Обстрелы энергосистемы есть, но ощутимо слабее прошлогодних, а подготовка к устранению их последствий очевидно сильнее. Все-таки опыт прошлой зимой сказался.
Первая половина второй военной зимы прошла гораздо лучше, чем ожидалось. Накопленные на зиму дизель-генераторы в большинстве своем простаивают, но продавать их точно не стоит. Нынешние морозы – не последние. А зима в энергетике вообще длится до середины апреля.
Обстрелы энергосистемы есть, но ощутимо слабее прошлогодних, а подготовка к устранению их последствий очевидно сильнее. Все-таки опыт прошлой зимой сказался. В результате (и к счастью) массовых отключений потребителей от энергоснабжения удается избегать. Дается это нелегко, но стараются энергетики.
Система сильно пострадала в прошлом году. Тепловые электростанции побиты ракетными ударами – нет ни одной большой ТЭС, куда не прилетело, причем несколько раз подряд. Досталось и гидроэлектростанциям. А прошлогодняя война с трансформаторами “Укрэнерго”, выбившая из строя около половины оборудования, вообще не имеет прецедентов со времен Второй мировой. К тому же, если бомбы не летают возле вашего дома, это не значит, что они нигде не летают, а энергосистема одна, для нее не имеет значения, в каком именно месте возник дефицит.
Кураховскую ТЭС под Донецком, например, недавно обстреляли в двенадцатый раз за два месяца. В сети есть видео, как на станции рвутся снаряды, и она продолжает работать двумя блоками. Наверное, многих поразили и последствия попадания дрона в ветроагрегат.
Безусловно, прошлогодние обстрелы и повреждения тоже не прошли. Аварийность восстановленного оборудования высока (люди традиционно оказались крепче). А в этом сезоне во избежание дефицита в работу вводили даже ранее законсервированные (читай – почти списанные) блоки ТЭС.
Впрочем, тока потребителям мало-мальски хватает, хотя периодически дефицит приходится покрывать не только импортом, но и аварийной помощью.
Гарантировать же отсутствие новых волн ударов не может никто, скорее наоборот – они рано или поздно будут… Обещать, что ПВО собьет все и всех, тоже невозможно… Она и так творит чудеса. Но сказок не бывает. Особенно когда с внешней поддержкой очевидны перебои.
Основную нагрузку в энергосистеме по-прежнему несут атомные станции – их доля в выработке электроэнергии колеблется от 55 до 60%. Работают все девять блоков, расположенных на неоккупированной территории. Режим предельно напряжен, и позже такой график создаст проблемы, но главное – пройти зиму.
Однако способность АЭС гасить пиковые нагрузки очень ограничена, поэтому их покрывают гидростанции и ТЭС. С водой для гидроэнергетики в этом году более или менее нормально, но на все нужды ее выработки, конечно, не хватает. Итак, “зеленый переход” – переходом, а маневрировать приходится тепловыми станциями на угле и газе.
В настоящее время на складах ТЭС осталось менее 750 тысяч тонн угля. Этого запаса до конца зимы мало – госшахты традиционно заваливают и без того скромные планы по добыче. Утешает, что цены на импортные угли сейчас упали, но вопрос логистики не снят – везти уголь сложно, долго и дорого.
Эпицентр проблем с углем – государственный “Центрэнерго”. Змиевская ТЭС в Харьковской области – в зоне обстрела даже зенитными ракетами, и туда же дольше всего везти уголь от границы. Конечно, оба факта не должны стать для Центрэнерго новостью этой зимой, но стали…
Наконец, как всегда, надежды возлагают на газ. В упомянутом “Центрэнерго” на нем собирались работать до четырех блоков из шести. А могут и все шесть – они все равно за этот газ платить не планируют.
Сейчас в ПХГ около 11,7 млрд. кубометров газа. Это даже немного больше прошлогоднего запаса. В морозы вверх поднимают около 100-120 млн. кубов ежедневно, во время потепления – 60-70 млн. Но есть нюанс… Далеко не весь он принадлежит “Нафтогазу Украины”.
Около 1,3 млрд. кубов – это газ нерезидентов, которые просто хранят его в украинских ПХГ и постепенно вывозят к себе. В начале сезона такого газа было около 2,5 млрд. кубометров, то есть половину уже вывезли. Особо рассчитывать на него не стоит, хотя при необходимости можно попытаться что-то выкупить. В Европе сегодня газ подешевел, и цены на европейских биржах колеблются в районе 360 долларов. Это не такой уж гигантский разрыв с нашими.
А еще около 2 млрд. кубометров – это газ частных компаний (включая Укрнефтебурение), который на нужды населения и компобута раньше не привлекался. Потребление же промышленности после полномасштабного вторжения значительно упало, часть газа потеряла потребителей и зависает в подземках. “Светлые идеи” изъять его по периодически возникающим “социальным ценам” – верный способ создать очень плохой прецедент и надолго подорвать перспективы газодобычи в стране.
Сам НАК это понимает и газ выкупает по ценам Украинской энергетической биржи, но, как правило, в очень скромных объемах.
В общем, конец отопительного сезона, кроме всего прочего, традиционно будет сильно зависеть от погоды. Пока она была заметно теплее нормы. Теплую зиму мы пройдем нормально, среднюю – с проблемами… Вероятность суровой – все меньше. Однако и ее с оставшимися запасами пройдем, просто будет труднее.
Кстати, недавно нам анонсировали поступление пяти газовых турбин для выработки электроэнергии. Раньше в рамках этого проекта анонсировали 47 мегаватт… Дело полезное, и не хотелось бы, чтобы с ним повторилась прошлогодняя история, когда скромную, на 1 МВт, турбинку сначала экстренно, с речами и помпой, привезли самолетом, а затем месяцами перебирали варианты, кому бы втолкнуть ее на баланс. С тем же успехом ее могли бы везти парусниками и верблюдами – на сроках ввода в эксплуатацию это никак не сказалось бы.
Вообще нужно начинать думать, что будет дальше. То, как сейчас ломаются тепловые блоки, означает, что к следующей зиме им потребуется ремонт, иначе просто не вытянут. Ремонт – это немалые деньги, которые нужно где-то брать. Пора подумать и о графике вывода АЭС на перезагрузку. Решить вопрос с организацией импорта электроэнергии, а если есть возможность, то и экспорта.
А еще разбираться с тем, чтобы строительство укрытий для трансформаторов не окончательно превратилось в сплошной распил выделенных средств (а тенденция к этому есть). Десятки миллиардов гривен стоимости этой программы для многих просто ресурс для откатов нужным людям на поставках бетона, арматуры и тому подобное. Сроки же введения самих укрытий благополучно сорвали, ой, извините, сдвинули вправо. Кто виноват? А никто.
Есть вопросы и о децентрализации энергетики. В настоящее время тепловая энергетика держится на работающих 26-28 тепловых блоках. Выведение из строя каждого – проблема. Для маневренности нужны сотни более мелких. К счастью, технологии уже есть. На местах уже закупают небольшие блоки как газовые, так и на местном сырье. Это будет происходить нескоро, но эти проекты нужно стимулировать, не превратив в бесконечную болтовню.
И когда уже нас обходят массированные обстрелы энергосистемы, да и с погодой везет, освободившимся временам стоит распорядиться с пользой, подготовившись к будущим возможным авралам. Проблем у нас на самом деле – с головой и выше, несмотря на то, что весна все ближе. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)