Отчет Еврокомиссии свидетельствует, что, несмотря на войну, Украина имеет хороший прогресс в реализации реформ. Какие изменения нужны еще?

Алексей Чернышев, глава правления НАК “Нафтогаз Украины”:

Последний отчет Еврокомиссии высоко оценил изменения в энергетическом секторе Украины и роль, которую энергетика сыграла в восстановлении национальной экономики. Однако есть нюансы.

Целенаправленные российские атаки на критическую инфраструктуру и сама ситуация полномасштабного вторжения, продолжающаяся уже 650 дней, не достигли одной из ключевых целей кремля – обвалить национальную энергетику и погрузить Украину в коллапс.

Более того, согласно отчету Брюсселя именно устойчивость энергетической системы стала одним из драйверов экономического восстановления в 2023 г.

Выводы Еврокомиссии являются своего рода ответом разным “экспертам широкого профиля”, которые в начале прошлого отопительного сезона вместе с первыми российскими ракетами начали предсказывать энергетический кризис в стране.

Надо отдать должное, что в этом году голоса “энергоскептиков” звучат более сдержанно. Энергетические компании, среди которых и “Нафтогаз”, в свою очередь запустили видеообращение “Верьте в энергетиков”, где заверили украинцев, что и этой зимой готовы бросить вызов тьме – и снова победить ее.

Это не просто мотивирующая риторика. Время между двумя отопительными сезонами энергетики использовали для того, чтобы максимально подготовиться к зиме и новой волне российского ракетного террора.

“Нафтогаз” поставил амбициозную цель на этот сезон: пройти его без импортного газа. Поэтому весной и летом компания работала не только над усилением физической защиты газовой инфраструктуры, но и увеличением добычи и развитием рынка газа.

За месяц до начала отопительного сезона мы достигли определенного правительством объема заполнения хранилищ – 14,7 млрд. куб м. В ноябре объем газа превысил отметку в 16 млрд. куб м. У нас достаточно газа, чтобы обеспечить стабильное прохождение зимы.

Кроме того, в 2023 г. в украинские хранилища начали возвращаться нерезиденты, невзирая на боевые действия. Естественная физическая защищенность украинских газовых хранилищ плюс привлекательная тарифная политика сделали свое дело.

Когда заполненность европейских ПХГ пересекла 90%, иностранные компании снова обратили внимание на возможности Украины. Спрэд между закупкой газа по “летним” ценам и его потенциальной стоимостью зимой на рынке ЕС привел в украинские хранилища почти 50 компаний.

Среди них и крупнейшие европейские трейдеры. Конечно, Украина не рассчитывает на этот газ для прохождения ОЗУ (он не наш). Однако само наличие около 2,5 млрд. куб. м в украинских хранилищах – это показатель внешнего доверия нашей энергетической системе. И, что также важно, дополнительное давление в ПХГ.

Так что ко второму военному отопительному сезону “Нафтогаз” максимально готов. Впрочем, отчет Европейской комиссии в разделе “Энергетика” фокусируется не столько на текущих “операционных” показателях, сколько на тех системных изменениях, которые должна сделать Украина, чтобы интегрироваться в энергетический рынок ЕС.

Не потерять темп

В целом, по отчету, украинское энергетическое законодательство достигло высокого уровня синхронизации с европейским (в частности, с Третьим энергетическим пакетом).

Действительно, Украина уже несколько лет имеет уединенного оператора газотранспортной системы; уже более полутора лет наша электроэнергетическая система совмещена с континентальной ENTSO-E; в апреле 2023 г. хранилища “Укртрансгаза” были сертифицированы по новым европейским правилам.

Еще не став членом Евросоюза, мы участвуем в инициативах типа AggregateEU – европейской платформы совместных закупок газа.

Для интеграции эти условия необходимы, но недостаточны. Либерализация и прозрачность национального энергетического рынка – must have по пути евроинтеграции.

Важным шагом, который Украине предстоит сделать, является отказ от ручного регулирования тарифов. В Европейском Союзе баланс между потреблением энергоресурсов, их стоимостью и энергоэффективностью находит рынок. В Украине этим в основном занимается правительство.

Проблема неравномерности доходов и преодоление энергетической бедности в ЕС решается целевая адресная поддержка. У нас это решается возложением специальных обязанностей на компании, которые вынуждены продавать свой ресурс – будь то кубометр газа или киловатт электроэнергии – по цене значительно ниже рыночной.

Это уменьшает возможность энергетической отрасли инвестировать в развитие, с одной стороны. С другой, лишает потребителей стимула использовать ресурсы экономно и вкладываться в энергоэффективность. В результате проиграют все.

Отчет Европейской Комиссии прямо говорит об ухудшении финансового состояния украинских энергетических компаний, выполняющих ПСО, – поскольку тарифы значительно меньше уровня покрытия расходов.

В перспективе это может иметь значительные негативные последствия. Национальная энергетика будет стабильно недополучать средства и проблема либо будет переведена на государственный бюджет (т. е. все равно на конечного потребителя в виде налогов) – либо в отрасли не хватит ресурсов для модернизации, как это требуется от будущего члена ЕС.

Конечно, в условиях военного положения ПСО может быть оправдан как временная мера. Но в перспективе нужны более устоявшиеся решения для конечных потребителей энергии – например, адресная помощь.

Кстати, именно применение рыночных механизмов помогло “Нафтогазу” аккумулировать необходимые запасы газа до отопительного сезона. Весной и летом компания регулярно выходила на энергетическую биржу, покупая у частных добытчиков газ по конкурентоспособной цене.

Это стимулировало частников не консервировать добычу, а Украине дало дополнительные 700 млн. кубометров к общему резерву. Национальный экономический выигрыш рыночного подхода очевиден: у компаний есть стимул для работы, а в хранилищах – газ, приобретенный по “летней” цене внутри страны без затрат на транспортировку.

Отчет Европейской Комиссии показал, что, несмотря на войну, Украина имеет хороший прогресс на пути к членству в ЕС. Это подтвердила рекомендация национальным правительствам начинать переговоры о вступлении.

Однако марафон только начинается. Среди необходимых для членства в ЕС реформ (антикоррупция, верховенство права, деолигархизация) есть и блок, касающийся запуска полноценного рынка энергии.

Национальная энергетика уже сыграла положительную роль в стабилизации и восстановлении экономики. Но это движение в обоих направлениях. Чтобы играть роль экономического “локомотива”, энергетика сама должна функционировать на рыночных условиях. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий