионов до 12,4 миллиарда грн.) вырос долг поставщиков универсальных услуг (облэнерго, которые поставляют электроэнергию населению и малому бизнесу) по уплате тарифа на передачу перед “Укрэнерго”;

– в 1,5 раза (20 до 30 миллиардов грн.) вырос долг участников рынка перед “Укрэнерго” на балансирующем рынке.

И хотя может казаться, что долги не имеют значительного отношения к энергетической децентрализации, это не так. Любой инвестор, думая об инвестициях, кратных миллионам или десяткам миллионов долларов, рассчитывает модель возврата вложенных средств.

В условиях долгов “всех перед всеми” эту модель рассчитать практически невозможно. Кроме того, честный инвестор не сможет и не захочет конкурировать на рынке с игроками, которые позволяют себе не платить своим контрагентам за предоставленные услуги или отпущенную электрическую энергию, чем получают определенное конкурентное преимущество по сравнению с добросовестными игроками.

В сухом остатке 2023 г. не приблизил Украину ни на шаг ближе к вожделенной энергетической децентрализации. Напротив, кроме уменьшения общей устойчивости, вызванной регулярными обстрелами прошлой зимой, энергосистема обросла дополнительными долгами, не урегулировав которые сложно говорить о перспективах будущего развития.

Светом в конце тоннеля за целый год стало принятие Верховной Радой Украины законов №3141-IX (“РЕМИТ”) и 3220-IX (“зеленая трансформация”). Оба закона могут заложить фундамент для сдвигов в 2024 г., однако одних только законов недостаточно.

Задание для второго года энергетической трансформации

Для заметных сдвигов в направлении достижения цели энергетической децентрализации, а также для решения проблемы дефицита электроэнергии государство, по моему мнению, должно сфокусироваться на трех составляющих:

  1. остановка наращивания долгов между участниками рынка,
  2. стимулирование строительства нового поколения, и

– стимулирование сокращения потребления электроэнергии из общей сети

Остановка наращивания долгов между участниками рынка.

К сожалению, долги выросли до таких масштабов, когда уже не существует единого решения, которое может решить эту проблему раз и навсегда. Первоочередной задачей является остановка процесса наращивания долгов, выяснение и ликвидация причин, приведших к их возникновению.

Во-первых, речь идет о запрещении отключений от электропитания целого ряда потребителей. Эта проблема существовала и до войны, но сейчас она приобрела просто невероятные масштабы. По данным “Укрэнерго”, сегодня насчитывается более 5000 потребителей электроэнергии, которым запрещено отключать поставки электроэнергии даже при отсутствии каких-либо платежей с их стороны.

В основном, это государственные и коммунальные предприятия, часть которых являются объектами критической инфраструктуры (например, водоканалы). За последний год долг этих предприятий перед “Укрэнерго” на балансирующем рынке вырос более чем в 3 раза – с 3 миллиардов до 10 млрд. грн.

Углубил проблему неплатежей за электроэнергию приказ Минэнерго от 13.04.2022 №148, который предоставлял право областным военным администрациям самостоятельно определять предприятия в соответствующем регионе, которые были запрещены отключать от энергоснабжения.

Преследуя благородную цель на момент его принятия, этот приказ частично служил индульгенцией для недобросовестных участников рынка и позволил им не выполнять свои обязательства.

Наконец, осознав всю опасность приказа №148, Министерство энергетики отменило его 6 декабря. Жаль, что такое решение было принято, только когда применение подзаконного акта привело к формированию значительных долгов.

Во-вторых, в период значительного дефицита средств необходимо не допускать необоснованных и безосновательных расходов. Речь идет о выплате средств по “зеленому” тарифу для “зеленых” электростанций, которые находятся на оккупированных территориях и не синхронизированы с контролируемой Украиной энергосетью.

При молчаливом согласии и бездействии со стороны Министерства энергетики Украины, только за период с июля 2022 по май 2023 г. владельцы таких СЭС получили более 1 миллиарда грн. за электроэнергию, которая была потреблена на временно оккупированных территориях.

В третьих, нужно прекратить практику любых неконкурентных преференций для любых участников рынка. Показательным примером тому может служить многолетний запрет на банкротство государственных шахт.

К сожалению, следствием такого не конкурентного преимущества не стал заявленный рост добычи угля; следствием стал долг угледобывающих предприятий перед своими поставщиками электроэнергии, что в конце цепочки создало долг перед “Укрэнерго” на балансирующем рынке в размере 3 млрд. грн.

Это лишь несколько примеров проблем, совокупно плавно превращающих рынок электроэнергии Украины в долговую яму. Чтобы сделать этот рынок привлекательным для инвестиций, государству нужно не только остановить кровотечение посредством ежемесячного наращивания долгов, но и предложить свое видение их урегулирования. К сожалению, по состоянию на конец 2023 такого понимания нет даже близко.

Стимулирование строительства нового поколения.

“Вместо старой большой электростанции на 1000 МВт мы должны создать условия для появления сотни маленьких электростанций по 10 МВт”, – убеждал Владимир Кудрицкий, директор “Укрэнерго”, в одном из своих недавних интервью. В контексте этого возникает вопрос: что строить, чтобы сделать систему более устойчивой, и какие стимулы следует внедрять?

Для ответа на этот вопрос необходимо отталкиваться от потребностей. Украине нужна маневровая генерация, которая сможет подстраховать как при обычном потреблении, так и в пиковые часы.

Также важно, чтобы это поколение могло быть небольшим и построенным довольно быстро. На мой взгляд, лучше всего на эту роль подходят газотурбинные, газопоршневые электростанции и когенерационные установки.

Учитывая особенности выработки электроэнергии ветровыми и солнечными электростанциями, их установка поможет только при наличии промышленных накопителей энергии.

Развитие газотурбинной и газопоршневой генерации станет возможным при отсутствии долгов на рынке вспомогательных услуг (недавно были полностью погашены благодаря усилиям “Укрэнерго”) и уверенности инвестора, что он сможет в адекватный срок вернуть свои инвестиции.

Привлечь кредитные средства иностранцев под эти проекты поможет заключение долгосрочных контрактов по модели аукционов, где предложивший наилучшие условия производитель гарантированно продает государству произведенные объемы электроэнергии в течение срока действия договора.

Законодательный механизм, позволяющий реализовать такие мероприятия, существует с 2017 года, однако пока ни разу так и не был использован.

Стимулирование сокращения потребления электроэнергии.

Уменьшение потребления электроэнергии из общей сети означает уменьшение нагрузки на объекты генерации, что требуется в условиях дефицита электроэнергии. С начала великой войны наиболее успешным примером уменьшения потребления является пример населения, которому была предложена программа бесплатной замены ламп накаливания на энергоэффективные лампы. Важно масштабировать подобные примеры на промышленность и объекты инфраструктуры, потребляющих много электроэнергии.

Парламент уже сделал шаг, направленный на уменьшение потребления электроэнергии из сети предприятий, утвердив модель самопроизводства для активных потребителей. Эта модель позволяет потребителю установить собственное поколение (например, солнечные панели), часть производимой электроэнергии из которой покрывает собственные потребности, а избыток, – продается в сеть.

При правильном планировании и в зависимости от местоположения предприятие может таким образом частично обеспечить собственное потребление электроэнергии и дополнительно заработать на продаже излишков электроэнергии в сеть. Принятие закона было только первым шагом.

Настоящим толчком к масштабированию подобных проектов стало бы льготное кредитное финансирование. Хорошо, когда “Эпицентр” или “Новус” получают льготные кредиты по установке солнечных станций, однако такие кредиты нужны в первую очередь малому и среднему бизнесу.

Что касается объектов инфраструктуры, то в первую очередь нужно браться за водоканалы. Это одни из самых больших (электроэнергия нужна для работы очистных сооружений и насосных станций) и наименее эффективных (устаревшее оборудование) потребителей электроэнергии.

В то же время, водоканалы являются вечными заложниками проблемы тарифов на воду (вспомните только последнюю попытку НКРЭКУ повысить тариф, которая была отменена через два дня после принятия решения) и одновременно обязаны покупать электроэнергию по рыночным ценам.

Как следствие, предприятия тотально зависят от дотаций местных властей (всего город Днепр тратит на эти цели в год примерно 800 миллионов грн.) и задолжает 5.4 миллиарда грн. на балансирующем рынке.

Проблему с водоканалами можно решить, создав стимулы для строительства на их мощностях биогазовых комплексов, которые будут сжигать биогаз, производимый на очистных сооружениях водоканала и производить электрическую энергию.

В Европе подобные проекты довольно распространены, однако в Украине только Львов смог разработать проектную документацию и получить первичное финансирование от иностранных банков. И даже ограниченный опыт Львова показывает, что строительство биогазовых комплексов на водоканалах имеет огромные перспективы в Украине.

Во-первых, подобные проекты целесообразны для городов с численностью населения более 700 тысяч, которых в Украине более десятка. Во-вторых, работающий биогазовый комплекс может обеспечить 70% потребностей в электроэнергии водоканала.

Таким образом, достигается не только существенное сокращение электропотребления крупных городов, но и увеличивается безопасность снабжения электроэнергией для этих коммунальных предприятий.

Стимулировать установку биогазовых комплексов на мощностях водоканалов можно за счет сотрудничества с городскими властями и сочетания финансирования из средств государственного и местного бюджетов, или донорской помощи от международных партнеров.

Вместо выводов

8 декабря, то есть еще до начала серьезных морозов Украина на протяжении всего дня получала аварийную помощь от соседних европейских стран. В стране наблюдается острый дефицит электроэнергии и, если говорить конкретными цифрами, 8 декабря системе не хватало 590 МВт мощности (эквивалент нескольких блоков ТЭС).

В то же время не секрет ни для кого, что после этой зимы будет зима 2024/2025, а после нее зима 2025/2026 и так далее. Аварийная помощь от соседей в начале декабря свидетельствует о том, что, к величайшему сожалению, государство не подготовилось должным образом к очередной зиме в условиях войны.

Вместо того, чтобы вводить стимулы для развития нового поколения и поощрять сокращение потребления из сети, государственные мужи полгода думали как выделить 7,5 млрд. грн., якобы для восстановления поврежденных угольных теплоэлектростанций (примечательно, что даже не получив средства, ТЭС еще до начала отопительного) сезона отрапортовали об успешном окончании восстановительных работ), боролись за повышение цен на электроэнергию для населения и не сдерживали своего желания поднимать цену на электроэнергию для бизнеса.

Проблема заключается в том, что если ничего не делать, то через год или два наступит день, когда условную теплоэлектростанцию (ТЭС) или теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) уже невозможно будет восстановить после пятого или десятого попадания ракеты.

Хорошая новость в том, что у нас есть время и все инструменты для того, чтобы создать условия для нормального функционирования децентрализованной энергетической системы. Плохая новость в том, что первый год мы уже провалили. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий